
Аналитика / Налогообложение / Иждивенцев станет меньше
Иждивенцев станет меньше
Деньги для поддержки МСП редко используются с максимальной пользой, если достаются даром
13.09.2011Российская газетаМинфин предполагает радикально сократить финансирование федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса - с более чем 20 млрд рублей в нынешнем году до 10 млрд в следующем и 5,8 млрд в 2013-м. Можно предположить, что дефицитный бюджет заставляет финансистов ужимать все, что лежит в стороне от столбовых приоритетов, злобы дня. И потому где пусто, а где густо. Малый бизнес нынче в приоритеты не попал, о чем приходится только сожалеть. Но дело не только в этом. Небезупречна и сама программа как объект бюджетного финансирования.
Первое и основное: экономически она неэффективна, и нет оснований утверждать, что в ближайшее время тут что-то изменится. Малый бизнес показывал устойчивую динамику роста в промежутке с 2003 по 2008 год. В 2003-2004 годах никаких государственных программ поддержки в стране не действовало (Федеральный фонд уже находился в стадии ликвидации и финансовые средства в сектор не направлял), в 2005-м новая программа фактически только "замышлялась", между тем сектор бурно рос. В 2008 году сменился сам "объект" МСП (законодательство скорректировало критерии), поэтому сравнивать МСП до 2008 года с тем, что было раньше, стало просто невозможно. Но зато после 2008 года (госпрограммы развернулись уже во всю ширь и мощь) четко обозначился тренд отрицательной динамики. При количественном росте числа МСП на 9 процентов c "копейками" в 2009 году занятость упала на 1%, почти на 17% - обороты и примерно на 33% - объемы инвестиций. При этом количественный рост создавался в значительной мере механически, за счет субсидий безработным, выдаваемых на "открытие собственного дела" по линии минздравсоцразвития. За прошедшие два с половиной года их выдано уже около 350 тысяч, соответственно "создано" такое же количество "новых бизнесов" - и это только по одной линии, не считая те бизнес-единицы, что "народились" на средства профильного департамента минэкономразвития, региональных и муниципальных бюджетов. Забавный сюжет: субсидии одного ведомства (минздравсоцразвития) красиво "улучшают статистику" другого (профильного департамента минэкономразвития).
За 2010 год есть только данные по малым предприятиям с числом занятых от 15 до 100 (остальные Росстат не публикует до полного подведения итогов сплошного обследования сектора). Но и тут ситуация плачевная: упали уже и число МП, и занятость, и инвестиции. То есть "размывается" самый устойчивый сегмент малого бизнеса, та стартовая "подушка", которая могла бы служить субстратом для появления новых средних и крупных бизнес-единиц.
Второе. За шесть лет вокруг финансовых потоков, направляемых на господдержку малого и среднего предпринимательства, сформировался устойчивый коррупционный рынок. Известны, например, "расценки" на получение субсидий начинающим предпринимателям для открытия собственного дела, "откат" может достигать 50%.
Третье. Как это часто происходит с государственными финансовыми потоками, федеральная программа обросла лоббистами. Причем зачастую их потребление на собственное "становление и развитие" намного превышает те ресурсы, что идут в собственно малый и средний бизнес. И, похоже, в будущем их аппетиты по отношению к "бюджетному пирогу" будут только разрастаться. Придется придумывать некие компенсаторные механизмы, позволяющие мягко отодвигать их от "потоков", не создавая новых "общественных конфликтов".
Четвертое. Растут иждивенческие настроения в той крайне малой части малого бизнеса, которой удалось получить различного рода субсидии или компенсации ("халявные деньги", как выразился один периодически получающий компенсации предприниматель). Эти настроения еще не фиксируются количественно, но уже обозначаются при применении качественных исследовательских методов.
Пятое. Банальное нецелевое использование средств. Деньги, перечисляемые, по сути, в виде "трансфертов" в бюджеты регионов по статье "Малый и средний бизнес", часто направляются на покрытие "текущих кассовых разрывов". Регионы, подавая заявки на конкурсы в профильный департамент для получения федеральных средств, обязываются внести и свою часть лепты в виде "софинансирования", но не все это делают, а полноценного мониторинга подобных сюжетов нет... А уж когда деньги в региональные бюджеты приходят в самом конце года, вообще получается песня: еще до того, как они "освоены", территории должны отчитаться о том, какой эффект эти суммы принесли, как сработали на развитие МСП.
Вывод, увы, не нов: финансирование любого бизнеса - и большого и малого - должно строиться на принципах возвратности и платности. Без выполнения этих условий ничего не получается.
Темы: Налоговое право  Малый бизнес  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 24.08.2023 На Госуслугах можно обжаловать отказ в выдаче разрешений и лицензий
- 17.07.2023 В России могут ввести регистрацию бизнеса на виртуальный адрес
- 06.07.2023 В России могут уменьшить штрафы для микробизнеса за неуплату долга в 10 раз
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 10.01.2025 Финансовая грамотность: управление бюджетом предпринимателя без ошибок
- 21.08.2023 Как добавить ОКВЭД для индивидуального предпринимателя в 2023 году
- 30.03.2023 Как поддерживают малый бизнес в разных странах и в России
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 03.05.2023
Определением задолженность
по уплате налогов и пеней, включенная в реестр требований кредиторов должника, признана общим обязательством должника и его супруги, поскольку установлено, что обязательство перед налоговым органом возникло в том числе в результате неуплаты налога на имущество, приобретенное должником в целях осуществления предпринимательской деятельности и по общему правилу являющееся общей совместной собственност - 17.09.2013
В силу положений п.
9 ст. 346.29 НК РФ в случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя. При этом корректировка размера площади торгового зала в сторону уменьшения должна быть подтверждена соответственно правоустанав - 20.03.2013
Суды установили, что в
2009 году документально подтвержденные расходы налогоплательщика от предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению по общеустановленной системе, за рассматриваемый налоговый период превысили полученный предпринимателем от указанной деятельности доход, следовательно, налоговая база НДФЛ и ЕСН за 2009 год отсутствует.
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-02-08/42075
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 28.08.2024 Письмо Минфина России от 09.08.2024 г. № 03-02-08/74703
- 14.06.2022 Письмо Минфина России от 29.04.2022 г. № 03-07-08/39839
- 03.05.2017 О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- 11.11.2016 О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комментарии
Правильно. Предпринимателям, не важно малые они или не малые, государство не имеет права оказывать поддержку (лицо, вся цель существования которого - получение прибыли - должно самостоятельно заботиться о получении этой прибыли). А вот думать над тем, чтобы устранять незаконные препятствия на пути предпринимателя к прибыли, и устранять эти препятствия в силу своей компетентности государство обязано.
Господин Козлобородов, законы надо читать. Государство уже помогло 5 лет назад большому бизнесу прикарманить все акции акционеров, скупив их в принудительном порядке за бесценок у тех, кто не хотел с ними расставаться добровольно, благодаря закону "Об акционерных обществах". Балагодаря этому закону у нас появилось много скоробогатых миллиардеров. А вы говорите, что государство НЕ ИМЕЕТ ПРАВО оказывать поддрежку бизнесу. Вопреки вашему мнению, эта поддержка оказана уже давно нужным людям, а ненужным - не обязательно.