
Аналитика / Налогообложение / Как не «проиграть» при проведении лотереи
Как не «проиграть» при проведении лотереи
Если целью проведения стимулирующего мероприятия является привлечение внимания к объекту рекламирования неопределенного круга лиц, то расходы по его проведению рассматриваются как рекламные и нормируются для целей налога на прибыль. При проведении стимулирующей лотереи НДС рекомендуется ставить к вычету только с нормируемой суммы расходов во избежание споров с налоговыми органами
16.07.2013«Актуальная бухгалтерия»Проведение стимулирующих мероприятий (лотерей или конкурсов) является одним из способов обеспечить рост продаж. Участник мероприятия — покупатель получает возможность поучаствовать в конкурсе, победители которого получают призы, или в розыгрыше призов стимулирующей лотереи.
Проведение стимулирующих лотерей регламентируется законом «О лотереях» (подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (далее — Закон № 138-ФЗ)) и требует от организации соблюдения определенных условий и требований. Проведение стимулирующих конкурсов под действие закона «О лотереях» не подпадает.
Налоговый учет расходов на проведение мероприятия и документальное подтверждение
При проведении стимулирующего мероприятия могут производиться следующие расходы:
- приобретение/изготовление призов,
- размещение рекламы мероприятия,
- изготовление брошюр, каталогов,
- аренда помещения для проведения розыгрыша и вручения призов,
- привлечение артистов для участия в мероприятии и прочие.
Теперь рассмотрим, как же учесть все эти расходы в налоговом учете.
Налог на прибыль
Если целью проведения стимулирующего мероприятия является привлечение внимания к объекту рекламирования неопределенного круга лиц, то расходы по его проведению рассматриваются как рекламные. Такие расходы можно вычесть, при этом некоторые виды рекламных расходов являются нормируемыми. В частности, к ним относятся расходы на приобретение (изготовление) призов во время проведения массовых рекламных кампаний — это напрямую предусмотрено Налоговым кодексом (п. 4 ст. 264 НК РФ).
В отношении других расходов существуют различные точки зрения. Так, например, согласно мнению, изложенному в письме Минфина России (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-06/1/619), все расходы, связанные с проведением стимулирующего мероприятия, относятся к нормируемым видам рекламы. Следовательно, они принимаются к вычету в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации. Это письмо является своеобразным шагом навстречу налогоплательщику, ведь ранее Минфин России не признавал такие расходы для целей налога на прибыль (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/1/631, от 21.06.2005 № 03-03-04/4/3).
На практике же многие налогоплательщики выделяют из группы расходов на стимулирующие мероприятия те расходы, которые по определению можно отнести к ненормируемым. Например, такие, как реклама мероприятия в СМИ и Интернете, аренда помещения, изготовление брошюр и каталогов. Как оказалось, такая позиция не является бесспорной, поэтому требует дополнительного документального подтверждения (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/1/631, от 21.06.2005 № 03-03-04/4/3).
Ко всему прочему, на организатора возложена обязанность ежегодно публиковать годовой отчет о проведении лотереи в СМИ и размещать в Интернете. Если срок проведения лотереи составляет несколько месяцев, то предусмотрена и подача ежеквартальной отчетности (п. 9 ст. 20 Закона № 138-ФЗ; приказ Минфина России от 26.04.2012 № 53н). Налоговое законодательство позволяет учесть расходы на размещение в СМИ о проведении стимулирующей лотереи, а также затраты на проведение аудита в составе прочих расходов (подп. 17, 20 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Во избежание проблем с учетом расходов на проведение стимулирующих мероприятий компании следует иметь документы, подтверждающие как сам факт расхода, так и то, что стимулирующее мероприятие имеет рекламный характер. Таким подтверждением могут послужить локальные внутренние документы, такие, как: маркетинговая политика, приказы о проведении лотерей и конкурсов, исследования динамики продаж в период проведения предыдущих мероприятий и так далее.
НДС
Передача товаров (работ, услуг), составляющих призовой фонд стимулирующих лотерей или конкурсов, их победителям признается реализацией и облагается НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Оснований для освобождения от уплаты НДС при проведении стимулирующих лотерей не предусмотрено, поскольку проведение таких мероприятий носит не разрешительный, а уведомительный характер (ст. 7 Закона № 138-ФЗ; пост. Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 15474/11, ФАС МО от 31.07.2012 № А40-7668/12-99-38, от 27.04.2010 № КА-А40/3999-10; определение ВАС РФ от 19.11.2010 № ВАС-8505/10).
При этом существует возможность вычета НДС, понесенного в связи с операцией, облагаемой НДС.
НДФЛ
Как мы уже отмечали, одним из наиболее распространенных вариантов стимулирующего мероприятия является проведение стимулирующей лотереи. Особенностью данного вида лотереи является то, что призовой фонд формируется за счет средств компании — организатора лотереи, а для допуска к участию в лотерее покупателю необходимо выполнить определенные условия, например купить товар на определенную сумму.
Так как стимулирующая лотерея производится с целью рекламы товаров, работ или услуг, в отношении полученных выигрышей применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом выигрыши и призы стоимостью менее 4000 рублей налогообложению не подлежат (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Остается вопрос, будет ли компания — организатор лотереи признаваться налоговым агентом в отношении выигрышей и призов либо обязанность по исчислению и уплате налога должен самостоятельно нести налогоплательщик — победитель лотереи.
Четкого ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не содержит, однако мнения на этот счет содержатся в разъяснениях официальных органов. Так, например, Минфин России говорит о том, что обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента (письмо Минфина России от 12.03.2013 № 03-04-05/9-203, от 19.01.2012 № 03-04-05/9-33). При этом Управление ФНС России разъясняет, что организация признается налоговым агентом в отношении выигрышей и призов только в том случае, если она не зарегистрирована в качестве организатора лотереи в установленном законодательством порядке (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 24.09.2007 № 28-11/90580).
Тем не менее следует отметить, что ранее Минфин России придерживался другого мнения, в соответствии с которым выигравший должен самостоятельно уплачивать налоги (письмо Минфина России от 06.05.2011 № 03-04-05/1-342).
Решив основной вопрос о признании себя налоговым агентом, компания вновь сталкивается с проблемой практического характера. Как правило, выигрыши в стимулирующей лотерее выдаются в неденежной форме, а значит, у налогового агента нет возможности удержать налог при выдаче выигрыша. Следовательно, в такой ситуации обязанность уплатить налог вновь возникает у физического лица, а компания должна выполнить обязанность налогового агента, своевременно уведомив налоговые органы о невозможности удержать налог в установленные законодательством сроки до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. При этом если размер выигрыша не превышает 4000 рублей, то организация не обязана предоставлять в налоговую инспекцию сведения о таких доходах. Однако не следует забывать, что даже в этом случае организация обязана вести персонифицированный учет в отношении физических лиц (письмо Минфина России от 10.07.2006 № 03-05-01-04/206).
Интересный нюанс существует в случаях, когда компания проводит стимулирующую лотерею не своими силами, а привлекает для ее проведения специализированную компанию — оператора лотереи. В таком случае именно оператор лотереи, по мнению финансовых органов, будет признаваться налоговым агентом (письмо Минфина России от 18.07.2006 № 03-05-01-04/215).
Еще один широко используемый вариант проведения стимулирующего мероприятия — рекламная акция, при которой при покупке нескольких наименований товара покупатель получает подарок.
В данном случае такой подарок, по сути, им не является, так как в соответствии с гражданским законодательством дарение — это безвозмездный акт (п. 1 ст. 572 ГК РФ), а при проведении стимулирующего мероприятия покупатель должен выполнить определенное условие, купить товаров на определенную сумму или в определенном количестве. Как правило, стоимость таких «подарков» не превышает 4000 рублей и не создает необходимости удерживать НДФЛ у покупателей — получателей подарков.
Также популярен и такой вариант проведения стимулирующего мероприятия, когда устраивается рекламная акция, при которой приз вкладывается непосредственно в упаковку товара. В такой ситуации при небольшой стоимости призов для компании налоговые риски минимальны, так как, во-первых, не возникает необходимости отчитываться в налоговые органы при стоимости призов менее 4000 рублей, а во-вторых, нет необходимости вести персонифицированный учет, так как конечный получатель приза неизвестен.
Таким образом, при планировании рекламного стимулирующего мероприятия необходимо заранее продумывать возможные налоговые последствия, и тогда стимулирующие мероприятия принесут радость и пользу как для организаторов, так и для участников.
Бухгалтерский учет расходов на проведение мероприятия
Поскольку стимулирующая лотерея является разновидностью рекламы, расходы на ее проведение следует отражать как расходы по обычным видам деятельности на счете 44 «Расходы на продажу» (п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Товары, формирующие призовой фонд, а также купоны, анкеты, билеты, заказанные в типографии, следует учитывать на счете 10 «Материалы», поскольку они не предназначены для перепродажи.
Пример
ООО «Техника» проводит стимулирующую лотерею. Согласно ее условиям, каждый клиент, сделавший покупку в период с 1 декабря по 31 декабря на сумму не менее 4000 руб., получает купон. Заполненные купоны принимают участие в розыгрыше призов 31 декабря.
Стоимость главного приза (микроволновая печь) — 10 000 руб. без НДС. Стоимость поощрительных призов — 50 000 руб. без НДС. Стоимость изготовления купонов (типографским способом) составила 5000 руб. без НДС. Типография на режиме УСН.
Выручка компании за указанный период составляет 4 000 000 руб., соответственно максимальная сумма принимаемых нормируемых рекламных расходов составляет 40 000 руб. Оставшаяся сумма 25 000 руб. (10 000 + 50 000 + 5000 – 40 000) для целей налога на прибыль принята не будет. Компания придерживается консервативного подхода и принимает к вычету НДС по нормируемым расходам для налога на прибыль тоже в пределах норм. Таким образом, «входной» НДС по указанным непринимаемым расходам составит 3600 руб. ((10 000 + 50 000 – 40 000) руб. × 18%), а по принимаемым составит 7200 руб.
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 5000 руб. — оприходованы купоны, полученные из типографии;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 60 000 руб. (10 000 + 50 000) — оприходованы призы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 10 800 руб. (60 000 руб. × 18%) — отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– 5000 руб. — купоны, переданные участникам лотереи, списаны на расходы;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– 60 000 руб. — стоимость призов включена в расходы на продажу;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68
– 10 800 руб. (60 000 руб. × 18%) — начислен НДС со стоимости призов;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 7200 руб. — принят к вычету «входной НДС» в пределах норматива;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
– 3600 руб. — списание не принятого к вычету НДС на прочие непринимаемые расходы;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
- 7880 руб. (3 600 + 25 000 + 10 800) × 20% — начислено постоянное налоговое обязательство.
Темы: НДС  Налог на прибыль  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 17.06.2025 Принят законопроект о новых правилах налогообложения международных холдинговых компаний
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 16.07.2025 Как рассчитать и заплатить НДФЛ с процентов по вкладам за 2024 год: пример от налоговой
- 15.07.2025 Налоговики рассказали, как отказаться от вычета в пользу другого родителя
- 14.07.2025 Крупную матпомощь при рождении детей освободили от НДФЛ и взносов
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 16.07.2025
Налоговый орган
начислил пени, приходящиеся на доначисленные суммы НДС и налога на прибыль организаций, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт начисления пеней признан правомерным, установлено, что налоговым органом исключены начисления пеней в период действия моратория.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм
- 10.07.2025
1) Налоговый
орган оставил без рассмотрения апелляционную жалобу общества, поданную в связи с привлечением общества к налоговой ответственности; 2) Жалоба общества на действия налогового органа, выразившиеся в отказе в рассмотрении апелляционной жалобы, была оставлена без удовлетворения в связи с неоформлением доверенности надлежащим образом.Итог: 1) В удовлетворении требования отказано, поско
- 09.07.2025
Проверкой выявлена
реализация налогоплательщиком объектов недвижимости по заниженной стоимости в пользу взаимозависимого лица.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отклонение цены продажи от рыночной признано существенным, разумные экономические причины заключения договоров не раскрыты, сделки направлены на получение необоснованной экономической выгоды; по эпизоду доначисления налого
- 26.06.2025
Оспариваемыми решениями
обществу доначислены НДФЛ, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а также начислен штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку в решениях налогового органа не отражены признаки, позволяющие в соответствии с трудовым законодательством квалифицировать отношения, возникшие между обществом и самозанятыми физическими лицами, в качестве трудовых отношений.
- 26.06.2025
По результатам
камеральной проверки предпринимателю доначислен НДФЛ и начислен штраф в связи с использованием формального документооборота в целях получения необоснованной налоговой экономии в виде неправомерного завышения профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ путем учета фактически не произведенных и документально не подтвержденных расходов на поставку нефтепродуктов.Итог: в удовлетворении тре
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДФЛ, начислены пени.Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам.
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 03.07.2025 Письмо Минфина России от 26.05.2025 г. № 03-11-09/51466
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 18.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-04-06/48176
- 18.07.2025 Письмо Минфина России от 30.06.2025 г. № 03-04-09/63421
- 16.07.2025 Письмо Минфина России от 19.05.2025 г. № 03-04-05/48925
Комментарии