
Аналитика / Налогообложение / Иждивенцев станет меньше
Иждивенцев станет меньше
Деньги для поддержки МСП редко используются с максимальной пользой, если достаются даром
13.09.2011Российская газетаМинфин предполагает радикально сократить финансирование федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса - с более чем 20 млрд рублей в нынешнем году до 10 млрд в следующем и 5,8 млрд в 2013-м. Можно предположить, что дефицитный бюджет заставляет финансистов ужимать все, что лежит в стороне от столбовых приоритетов, злобы дня. И потому где пусто, а где густо. Малый бизнес нынче в приоритеты не попал, о чем приходится только сожалеть. Но дело не только в этом. Небезупречна и сама программа как объект бюджетного финансирования.
Первое и основное: экономически она неэффективна, и нет оснований утверждать, что в ближайшее время тут что-то изменится. Малый бизнес показывал устойчивую динамику роста в промежутке с 2003 по 2008 год. В 2003-2004 годах никаких государственных программ поддержки в стране не действовало (Федеральный фонд уже находился в стадии ликвидации и финансовые средства в сектор не направлял), в 2005-м новая программа фактически только "замышлялась", между тем сектор бурно рос. В 2008 году сменился сам "объект" МСП (законодательство скорректировало критерии), поэтому сравнивать МСП до 2008 года с тем, что было раньше, стало просто невозможно. Но зато после 2008 года (госпрограммы развернулись уже во всю ширь и мощь) четко обозначился тренд отрицательной динамики. При количественном росте числа МСП на 9 процентов c "копейками" в 2009 году занятость упала на 1%, почти на 17% - обороты и примерно на 33% - объемы инвестиций. При этом количественный рост создавался в значительной мере механически, за счет субсидий безработным, выдаваемых на "открытие собственного дела" по линии минздравсоцразвития. За прошедшие два с половиной года их выдано уже около 350 тысяч, соответственно "создано" такое же количество "новых бизнесов" - и это только по одной линии, не считая те бизнес-единицы, что "народились" на средства профильного департамента минэкономразвития, региональных и муниципальных бюджетов. Забавный сюжет: субсидии одного ведомства (минздравсоцразвития) красиво "улучшают статистику" другого (профильного департамента минэкономразвития).
За 2010 год есть только данные по малым предприятиям с числом занятых от 15 до 100 (остальные Росстат не публикует до полного подведения итогов сплошного обследования сектора). Но и тут ситуация плачевная: упали уже и число МП, и занятость, и инвестиции. То есть "размывается" самый устойчивый сегмент малого бизнеса, та стартовая "подушка", которая могла бы служить субстратом для появления новых средних и крупных бизнес-единиц.
Второе. За шесть лет вокруг финансовых потоков, направляемых на господдержку малого и среднего предпринимательства, сформировался устойчивый коррупционный рынок. Известны, например, "расценки" на получение субсидий начинающим предпринимателям для открытия собственного дела, "откат" может достигать 50%.
Третье. Как это часто происходит с государственными финансовыми потоками, федеральная программа обросла лоббистами. Причем зачастую их потребление на собственное "становление и развитие" намного превышает те ресурсы, что идут в собственно малый и средний бизнес. И, похоже, в будущем их аппетиты по отношению к "бюджетному пирогу" будут только разрастаться. Придется придумывать некие компенсаторные механизмы, позволяющие мягко отодвигать их от "потоков", не создавая новых "общественных конфликтов".
Четвертое. Растут иждивенческие настроения в той крайне малой части малого бизнеса, которой удалось получить различного рода субсидии или компенсации ("халявные деньги", как выразился один периодически получающий компенсации предприниматель). Эти настроения еще не фиксируются количественно, но уже обозначаются при применении качественных исследовательских методов.
Пятое. Банальное нецелевое использование средств. Деньги, перечисляемые, по сути, в виде "трансфертов" в бюджеты регионов по статье "Малый и средний бизнес", часто направляются на покрытие "текущих кассовых разрывов". Регионы, подавая заявки на конкурсы в профильный департамент для получения федеральных средств, обязываются внести и свою часть лепты в виде "софинансирования", но не все это делают, а полноценного мониторинга подобных сюжетов нет... А уж когда деньги в региональные бюджеты приходят в самом конце года, вообще получается песня: еще до того, как они "освоены", территории должны отчитаться о том, какой эффект эти суммы принесли, как сработали на развитие МСП.
Вывод, увы, не нов: финансирование любого бизнеса - и большого и малого - должно строиться на принципах возвратности и платности. Без выполнения этих условий ничего не получается.
Темы: Налоговое право  Малый бизнес  
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 19.09.2013 Общая величина налоговых льгот в России за 2012 г. составила 5,5 трлн руб
- 28.03.2023 Бизнес просит сохранить гранты на поддержку отечественного софта
- 28.03.2023 55% компаний перестанут работать с уехавшими фрилансерами, если повысят налоги
- 24.03.2023 Мишустин: российский бизнес адаптировался при поддержке властей
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 30.03.2023 Как поддерживают малый бизнес в разных странах и в России
- 05.08.2022 Микробизнес заявил о неготовности переходить на новый налоговый режим
- 16.11.2021 Каким ИП и организациям с декабря 2021 года отключат корпоративные номера
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 30.08.2013
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- 17.09.2013
В силу положений п.
9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения должна быть подтверждена соответственно правоустанав - 20.03.2013
Суды установили, что в
2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует. - 02.01.2013
Суды обоснованно учли, что
гл. 26.2 НК РФ не содержит запрета на включение в состав расходов затрат, связанных с ремонтом основного средства, приобретенного физическим лицом до его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из материалов дела следует и налоговым органом не оспаривается, что спорные затраты понесены ИП после приобретения им статуса индивидуального предпринимателя и документально подтверждены.
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-08/39839
- 03.05.2017 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 11.11.2016 О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комментарии
Правильно. Предпринимателям, не важно малые они или не малые, государство не имеет права оказывать поддержку (лицо, вся цель существования которого - получение прибыли - должно самостоятельно заботиться о получении этой прибыли). А вот думать над тем, чтобы устранять незаконные препятствия на пути предпринимателя к прибыли, и устранять эти препятствия в силу своей компетентности государство обязано.
Господин Козлобородов, законы надо читать. Государство уже помогло 5 лет назад большому бизнесу прикарманить все акции акционеров, скупив их в принудительном порядке за бесценок у тех, кто не хотел с ними расставаться добровольно, благодаря закону "Об акционерных обществах". Балагодаря этому закону у нас появилось много скоробогатых миллиардеров. А вы говорите, что государство НЕ ИМЕЕТ ПРАВО оказывать поддрежку бизнесу. Вопреки вашему мнению, эта поддержка оказана уже давно нужным людям, а ненужным - не обязательно.