Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / При предоставлении премий покупателям налоговая база не пересчитывается

При предоставлении премий покупателям налоговая база не пересчитывается

Поощрительные выплаты за объемы приобретенных товаров не изменяют их стоимость, если это прямо не предусмотрено условиями договора

28.05.2013
«Учет в сельском хозяйстве»
Автор: Л.Г. Лагутина, доцент кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» МУ им. С.Ю. Витте, к. э. н.

Применение премий и бонусов ограничено

По согласованию сторон и на условиях, предусмотренных договором, допускается изменение цены после заключения договора (п. 2 ст. 424, п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Исключение составляют ситуации, когда условие предписано законом или иными правовыми актами. То есть применяемые поощрения устанавливаются продавцом и согласуются с покупателями.

Стоит учитывать, что при реализации продовольственных товаров Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ установлены ограничения на применение премий и бонусов. Так, согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ, в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое за покупку определенного количества продовольственных товаров. 

Размер вознаграждения согласуется сторонами сделки, включается в ее цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Кроме того, он не может превышать 10 процентов от цены.

Не допускается выплата вознаграждения при приобретении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров. Их перечень установлен постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530. 

Сюда относятся хлеб и хлебобулочные изделия, молоко, мясо кур. Таким образом, независимо от условий договора при реализации продовольственных товаров премии и бонусы не изменяют стоимость ранее поставленных товаров.

Какие-либо особенности реализации непродовольственных товаров законодательством РФ не установлены. Поэтому предоставленные покупателю премии могут как изменять cтоимость ранее поставленных товаров, так и не изменять ее.

Об этом говорится в письме Минфина России от 7 сентября 2012 г. № 03-07-11/364.

Премия не уменьшает стоимость отгруженных товаров

База по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров определяется исходя из их стоимости (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Чиновники Минфина России высказали мнение, согласно которому порядок обложения налогом на добавленную стоимость зависит от того, изменяют премии цену товара или нет. 

Пересчет налога необходим, если такая премия изменяет стоимость ранее поставленных товаров (письмо № 03-07-11/364). В этом случае премия, по сути, является скидкой, приводящей к уменьшению стоимости ранее отгруженных товаров. 

При этом продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру. Положительную разницу между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости товаров до и после ее уменьшения, можно принять к вычету.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № 11637/11 разъясняется, что поскольку премии непосредственно связаны с поставками товаров, то являются формой торговых скидок. 

Поэтому они уменьшают стоимость поставленных товаров. А это влечет необходимость изменения базы по налогу на добавленную стоимость у поставщика и суммы налогового вычета у покупателя.

Однако законодатели Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ закрепили другую позицию. Статья 154 Налогового кодекса РФ была дополнена пунк­­­­­­­­том 2.1. Согласно ему предоставление продавцом премии за выполнение покупателем определенных условий договора поставки, включая приобретение определенного объема товаров, не уменьшает для целей исчисления налоговой базы по НДС стоимость отгруженных товаров. 

Исключение в данном правиле составляют случаи, когда уменьшение стоимости товаров на сумму премии предусмотрено договором.

Таким образом, при предоставлении бонусов и премий налоговую базу корректировать не нужно.

Если же договором предусмотрено уменьшение стоимости товаров, то необходимо провести корректировку налоговой базы. Для этого выставляется корректировочный счет-фактура в порядке, пре­дусмотренном подпунктом 4 пункта 3 статьи 170, пунктом 13 статьи 171, пунк­­­­том 10 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

То есть при уменьшении стоимости товаров продавец имеет право на принятие налога на добавленную стоимость к вычету. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом, является документом, служащим основанием для этого. Вычет рассчитывается как разница между суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: НДС   Торговля  

НДС
  • 07.10.2025  

    Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн

  • 07.10.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС. 

  • 07.10.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ


Вся судебная практика по этой теме »

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »