Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Нерентабельный режим налогообложение

Нерентабельный режим налогообложение

В рамках подготовки масштабных шельфовых проектов правительство решило принципиально изменить существующую систему налогообложения нефтегазовой отрасли. Если этого не произойдет, к 2021 году будет отмечено полуторное снижение добычи нефти

05.04.2012
газета «Коммерсантъ»

Редкий элемент

 Сокращение налогов с выручки, увеличивающаяся доля налога на финансовый результат противоречат мировым тенденциям, говорят в Минэнерго. Кроме того, в Минэнерго отмечают, что экспортная пошлина, взимаемая государством,— очень редкий элемент в налогообложении нефтедобычи. Действительно, в других странах мира, активно наращивающих добычу нефти в последнее время, налоговая система основана на взимании не с выручки, а с прибыли (от 20% до 35%), и особенно это касается шельфовых проектов. 

Минэнерго также констатирует необходимость скорейшей разработки шельфовых месторождений. В этом с ведомством солидарно и Минприроды, которое разработала собственную программу реализации офшорных проектов. Самыми перспективными морями признаются Карское, Каспийское и Баренцево. Извлекаемые ресурсы оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива (тут), в том числе нефти более 13,5 млрд тут. 

"Но степень разведанности начальных суммарных ресурсов шельфа до сих пор остается крайне низкой и составляет по нефти 5,06%, а по газу — 10,3%",— говорится в документе Минприроды. 

По оценкам Минэнерго, разработка шельфа потребует свыше $500 млрд инвестиций. Но "действующая налоговая система не подходит для реализации шельфовых проектов ввиду высокой налоговой нагрузки, взимаемой с выручки". По подсчетам ведомства, сейчас на разработке шельфа недропользователь терял бы по $2 c барреля, а доходность по IRR — 0%. 

Поэтому Минэнерго предлагает "простой налоговый режим, состоящий фактически из двух налогов": замена оборотных налогов (НДПИ и экспортная пошлина) на простой, классический применяемый в мировой практике роялти, взимаемый в процентах с валового дохода, а также введение повышенной ставки налога на прибыль от реализации продукции. 

Сверхвязкая льгота

 В ближайшие два года в Минэнерго отмечают стагнацию в части введения в эксплуатацию новых месторождений. "Новых месторождений, способных поддержать текущий уровень добычи, запускаться до 2014 года не будет",— говорят в ведомстве. Ближайшие новые проекты — месторождения имени Требса и имени Титова ("Башнефть"), имени Владимира Филановского (на шельфе Каспия, ЛУКОЙЛ), Новопортовское ("Газпром нефть"), Наульское ("Роснефть"). 

Некоторый бум в начале добычи должен произойти, по прогнозам нефтяников, в 2016 года: будут пущены в эксплуатацию месторождения Сузунское (ТНК-ВР), Пякихинское (ЛУКОЙЛ), Западно-Месояхское ("Газпром нефть", ТНК-ВР), Куюмбинское ("Славнефть"), Восточно-Месояхское ("Газпром нефть", ТНК-ВР), Русское (ТНК-ВР), Юрубчено-Тахомское ("Роснефть"). 

"Из-за высоких затрат на инфраструктуру и обустройство инвестиции в новые месторождения на суше даже с учетом льгот по НДПИ не окупаются. При этом экспортная пошлина остается ключевым элементом налоговой нагрузки,— считают в Минэнерго.— А предоставление сниженной ставки экспортной пошлины для новых месторождений на суше имеет высокую бюджетную эффективность. В 2012 году за счет экспортной пошлины на нефть с восточносибирских месторождений федеральный бюджет получит более 365 млрд. руб., что составляет 3% от его общих доходов". 

Необходимость применения льгот ведомство также объясняет тем фактом, что уже в этом году компаниям необходимо "санкционировать инвестиции в освоение второй волны месторождений в Красноярском крае и ЯНАО. При этом закрепление на нормативном уровне сниженной ставки экспортной пошлины даст недропользователям уверенность в получении льготы через четыре-семь лет, в момент начала добычи. 

Также Минэнерго выделяет необходимость дисконтирования добычи сверхвязкой нефти. 

В качестве льгот ведомство предлагает введения системы "10-10-10" на период с 2012 по 2021 год, то есть пониженной экспортной пошлины в размере 10% от полной ставки на нефть, добытую на месторождениях с вязкостью не менее 10 000 сантипуаз. Подобные меры фискального стимулирования затронут ЛУКОЙЛ, "Татнефть" и НК "Альянс". 

Согласно расчетам Минэнерго, на данный момент в стране добывается около 600 тыс. тонн сверхвязкой нефти, а экспортируется около половины этого объема. Таким образом, нефтекомпаниям надо рассчитывать на льготы в размере порядка $110 млн на всех. В то же время введение особого режима, как рассчитывают в Минэнерго, стимулирует их к увеличению добычи до 3,5 млн тонн в течение десяти лет. 

Частичные льготы, призванные сконцентрировать нефтяников на добыче, Минэнерго, впрочем, уже применяет — это система "60-66". Ее введение в конце 2011 года позволило снизить удельную нагрузку на выручку на 5%, что, по расчетам ведомства, позволит стабилизировать уровень производства нефти в течение двух-трех лет и сохранить доходы государства. Но в дальнейшем необходимо снижение в том же объеме до уровня пошлины в 55%.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
  • 07.02.2024  

    Налоговый орган доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф в связи с тем, что обществом допущено произвольное изменение суммы выручки, полученной от реализации золотосодержащего флотационного концентрата (занижение в результате применения понижающего поправочного коэффициента при определении цены товара).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку транспортные расходы и

  • 06.12.2023  

    Оспариваемым решением обществу доначислены налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф в связи с тем, что налоговая база обществом была занижена.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствует согласованная технологическая схема первичной переработки общераспространенных полезных ископаемых по предоставленным ему участкам недр местного значения, что свидетельствует об от

  • 24.05.2023  

    По результатам выездной налоговой проверки общество было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ, начислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что реализованные покупателям песок и щебень получены в результате их незадекларированной доб


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 09.08.2023  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде

  • 26.10.2022  

    Налогоплательщик утверждает, что бездействие налогового органа незаконно.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.


Вся судебная практика по этой теме »