Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Как правильно и без проблем отчитаться по упрощенке

Как правильно и без проблем отчитаться по упрощенке

Не позднее 1 апреля 2013 года компании на «упрощенке» должны сдать декларацию по единому налогу.А должны ли упрощенщики сдавать баланс? С ответа на этот вопрос и начнем

27.02.2013
«КонсультантПлюс»

Бухгалтерский учет, отчетность при «упрощенке», учетная политика

В 2013 году в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» компании на упрощенке обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Предпринимателей закон о бухучете по-прежнему не касается.

А вот сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год упрощенщикам не надо. Ведь до 2013 года эти компании не вели учет. Впервые им предстоит отчитываться в полной мере только в следующем году: в 2014 за 2013-й.

Возникает вопрос: надо ли восстанавливать учет? Ведь в бухгалтерской отчетности показываются данные предыдущих годов... Как таковой обязанности восстанавливать бухучет за предыдущие годы у компаний на упрощенке нет. Однако сделать это все-таки стоит. Чтобы нормально функционировать в дальнейшем.

Теперь несколько слов об учетной политике. Согласно статье 313 НК РФ и ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.), учетная политика должна применяться из года в год последовательно.Таким образом, учетную политику утверждают один раз – лучше делать это прирегистрации компании. А из года в год при необходимости в документ вносятся изменения и дополнения. В результате появляются новые редакции учетной политики. В приказе генеральный директор может так и прописать: «Утвердить новую редакцию учетной политики в соответствии со следующими изменениями». И дальше по тексту приказа эти изменения перечислить.

В учетной политике надо упомянуть все без исключения формы первичных документов, которые использует компания. В 2012 году мы еще работали с унифицированными формами. Но теперь благодаря закону о бухучете такая необходимость отпала. Компании, в том числе и на упрощенке, могут сами разрабатывать формы первички. Главное – утвердить их внутренним документом и прописать в учетной политике.

Если применяются бухгалтерские справки, их образцы тоже надо привести в учетной политике. Кстати, перечень всей документации надо не только включить в УП, но и подшить образцы в учетную политику в качестве приложений. Рекомендуется подшивать к учетной политике и бухгалтерскую отчетность.

В учетной политике нужно прописать, в каком виде компания ведет книгу учета доходов и расходов – в бумажном или электронном.

Книга учета доходов и расходов

Допустим, вы заполняете книгу учета доходов и расходов в автоматизированной системе учета. Там она представлена в развернутом виде. При этом книга учета доходов и расходов имеет не рекомендуемую, а обязательную форму. Значит, при сдаче книги в налоговую инспекцию ее надо представлять в сокращенном виде.

Кстати, в этом году заверять книгу учета в налоговой вы будете в последний раз. С 2013 года такой обязанности у упрощенщиков нет. Зато появилась новая форма этого налогового регистра. В ней для тех, кто применяет «доходную» упрощенку, чиновники предусмотрели новый раздел.

Книгу за 2012 год лучше принести для заверения, даже если деятельности у компании не было. Причем, у налогоплательщиков нет обязанности сдавать второй экземпляр этого регистра. Теоретически в инспекции должны поставить на книге отметку и вернуть компании. Но на практике инспекторы часто просят на проверку второй экземпляр. Поэтому во избежание лишних препирательств с ИФНС лучше сразу готовить два экземпляра книги учета доходов и расходов. Но и уговаривать инспекторов взять второй экземпляр книги не стоит. Главное, чтобы на регистре компании после 31 марта стояла отметка из инспекции.

Частые ошибки в отражении минимального налога и авансовых платежей

Компании на упрощенке нужно дождаться окончания года и посмотреть, не выходит ли она на минимальный налог.

Предположим, в течение года компания слетает с упрощенной системы. Организация несла большие расходы при маленьких доходах, но поменялись учредители на юрлица. В итоге компания три квартала проработала на упрощенке, а на четвертом потеряла на нее право. Последний квартал надо пересчитать по общему режиму. Налоговый период по упрощенке будет не год, а три квартала. В этом случае нужно проверить, не выходит ли она на минимальный налог по итогам девяти месяцев.

Следующая ситуация: вначале у компании превалировали доходы, а потом стало больше расходов. Организация платила авансовые платежи по единому налогу, а в дальнейшем вышла на убыток и стала платить минимальный налог. В этой ситуации авансовые платежи не засчитываются в счет минимального налога. Они переносятся на следующий год. Вне зависимости от авансовых платежей нужно перечислить минимальный налог. Наступил следующий год. Нужно заплатить авансы за первый квартал. Можно ли уменьшить авансовый платеж на те, что были уплачены в прошлом году? Вроде бы можно. Но по оглядке на статью 346.18 НК РФ инспекторы рассуждают, что компания может уменьшать суммы авансового платежа не отчетного периода, а по целому году. В итоге компания платит авансы за первый, второй кварталы, за девять месяцев. И только при расчете за год можно засчитывать переплату по прошлому году.

На местах инспекторы иногда идут навстречу и разрешают платить авансовый платеж по первому кварталу за минусом прошлогодней переплаты. Но тогда обязательно нужно пройти сверку с налоговой инспекцией. На эту тему можно посмотреть письмо Минфина России от 22 июля 2008 г. № 03-11-04/2/111.

Заполнение раздела 2 декларации

Давайте разберем пример заполнения декларации по упрощенке при объекте «доходы минус расходы». Итак, начинать лучше всегда с раздела 2 декларации. У компании, например, есть сумма доходов – скажем, 3 млн руб. Показатель вносится в строку 210 раздела 2. Сумма расходов – 1 800 000 руб. – в строку 220. Ставка налога в строке 201 – 15 процентов. Если убытка в текущем и прошлых периодах не было, то строчки 230 и 250 просто не заполняются. Налоговая база при объекте «доходы минус расходы» 1 200 000 руб. (3 000 000 – 1 800 000). Этот показатель заносится в строку 240.

В строку 260 «Сумма исчисленного налога за налоговый период» вносится значение, рассчитанное как произведение налоговой базы на ставку. В нашем примере это 180 000 руб. (1 200 000 руб. х 15%). Дальше идет строка 270 по сумме минимального налога. Всегда при объекте «доходы минус расходы», даже если единый налог получился больше, минимальный налог надо тоже рассчитывать. То есть строку 270 оставлять пустой нельзя. Минимальный налог – это 1 процент от доходов. По нашему примеру – 30 000 руб. (3 000 000 руб. х 1%).

Заполнение раздела 1 декларации

Переходим к заполнению раздела 1 декларации. Там надо отразить авансовые платежи нарастающим итогом за первый квартал, полугодие и девять месяцев соответственно. Предположим, за первый квартал компания перечислила 50 000 руб., за второй – 30 000 руб., за третий – 30 000 руб. Тогда по строке 030 будет значение 50 000 руб., по строке 040 – 80 000 руб., по строке 050 – 110 000 руб. Это те суммы, которые перечислены в бюджет не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Если же по какой-то причине авансы не платились, их все равно надо исчислить и внести в декларацию. Налоговая инспекция увидит, что фактически суммы не приходили, и начислит пени. Этого не избежать.

Обратите внимание на важный момент. Например, в первом квартале у компании была прибыль. Когда рассчитали полугодие, получился убыток. С убытка платить авансовые платежи не надо. Получается, по полугодию – ноль. Значит, в строке 040 нужно поставить «0». В этом случае не нужно руководствоваться принципом нарастания показателей по авансовым платежам.

Переходим к строке 060 «Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период». При объекте «доходы минус расходы» надо определить, больше или равна сумма исчисленного налога по строке 260 значению по строке 050 и значению суммы минимального налога по строке 270. В нашем примере так и есть. Тогда в строку 060 вносится разница между значениями по строкам 260 и 050. Это 70 000 руб.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 07.12.2016  

    Суды, сделав вывод о том, что доходы от продажи ГСМ подлежат включению предпринимателем в налоговую базу по УСН за 2012 г., следовательно, размер выручки предпринимателя за 2012 г. превышает лимит выручки, при котором возможно применение УСН, отказали в удовлетворении заявленных требований. Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

  • 07.12.2016  

    Учитывая, что доказательств наличия оснований для утраты заявителем права на применение УСН инспекцией не представлено, суды пришли к правильному выводу о том, что в случае одновременного применения предпринимателем упрощенной и патентной систем налогообложения и утрате по основаниям, перечисленным в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ, права на применение ПСН, он имеет право пересчитать и уплатить налог по УСН в части полученного

  • 12.10.2016  

    Судами было указано, что страхователь имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - прочая деятельность в области спорта; доля доходов от реализации прочей деятельности в области спорта не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.


Вся судебная практика по этой теме »

Бухгалтерский учет и аудит
  • 24.10.2016  

    Вопреки изложенному в кассационной жалобе инспекции, нет никаких оснований утверждать, что требованиями бухгалтерского законодательства предусмотрено начисление амортизации по объекту основных средств, приобретенному с условием перехода права собственности после полной его оплаты, только с момента юридического перехода всего объема прав. Суды правильно указали, что основными критериями признания являются наличие контроля над

  • 17.09.2013  

    Согласно пунктам 1 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, со

  • 11.09.2013  

    Изучив представленные документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они составлены формально, поскольку часть комплектующих принята к учету и списана в производство ранее дат, указанных в товарных накладных на их приобретение; часть комплектующих списана в производство в большем объеме, чем это необходимо для изготовления изделий.


Вся судебная практика по этой теме »