Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Трудноизвлекаемые налоги

Трудноизвлекаемые налоги

Документ под названием "Основные направления налоговой политики" (ОННП), ежегодно принимаемый правительством в качестве базы для подготовки бюджета на следующую трехлетку, как и ранее, посвящен реформированию нефтегазовых налогов. Увы, давно востребованный нефтяниками переход с НДПИ на НДД вновь откладывается

14.06.2013
«Коммерсантъ»
Автор: Вадим Вислогузов

Отложенный коэффициент

Правительство РФ на заседании 30 мая одобрило "Основные направления налоговой политики на 2014-2016 годы". Этим документом среди прочего газодобывающим компаниям обещан новый подход к исчислению ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — на основе формулы, учитывающий экономику добычи на месторождениях. Нефтяникам Минфин намерен предложить набор фискальных льгот при разработке шельфа и трудноизвлекаемых запасов. 

Новации здесь обещаны по четырем направлениям. Первое — переход с 2014 года на так называемый формульный подход к исчислению ставки НДПИ при добыче природного газа. В "Основных направлениях..." Минфин обозначил принципы нового подхода. Бюджетные доходы от НДПИ на газ должны быть сохранены на нынешнем уровне, в формуле должны быть учтены средние оптовые цены газа на внутреннем рынке и его экспортная цена, должно в ней найтись место для средней цены нефти URALS и курса рубля к доллару. Кроме того, при определении ставки налога будет применен специальный коэффициент, учитывающий компонентный состав месторождения (баланс газа и конденсата в добыче), а также региональный коэффициент. 

Непосредственно на заседании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что избежать потерь бюджета при переходе на "газовую формулу", возможно, не удастся. Поскольку Владимир Путин поставил перед Белым домом задачу сдерживать тарифы монополий, тарифы на газ в 2014-2015 годах могут быть проиндексированы менее чем на 15% в год, как ранее предполагалось (Минэкономразвития предлагает снизить темпы роста тарифов на газ для промышленных потребителей до 5%). "Нюанс состоит в том, какие решения будут приняты в отношении цен на газ на 2014-2015 годы. В случае если они будут индексироваться меньшими темпами и будет применена формула, будут потери в прогнозируемых доходах бюджета",— пояснил вице-премьер. 

Вторая нефтегазовая тема "Основных направлений..." — льготы для шельфа. Точнее, для компаний, рискнувших вложить деньги в разработку "новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Каспийском море". Таким инвесторам обещан особый режим налогообложения и таможенно-тарифного регулирования. Это адвалорные ставки НДПИ (в размере от 5% до 30%) в зависимости от категории сложности проекта освоения нового морского месторождения, а также неизменность налоговых ставок для инвесторов на период от 5 до 15 лет. Также компаниям будет предоставлен неограниченный срок переноса налоговых убытков и механизм ускоренной амортизации при определении налога на прибыль. 

Это будет возможно, если разработчики наладят раздельный учет доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией каждого проекта освоения новых месторождений, и будут отдельно определять налоговую базу по каждому из них. Как обещает Минфин, добытые на новых морских месторождениях нефть и газ будут освобождены от вывозных таможенных пошлин. Кроме того, оборудование, используемое при реализации проектов, будет освобождено от налога на имущество организаций, от НДС и ввозных пошлин. 

Третья составляющая нефтегазовой части "Основных направлений.." — это обещание Минфина завершить разработку специального налогового режима для нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов. Уже подготовленный ведомствами проект федерального закона предусматривает применение к ставке НДПИ для такой нефти специального коэффициента, характеризующего степень сложности добычи. Он будет учитывать показатели проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины конкретной залежи участка. Применительно к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям коэффициент будет равен нулю, в отношении тюменских отложений — 0,8. 

Для получения этой льготы нефтяникам предлагается наладить систему прямого раздельного учета добываемого сырья, под которой понимается отдельная система сбора и подготовки нефти. Отметим, что это условие уже вызвало возражения у компаний. На прошедших в мае в Госдуме парламентских слушаниях по "Основным направлениям..." губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова заявила, что нефтекомпании, скорее всего, не смогут воспользоваться обещанными льготами именно из-за требования раздельного учета трудноизвлекаемой нефти. Причиной этому могут стать большие затраты, которые придется осуществить компаниям. По словам губернатора нефтяного округа, нефтяникам придется "продублировать значительную часть наземной инфраструктуры и создать принципиально новую дорогостоящую подземную часть". 

Гипотетическая составляющая

Четвертый касающийся нефтяников пункт ОННП, в отличие от первых трех, пока носит скорее теоретический характер. "В рамках реализации долгосрочной стратегии налоговой реформы в нефтяном секторе возможно начало процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть". Речь идет о желании Минфина начать снижение экспортной пошлины на нефть с параллельным повышением НДПИ. 

Сама по себе идея постепенного отказа от почти нигде в мире не применяемых экспортных пошлин (при внешней торговле принято облагать импорт) не является чем-то новым. Но ранее Минфин говорил об этой возможности лишь в теоретическом плане. Объяснялось это высокой "ценой" нефтяной пошлины для федерального бюджета (2,5 трлн руб. из 12,9 трлн руб. всех его доходов в 2012 году). Тем не менее в 2011 году работавшие над "Стратегией-2020" правительственные эксперты написали целый доклад на эту тему. Необходимость отказа от вывозной пошлины они объяснили тем, что консервация заниженных внутренних цен на углеводороды снижает конкурентоспособность российской экономики. 

Аргументы в пользу "размена" пошлины на НДПИ у Минфина те же, что у авторов "Стратегии-2020". "Экспортные пошлины на нефть — мера нерыночная, это субсидирование экономики",— считает руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. Перенос нагрузки на НДПИ, по его словам, расширит облагаемую базу. Ведь налог на добычу компании платят со всей нефти, пошлину — только с экспортируемой (это примерно половина от добытой). В ведомстве при этом признают, что повышение НДПИ неизбежно приведет к росту внутренних цен на нефть. Чтобы снизить негативный эффект от этого, Минфин предлагает растянуть процесс замены одного платежа другим на период до 30 лет. Пока детальных расчетов этого нет и сроки начала возможного "налогового маневра" не называются. "Реализация такого решения возможна только после детальной оценки всех бюджетных и экономических эффектов от его принятия",— сказано в тексте "Основных направлений...". 

Любопытно, что в одобренном правительством плане налоговых изменений нет ни слова о другой идее Минфина, реализации которой давно ждут нефтяники. Речь идет о замене НДПИ для нефтяной отрасли новым налогом на дополнительный доход (НДД). Смысл новации — облагать не нефть в момент ее добычи, как сейчас, а накопленную за время разработки месторождения прибыль, понимаемую как разницу между доходами и расходами за весь срок освоения участка. Ставка налога должна увеличиваться по мере роста добычи сырья и снижаться при ее сокращении. "Это более гибкая система,— заявлял ранее заместитель главы Минфина Сергей Шаталов,— она сдвигает нагрузку во времени, перенося ее максимум на период интенсивной разработки". Ввиду того что сумма налога будет увязана с затратами, ввести НДД обещают только для относительно новых месторождений, ведь документально обосновать затраты по участкам недр, разрабатываемым еще с советского периода, весьма затруднительно. 

Отметим, что ранее Минфин увязывал введение НДД с принятием новых правил контроля трансфертного ценообразования. "Трансфертный" закон уже принят и действует, но идею НДД Минфин сейчас уже не продвигает. За него это сделали эксперты "Открытого правительства", которые также обсудили налоговый документ накануне его одобрения Белым домом. В принятом по итогам дискуссии заключении членов экспертного совета при правительстве Минфину среди прочего предложено "обозначить позицию по вопросу введения налога на дополнительный доход в нефтегазовой отрасли". Отметим, что профильное для нефтяников министерство — Минэнерго — свою позицию по НДД уже обозначило. В плане деятельности этого ведомства на период до 2018 года переход на новый налоговый режим для нефтяных компаний на основе налогообложения финансового результата (другое название системы НДД) запланирован уже на 2016 год. Ранее Минэнерго обещало разработать модель перехода на НДД уже до конца текущего года и в 2014-м в рамках эксперимента применить ее к ряду месторождений "Башнефти" и ЛУКОЙЛа.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 28.07.2016   Судами мотивированно и со ссылкой на нормы права и установленные по делу фактические обстоятельства обоснованно отклонены доводы общества об отсутствии регламентированного порядка согласования проектной документации, а также доводы о том, что общество предприняло все действия по согласованию нормативов технологических потерь и проектной документации. При таких обстоятельствах являются правильными выводы судов о том, что при отсутствии утвержденных в устано
  • 07.07.2016   Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно и может определяться прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье) методом (п. 2 ст. 339 НК РФ). В случае, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, оно определяется с учето
  • 23.06.2016   Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что кооператив применял вычеты с нарушением особого порядка, предусмотренного законодательством, и мотивированно согласился с произведенными налоговым органом расчетами вычетов по НДС, приходящихся на реализованные драгоценные металлы, достоверно определяющими за весь проверяемый период момент производства (выпуск готовой продукции) драгоценных металлов, а также момент их реализации банку.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »