
Аналитика / Налогообложение / Как не «проиграть» при проведении лотереи
Как не «проиграть» при проведении лотереи
Если целью проведения стимулирующего мероприятия является привлечение внимания к объекту рекламирования неопределенного круга лиц, то расходы по его проведению рассматриваются как рекламные и нормируются для целей налога на прибыль. При проведении стимулирующей лотереи НДС рекомендуется ставить к вычету только с нормируемой суммы расходов во избежание споров с налоговыми органами
16.07.2013«Актуальная бухгалтерия»Проведение стимулирующих мероприятий (лотерей или конкурсов) является одним из способов обеспечить рост продаж. Участник мероприятия — покупатель получает возможность поучаствовать в конкурсе, победители которого получают призы, или в розыгрыше призов стимулирующей лотереи.
Проведение стимулирующих лотерей регламентируется законом «О лотереях» (подп. 2 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (далее — Закон № 138-ФЗ)) и требует от организации соблюдения определенных условий и требований. Проведение стимулирующих конкурсов под действие закона «О лотереях» не подпадает.
Налоговый учет расходов на проведение мероприятия и документальное подтверждение
При проведении стимулирующего мероприятия могут производиться следующие расходы:
- приобретение/изготовление призов,
- размещение рекламы мероприятия,
- изготовление брошюр, каталогов,
- аренда помещения для проведения розыгрыша и вручения призов,
- привлечение артистов для участия в мероприятии и прочие.
Теперь рассмотрим, как же учесть все эти расходы в налоговом учете.
Налог на прибыль
Если целью проведения стимулирующего мероприятия является привлечение внимания к объекту рекламирования неопределенного круга лиц, то расходы по его проведению рассматриваются как рекламные. Такие расходы можно вычесть, при этом некоторые виды рекламных расходов являются нормируемыми. В частности, к ним относятся расходы на приобретение (изготовление) призов во время проведения массовых рекламных кампаний — это напрямую предусмотрено Налоговым кодексом (п. 4 ст. 264 НК РФ).
В отношении других расходов существуют различные точки зрения. Так, например, согласно мнению, изложенному в письме Минфина России (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-06/1/619), все расходы, связанные с проведением стимулирующего мероприятия, относятся к нормируемым видам рекламы. Следовательно, они принимаются к вычету в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации. Это письмо является своеобразным шагом навстречу налогоплательщику, ведь ранее Минфин России не признавал такие расходы для целей налога на прибыль (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/1/631, от 21.06.2005 № 03-03-04/4/3).
На практике же многие налогоплательщики выделяют из группы расходов на стимулирующие мероприятия те расходы, которые по определению можно отнести к ненормируемым. Например, такие, как реклама мероприятия в СМИ и Интернете, аренда помещения, изготовление брошюр и каталогов. Как оказалось, такая позиция не является бесспорной, поэтому требует дополнительного документального подтверждения (письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/1/631, от 21.06.2005 № 03-03-04/4/3).
Ко всему прочему, на организатора возложена обязанность ежегодно публиковать годовой отчет о проведении лотереи в СМИ и размещать в Интернете. Если срок проведения лотереи составляет несколько месяцев, то предусмотрена и подача ежеквартальной отчетности (п. 9 ст. 20 Закона № 138-ФЗ; приказ Минфина России от 26.04.2012 № 53н). Налоговое законодательство позволяет учесть расходы на размещение в СМИ о проведении стимулирующей лотереи, а также затраты на проведение аудита в составе прочих расходов (подп. 17, 20 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Во избежание проблем с учетом расходов на проведение стимулирующих мероприятий компании следует иметь документы, подтверждающие как сам факт расхода, так и то, что стимулирующее мероприятие имеет рекламный характер. Таким подтверждением могут послужить локальные внутренние документы, такие, как: маркетинговая политика, приказы о проведении лотерей и конкурсов, исследования динамики продаж в период проведения предыдущих мероприятий и так далее.
НДС
Передача товаров (работ, услуг), составляющих призовой фонд стимулирующих лотерей или конкурсов, их победителям признается реализацией и облагается НДС (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Оснований для освобождения от уплаты НДС при проведении стимулирующих лотерей не предусмотрено, поскольку проведение таких мероприятий носит не разрешительный, а уведомительный характер (ст. 7 Закона № 138-ФЗ; пост. Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 15474/11, ФАС МО от 31.07.2012 № А40-7668/12-99-38, от 27.04.2010 № КА-А40/3999-10; определение ВАС РФ от 19.11.2010 № ВАС-8505/10).
При этом существует возможность вычета НДС, понесенного в связи с операцией, облагаемой НДС.
НДФЛ
Как мы уже отмечали, одним из наиболее распространенных вариантов стимулирующего мероприятия является проведение стимулирующей лотереи. Особенностью данного вида лотереи является то, что призовой фонд формируется за счет средств компании — организатора лотереи, а для допуска к участию в лотерее покупателю необходимо выполнить определенные условия, например купить товар на определенную сумму.
Так как стимулирующая лотерея производится с целью рекламы товаров, работ или услуг, в отношении полученных выигрышей применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК РФ). При этом выигрыши и призы стоимостью менее 4000 рублей налогообложению не подлежат (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Остается вопрос, будет ли компания — организатор лотереи признаваться налоговым агентом в отношении выигрышей и призов либо обязанность по исчислению и уплате налога должен самостоятельно нести налогоплательщик — победитель лотереи.
Четкого ответа на этот вопрос Налоговый кодекс не содержит, однако мнения на этот счет содержатся в разъяснениях официальных органов. Так, например, Минфин России говорит о том, что обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов, полученных налогоплательщиком от участия в стимулирующей лотерее, возлагается на налогового агента (письмо Минфина России от 12.03.2013 № 03-04-05/9-203, от 19.01.2012 № 03-04-05/9-33). При этом Управление ФНС России разъясняет, что организация признается налоговым агентом в отношении выигрышей и призов только в том случае, если она не зарегистрирована в качестве организатора лотереи в установленном законодательством порядке (письмо Управления ФНС России по г. Москве от 24.09.2007 № 28-11/90580).
Тем не менее следует отметить, что ранее Минфин России придерживался другого мнения, в соответствии с которым выигравший должен самостоятельно уплачивать налоги (письмо Минфина России от 06.05.2011 № 03-04-05/1-342).
Решив основной вопрос о признании себя налоговым агентом, компания вновь сталкивается с проблемой практического характера. Как правило, выигрыши в стимулирующей лотерее выдаются в неденежной форме, а значит, у налогового агента нет возможности удержать налог при выдаче выигрыша. Следовательно, в такой ситуации обязанность уплатить налог вновь возникает у физического лица, а компания должна выполнить обязанность налогового агента, своевременно уведомив налоговые органы о невозможности удержать налог в установленные законодательством сроки до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. При этом если размер выигрыша не превышает 4000 рублей, то организация не обязана предоставлять в налоговую инспекцию сведения о таких доходах. Однако не следует забывать, что даже в этом случае организация обязана вести персонифицированный учет в отношении физических лиц (письмо Минфина России от 10.07.2006 № 03-05-01-04/206).
Интересный нюанс существует в случаях, когда компания проводит стимулирующую лотерею не своими силами, а привлекает для ее проведения специализированную компанию — оператора лотереи. В таком случае именно оператор лотереи, по мнению финансовых органов, будет признаваться налоговым агентом (письмо Минфина России от 18.07.2006 № 03-05-01-04/215).
Еще один широко используемый вариант проведения стимулирующего мероприятия — рекламная акция, при которой при покупке нескольких наименований товара покупатель получает подарок.
В данном случае такой подарок, по сути, им не является, так как в соответствии с гражданским законодательством дарение — это безвозмездный акт (п. 1 ст. 572 ГК РФ), а при проведении стимулирующего мероприятия покупатель должен выполнить определенное условие, купить товаров на определенную сумму или в определенном количестве. Как правило, стоимость таких «подарков» не превышает 4000 рублей и не создает необходимости удерживать НДФЛ у покупателей — получателей подарков.
Также популярен и такой вариант проведения стимулирующего мероприятия, когда устраивается рекламная акция, при которой приз вкладывается непосредственно в упаковку товара. В такой ситуации при небольшой стоимости призов для компании налоговые риски минимальны, так как, во-первых, не возникает необходимости отчитываться в налоговые органы при стоимости призов менее 4000 рублей, а во-вторых, нет необходимости вести персонифицированный учет, так как конечный получатель приза неизвестен.
Таким образом, при планировании рекламного стимулирующего мероприятия необходимо заранее продумывать возможные налоговые последствия, и тогда стимулирующие мероприятия принесут радость и пользу как для организаторов, так и для участников.
Бухгалтерский учет расходов на проведение мероприятия
Поскольку стимулирующая лотерея является разновидностью рекламы, расходы на ее проведение следует отражать как расходы по обычным видам деятельности на счете 44 «Расходы на продажу» (п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Товары, формирующие призовой фонд, а также купоны, анкеты, билеты, заказанные в типографии, следует учитывать на счете 10 «Материалы», поскольку они не предназначены для перепродажи.
Пример
ООО «Техника» проводит стимулирующую лотерею. Согласно ее условиям, каждый клиент, сделавший покупку в период с 1 декабря по 31 декабря на сумму не менее 4000 руб., получает купон. Заполненные купоны принимают участие в розыгрыше призов 31 декабря.
Стоимость главного приза (микроволновая печь) — 10 000 руб. без НДС. Стоимость поощрительных призов — 50 000 руб. без НДС. Стоимость изготовления купонов (типографским способом) составила 5000 руб. без НДС. Типография на режиме УСН.
Выручка компании за указанный период составляет 4 000 000 руб., соответственно максимальная сумма принимаемых нормируемых рекламных расходов составляет 40 000 руб. Оставшаяся сумма 25 000 руб. (10 000 + 50 000 + 5000 – 40 000) для целей налога на прибыль принята не будет. Компания придерживается консервативного подхода и принимает к вычету НДС по нормируемым расходам для налога на прибыль тоже в пределах норм. Таким образом, «входной» НДС по указанным непринимаемым расходам составит 3600 руб. ((10 000 + 50 000 – 40 000) руб. × 18%), а по принимаемым составит 7200 руб.
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 5000 руб. — оприходованы купоны, полученные из типографии;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 60 000 руб. (10 000 + 50 000) — оприходованы призы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 10 800 руб. (60 000 руб. × 18%) — отражен «входной» НДС;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– 5000 руб. — купоны, переданные участникам лотереи, списаны на расходы;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– 60 000 руб. — стоимость призов включена в расходы на продажу;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68
– 10 800 руб. (60 000 руб. × 18%) — начислен НДС со стоимости призов;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 7200 руб. — принят к вычету «входной НДС» в пределах норматива;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
– 3600 руб. — списание не принятого к вычету НДС на прочие непринимаемые расходы;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
- 7880 руб. (3 600 + 25 000 + 10 800) × 20% — начислено постоянное налоговое обязательство.
Темы: НДС  Налог на прибыль  НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)  
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 31.07.2025 Минфин готовит налог на прибыль «дочек» холдингов по ставке 15% внутри России
- 13.08.2025 Минфин: рост ставки НДФЛ на дивиденды может дестимулировать развитие финрынка
- 12.08.2025 ФНС: родители не получат вычет по НДФЛ за обучение у самозанятого без статуса ИП
- 07.08.2025 ФНС подготовила новые коды доходов и вычетов по НДФЛ
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что обществом были искажены сведения о фактах его хозяйственной жизни и объекте налогообложения, что лишило общество права на получение преференций в виде права на вычеты по НДС по сделкам с контрагентами.
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и НДС, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом были искусственно созданы условия для получения налоговой экономии путем формального заключения сделок с контрагентами, не ведущими реальной экономической деятельности и не исполняющими налоговые обязательства, основной целью которых являлось снижение налогов
- 13.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем совершения операций
- 13.08.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду: 1) Неправомерного завышения расходов на оплату труда путем создания искусственного документооборота; 2) Восстановления не в полном размере НДС, ранее принятого к вычету с сумм, перечисленных в счет предстоящих поставок товаров.Итог: требование удовлетворено в части, так как: 1) Выплаты по страховым взносам являлись мнимыми и выплачивал
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 10.08.2025
Налоговый орган доначислил НДС,
налоги на прибыль и имущество, взыскал пени и штраф ввиду создания схемы "дробления бизнеса" в виде перевода части единого бизнеса на взаимозависимые юридические лица, что позволило обществу вывести часть своей выручки из-под обложения налогами по общей системе и неправомерно применять УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что общество и контрагенты являлись взаимоза
- 30.07.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ, пени и штраф, выявив, что последний не исполнил обязанность налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в отношении компенсационных выплат сотрудникам за работу в тяжелых и вредных условиях труда.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как тот факт, что спорные выплаты обусловлены несением сотрудниками налогоплательщика реаль
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 09.07.2025 Письмо Минфина России от 14.05.2025 г. № 03-03-06/1/47349
- 07.07.2025 Письмо Минфина России от 20.05.2025 г. № 03-03-06/1/49161
- 04.07.2025 Письмо Минфина России от 22.05.2025 г. № 03-03-06/3/50292
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-04-05/44632
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-04-05/33661
- 24.07.2025 Письмо Минфина России от 06.05.2025 г. № 03-04-05/44880
Комментарии