![](/images/gb/bg-box-sg1.png)
Аналитика / Налогообложение / Нерентабельный режим налогообложение
Нерентабельный режим налогообложение
В рамках подготовки масштабных шельфовых проектов правительство решило принципиально изменить существующую систему налогообложения нефтегазовой отрасли. Если этого не произойдет, к 2021 году будет отмечено полуторное снижение добычи нефти
05.04.2012газета «Коммерсантъ»Редкий элемент
Сокращение налогов с выручки, увеличивающаяся доля налога на финансовый результат противоречат мировым тенденциям, говорят в Минэнерго. Кроме того, в Минэнерго отмечают, что экспортная пошлина, взимаемая государством,— очень редкий элемент в налогообложении нефтедобычи. Действительно, в других странах мира, активно наращивающих добычу нефти в последнее время, налоговая система основана на взимании не с выручки, а с прибыли (от 20% до 35%), и особенно это касается шельфовых проектов.
Минэнерго также констатирует необходимость скорейшей разработки шельфовых месторождений. В этом с ведомством солидарно и Минприроды, которое разработала собственную программу реализации офшорных проектов. Самыми перспективными морями признаются Карское, Каспийское и Баренцево. Извлекаемые ресурсы оцениваются в 100 млрд тонн условного топлива (тут), в том числе нефти более 13,5 млрд тут.
"Но степень разведанности начальных суммарных ресурсов шельфа до сих пор остается крайне низкой и составляет по нефти 5,06%, а по газу — 10,3%",— говорится в документе Минприроды.
По оценкам Минэнерго, разработка шельфа потребует свыше $500 млрд инвестиций. Но "действующая налоговая система не подходит для реализации шельфовых проектов ввиду высокой налоговой нагрузки, взимаемой с выручки". По подсчетам ведомства, сейчас на разработке шельфа недропользователь терял бы по $2 c барреля, а доходность по IRR — 0%.
Поэтому Минэнерго предлагает "простой налоговый режим, состоящий фактически из двух налогов": замена оборотных налогов (НДПИ и экспортная пошлина) на простой, классический применяемый в мировой практике роялти, взимаемый в процентах с валового дохода, а также введение повышенной ставки налога на прибыль от реализации продукции.
Сверхвязкая льгота
В ближайшие два года в Минэнерго отмечают стагнацию в части введения в эксплуатацию новых месторождений. "Новых месторождений, способных поддержать текущий уровень добычи, запускаться до 2014 года не будет",— говорят в ведомстве. Ближайшие новые проекты — месторождения имени Требса и имени Титова ("Башнефть"), имени Владимира Филановского (на шельфе Каспия, ЛУКОЙЛ), Новопортовское ("Газпром нефть"), Наульское ("Роснефть").
Некоторый бум в начале добычи должен произойти, по прогнозам нефтяников, в 2016 года: будут пущены в эксплуатацию месторождения Сузунское (ТНК-ВР), Пякихинское (ЛУКОЙЛ), Западно-Месояхское ("Газпром нефть", ТНК-ВР), Куюмбинское ("Славнефть"), Восточно-Месояхское ("Газпром нефть", ТНК-ВР), Русское (ТНК-ВР), Юрубчено-Тахомское ("Роснефть").
"Из-за высоких затрат на инфраструктуру и обустройство инвестиции в новые месторождения на суше даже с учетом льгот по НДПИ не окупаются. При этом экспортная пошлина остается ключевым элементом налоговой нагрузки,— считают в Минэнерго.— А предоставление сниженной ставки экспортной пошлины для новых месторождений на суше имеет высокую бюджетную эффективность. В 2012 году за счет экспортной пошлины на нефть с восточносибирских месторождений федеральный бюджет получит более 365 млрд. руб., что составляет 3% от его общих доходов".
Необходимость применения льгот ведомство также объясняет тем фактом, что уже в этом году компаниям необходимо "санкционировать инвестиции в освоение второй волны месторождений в Красноярском крае и ЯНАО. При этом закрепление на нормативном уровне сниженной ставки экспортной пошлины даст недропользователям уверенность в получении льготы через четыре-семь лет, в момент начала добычи.
Также Минэнерго выделяет необходимость дисконтирования добычи сверхвязкой нефти.
В качестве льгот ведомство предлагает введения системы "10-10-10" на период с 2012 по 2021 год, то есть пониженной экспортной пошлины в размере 10% от полной ставки на нефть, добытую на месторождениях с вязкостью не менее 10 000 сантипуаз. Подобные меры фискального стимулирования затронут ЛУКОЙЛ, "Татнефть" и НК "Альянс".
Согласно расчетам Минэнерго, на данный момент в стране добывается около 600 тыс. тонн сверхвязкой нефти, а экспортируется около половины этого объема. Таким образом, нефтекомпаниям надо рассчитывать на льготы в размере порядка $110 млн на всех. В то же время введение особого режима, как рассчитывают в Минэнерго, стимулирует их к увеличению добычи до 3,5 млн тонн в течение десяти лет.
Частичные льготы, призванные сконцентрировать нефтяников на добыче, Минэнерго, впрочем, уже применяет — это система "60-66". Ее введение в конце 2011 года позволило снизить удельную нагрузку на выручку на 5%, что, по расчетам ведомства, позволит стабилизировать уровень производства нефти в течение двух-трех лет и сохранить доходы государства. Но в дальнейшем необходимо снижение в том же объеме до уровня пошлины в 55%.
Темы: Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)  Налоговое право  
- 03.06.2024 Минфин хочет увеличить налог на добычу полезных ископаемых
- 22.04.2024 НДПИ на золото повысят на 78 тыс. рублей до 31 декабря 2024 года
- 16.04.2024 Комитет СФ согласился с повышением НДПИ на золото с 1 июня
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 19.07.2021 ФНС России опубликовала данные для расчёта НДПИ и НДД, а также акциза на нефтяное сырье за июнь 2021 года
- 14.01.2021 Отмена пониженной ставки НДПИ
- 21.09.2020 Повышение налога может сделать минеральные удобрения менее доступными для аграриев
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 12.06.2024
Обществу доначислены
налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф в связи с неверным определением вида добытого полезного ископаемого и, соответственно, неправильным определением налоговой базы, поскольку общество при исчислении налога учитывало в качестве добытого полезного ископаемого известняк, реализацию которого не осуществляло, тогда как добытым полезным ископаемым является щебень.Итог: в удовл
- 28.05.2024
Обществу доначислены
налог на добычу полезных ископаемых, пени, штраф в связи с определением налогооблагаемой базы по реализации строительного камня без учета цены реализации щебня, что повлекло занижение стоимости единицы полезного ископаемого.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как обществом в качестве полезного ископаемого для целей налогообложения определен строительный камень, несмотря н
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штраф, указав на то, что общество при определении налоговой базы не учло потери, образовавшиеся в результате списания балансовых запасов с государственного баланса запасов полезных ископаемых, находящихся за контурами горных работ, в связи с неверным определением количества погашаемых балансовых запасов при добыче угля.Итог: де
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 18.06.2024 Письмо Минфина России от 03.04.2024 г. № 03-06-06-01/30320
- 24.05.2024 Письмо Минфина России от 09.04.2024 г. № 03-03-06/1/32584
- 28.02.2024 Письмо Минфина России от 14.02.2024 г. № 03-06-06-01/12584
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
Комментарии