Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Зона чрезвычайного Замкадья: что досталось в наследство С.Шойгу

Зона чрезвычайного Замкадья: что досталось в наследство С.Шойгу

Имя главы МЧС Сергея Шойгу уже давно прочно ассоциируется у россиян со спасением при чрезвычайных ситуациях - пожарах, наводнениях, землетрясениях, взрывах и т.п. Однако ЧС может возникнуть в результате не только стихийного бедствия или техногенной катастрофы, но и плохого управления в сфере социальной политики, пренебрежения финансовыми рисками и безответственного отношения к долговой нагрузке

13.04.2012
РБК
Автор: Венера Петрова, Мария Привалова, РБК

Именно такая ситуация в последние годы складывалась в Московской области, новым губернатором которой областная дума утвердила главу МЧС с министерским стажем работы более 20 лет. Уже в мае текущего года С.Шойгу сменит на губернаторском посту Бориса Громова, возглавляющего область с 2000г.

Очевидно, что новому областному начальнику предстоит непочатый край работы. Как отмечает сам С.Шойгу, Подмосковье - регион большой и интересный, потому скучать не придется. Попробуем выяснить, в каком состоянии досталась Московская область в наследство главному спасателю страны и удастся ли ему "разрулить" в будущем накопившиеся в ней проблемы.

В долгах как в шелках

В 2008-2009гг. Московская область столкнулась с серьезнейшим долговым кризисом. Это произошло после развала финансовых схем, построенных бывшим министром финансов Подмосковья Алексеем Кузнецовым. В июле 2008г. министр неожиданно ушел в отставку и покинул страну. А уже осенью 2008г. рейтинговое агентство S&P понизила до преддефолтного уровня - СС - рейтинги нескольких контролируемых областью компаний: Московской областной инвестиционной трастовой компании ("Мособлтрастинвест"), Ипотечной корпорации Московской области (ИКМО), а также "Мострансавто". При этом рейтинг самой Московской области был понижен сразу на четыре ступени - с ВВ до В-. В итоге федеральному центру пришлось давать области кредиты и дотации на исправление кризисной ситуации.

"Тяжелая ситуация с долгами в Московской области в прошлом - это совокупность обстоятельств. Когда на рынке можно было занимать много и дешево (до 2008г.), никто на риски не смотрел. Когда совпали ситуация с бегством министра финансов, потянувшим за собой обнародование всех злоупотреблений чиновника, и финансовый кризис, тут и рвануло", - описывает кризисную ситуацию в Подмосковье старший аналитик по долговым инструментам ИК "Уралсиб Кэпитал" Антон Табах.

Впрочем, на текущий момент, по мнению эксперта, у Московской области уже нет долговых проблем. "В результате отказа от использования дочерних структур, улучшения управления финансами области и улучшения сбора доходов в областной бюджет ситуация нормализовалась. Сейчас долговой проблемы у области нет. И если правительство Шойгу не начнет раздувать долг для финансирования инвестиционных проектов, то в принципе все должно быть очень хорошо", - считает А.Табах.

Он отмечает, что темпы роста доходов бюджета Московской области существенно опережают средние по России. В 2011г. доходы областного бюджета составили порядка 270 млрд руб., и бюджет был исполнен с профицитом. Долг области на конец 2011г. составил около 100 млрд руб., при этом из них порядка 40 млрд руб. запланировано к погашению уже в текущем году. По отношению к собственным доходам долг Московской области на конец 2011г. находился на уровне 45%. "У Татарстана он существенно выше, у Самарской области, являющейся в некотором роде эталоном управления госдолгом, порядка 35%. В Башкортостане долг к собственным доходам - порядка 15%", - сравнивает эксперт.

Столичные заработки

Проблемной сферой для Московской области также является рынок труда. На первый взгляд, ситуация на этом рынке складывается вполне оптимистично. В последнее время региональные власти с завидной регулярностью рапортовали о всяческих улучшениях в этой сфере. Так, осенью 2011г. Комитет по труду и занятости области сообщал, что количество вакансий в Подмосковье в два раза превышает численность безработного населения. Также комитет докладывал о снижении уровня безработицы более чем вдвое за последние два года, а в декабре 2011г. Б.Громов заявил, что уровень безработицы в Подмосковье является самым низким среди регионов РФ. "Сократилась и безработица. Ее уровень в Подмосковье - самый низкий в стране, в пределах 0,7%", - сказал губернатор.

Однако, оценивая рынок труда Московской области и его влияние на бюджет региона, следует учитывать, что, по оценкам экспертов, около 70% жителей ближнего Подмосковья ездят на работу в столицу. А поскольку предприятия находятся в Москве, то, как следствие, налоги большинство подмосковных жителей платят в столичный бюджет. Таким образом, из-за существующей налоговой системы регион терпит громадные убытки. По некоторым оценкам, речь идет о сумме как минимум в 60 млрд руб.

Впрочем, будущий губернатор С.Шойгу уже успел предложить способ повышения сборов налогов в областной бюджет. По мнению главного спасателя, жители Подмосковья, работающие в Москве, должны платить налоги в области. "Хотелось бы, чтобы налоги платили по месту жительства. Потому что основная социальная нагрузка там, на область", - заявил он. Раз дети работающих в столице жителей Подмосковья учатся в школах и ходят в детские сады именно в Московской области, то и налоги должны идти в область, полагает министр.

Председатель экспертного совета организации "ОПОРА России" Никита Кричевский считает, что С.Шойгу предложил правильное решение. "Решение правильное. Об этом решении говорится уже давно. Просто у уходящей подмосковной команды для его реализации не было достаточного административного ресурса. Есть надежда на то, что у Шойгу этого ресурса будет больше, и это решение будет принято", - сказал РБК экономист. По его словам, это вопрос политический, который нужно решать на федеральном уровне, потому что за прецедентом Москвы и Московской области в плане перераспределения доходов последуют аналогичные прецеденты и в других регионах.

Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, у озвученной С.Шойгу меры есть и оборотная сторона: закрепление гарантированных доходов за регионом проживания лишает его стимулов создавать у себя рабочие места, что, конечно, неправильно. Разве подмосковные жители не были бы рады работать недалеко от дома за хорошую зарплату и не тратить полдня на дорогу, стоя в вечных пробках или добираясь до Москвы в переполненных электричках? Вопрос риторический. В случае его разрешения налоги пошли бы в бюджет Подмосковья, а не столицы.

Все флаги в гости будут к нам

Еще одна немаловажная проблема Подмосковья, напрямую связанная с рынком труда, - миграция. В 2011г. в Московскую область приехало вдвое больше мигрантов, чем в Москву. Оно и понятно: стоимость жилья и аренды в области меньше, чем в Первопрестольной, да и получить регистрацию в области куда проще. По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем сокращения притока мигрантов в Московскую область ждать не приходится. Подавляющая часть приезжих являются трудовыми мигрантами, или, как стало более привычно в последние годы говорить, гастарбайтерами. Причем наряду с легальными мигрантами существуют и нелегалы. По данным главного управления МВД по Московской области, к середине прошлого года в регионе находились около полумиллиона трудовых мигрантов, из которых более 300 тыс. работали нелегально. Применение своему труду они находят в основном в строительстве и сфере жилищно-коммунального хозяйства.

С помощью фиктивной регистрации в Подмосковье десятки и даже сотни человек умудряются прописаться на крохотных квадратных метрах "резиновых домов". А с увеличением числа нелегалов появляются и сопутствующие проблемы: растет преступность, ухудшается социальная обстановка, обостряются межнациональные проблемы.

Инфраструктурный коллапс

Все вышеописанные трудности, которые испытывает Московская область, безусловно, очень серьезны, но все же ключевой проблемой региона многие эксперты называют плохое состояние инфраструктуры, в первую очередь - дорожной. Хотя для власть имущих это и не является такой уж проблемой. "Я летаю на вертолете. Вам тоже надо покупать вертолеты вместо машин - дороги не нужны", - оригинально пошутил Б.Громов, комментируя транспортный коллапс на Ленинградском шоссе в июле 2010г.

Если же спуститься с небес на землю, то можно заметить, что за постсоветские годы в Подмосковье не было проложено ни одной новой автотрассы (реконструировались и расширялись лишь те, что были построены в советское время). Между тем за последние десять лет в регионе появилось множество новых жилых микрорайонов, коттеджных и дачных поселков, крупных торговых центров и рынков, транспортная доступность которых оставляет желать лучшего.

Сеть автодорог Подмосковья очень бедная, по протяженности и по конфигурации она неадекватна фактической застройке, которая интенсивно шла в области последние десять лет. Так описывает РБК ситуацию с подмосковными дорогами научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Впрочем, состояние дорог в Подмосковье, которые находятся непосредственно в ведении губернии, то есть "Мосавтодора", эксперт называет приличным по сравнению с соседними областями. Вместе с тем, по словам М.Блинкина, новому губернатору придется договариваться с федеральными и московскими властями по поводу федеральных дорог на территории Московской области.

Для улучшения дорожной ситуации в регионе, по мнению М.Блинкина, нужно также решить проблему землеотвода. В некоторых случаях это может быть выкуп земли, в других - снос зданий, в каких-то - сложные судебные тяжбы по поводу самозахвата территорий. "Это сложнейшая административная работа, требующая денег, нервов, времени, потому что вроде велико Подмосковье, а дороги строить негде", - говорит эксперт.

Оставляет желать лучшего и энергетическая инфраструктура. Сети передачи электроэнергии давно изношены, нормой стали постоянные отключения электричества как летом, так и зимой, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Не менее остро в области стоит проблема с состоянием жилищно-коммунального хозяйства, объекты которого изношены как минимум наполовину. В ветхом состоянии остается почти четверть сетей тепло - и водоснабжения. При этом жители региона постоянно жалуются на завышенные тарифы на услуги ЖКХ.

Трудно перечислить все проблемы Московской области, которые встречаются буквально во всех сферах. Помимо инфраструктурных проблем, в регионе также полная неразбериха с земельным вопросом. В Подмосковье до сих пор не завершена кадастровая оценка земель, что, по мнению экспертов, дает простор теневым манипуляциям. В итоге земли в регионе зачастую скупает бизнес, имеющий тесные связи с муниципальными властями.

Шансы на успех

Справится ли новый губернатор с клубком проблем Московской области - покажет время. Но очевидно, что даже такому тяжеловесу как С.Шойгу для решения проблем региона потребуется хорошая команда единомышленников, соратников, включающая в том числе экономистов и специалистов по социальным вопросам.

Сам будущий губернатор не считает, что команду его предшественника надо полностью менять, но при этом отмечает, что новый руководитель имеет право собрать свою команду. Между тем политологи имеют свой взгляд на этот счет. "Многие головы глав подмосковных городов могут полететь после прихода С.Шойгу на пост губернатора, и первой - голова мэра Химок Владимира Стрельченко", - размышляет гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.

В свою очередь Н.Зубаревич отмечает, что С.Шойгу придется взаимодействовать и договариваться с муниципалитетами региона, так как местные власти в Подмосковье обладают большим политическим весом и имеют собственные экономические ресурсы.

Понятно также, что избранному губернатору придется также много взаимодействовать со столичными властями, в том числе в свете грядущего расширения границ Москвы. Тем более что пожелание С.Шойгу перенести столицу России куда-нибудь в Сибирь вряд ли может быть воплощено в жизнь в обозримом будущем.

Как бы там ни было, большинство чиновников и экспертов разделяют уверенность в том, что С.Шойгу по плечу проблемы Подмосковья. Как заявил его предшественник Б.Громов, он уверен в новом губернаторе "на 100%". Солидарны с ним и многие политологи. "Да, я верю в него. Назначение Шойгу является весьма знаковым, потому что на проблемную область поставили человека, который способен решить такие задачи", - говорит А.Мухин.

Конечно, есть и противоположные взгляды на возможный успех Шойгу на новом поприще. Тем не менее нам остается только пожелать удачи главному спасателю России на губернаторском посту.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Персоналии
Все законодательство по этой теме »