
Аналитика / Налогообложение / Представление налоговой декларации в электронном виде
Представление налоговой декларации в электронном виде
Имеет ли право налогоплательщик представить налоговую декларацию, а также документы для получения налогового вычета в электронном виде?
08.08.2011газета «Московский налоговый курьер»При представлении налоговой декларации и документов в электронном виде по ТКС заверению ЭЦП подлежат только налоговая декларация (расчет). Представляемые в электронном виде документы, прилагаемые к налоговой декларации для получения имущественного налогового вычета, не будут иметь юридическую значимость. Налогоплательщик вправе представить (лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения) в ИФНС как нотариально удостоверенные копии документов, так и заверенные непосредственно самим налогоплательщиком с расшифровкой подписи и с указанием даты их заверения.
В отношении представления налоговой декларации и прилагаемых к ней документов в налоговый орган в электронном виде УФНС России по г. Москве сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП), информирующее:
— об объектах налогообложения;
— полученных доходах и произведенных расходах;
— источниках доходов;
— налоговой базе;
— налоговых льготах;
— исчисленной сумме налога;
— других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации. Эти документы также можно передать в ИФНС в электронном виде.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату). Он обязан:
— проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения — при получении налоговой деклараци (расчета) на бумажном носителе;
— передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде — при получении налоговой декларации (расчета) по ТКС.
При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Пунктом 7 статьи 80 НК РФ установлено, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов РФ.
Порядок действий представления электронной отчетности является одинаковым для всех и определен:
— административным регламентом (приказ Минфина России от 18.01.2008 № 9н), утвержденным приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@;
— методическими рекомендациями по организации электронного документооборота, вступившими в действие с 17.11.2010 (приказ ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-6/610@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@» (далее — Методические рекомендации).
Подпунктом 2.2 пункта 2 Методических рекомендаций установлено следующее. Методические рекомендации определяют последовательность электронного документооборота с ЭЦП при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС, перечень обязательных функций и периодичность их выполнения для каждого участника взаимодействия, которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах, а также требования:
— к временным характеристикам выполнения функций;
— программным продуктам, применяемым участниками взаимодействия при электронном документообороте в части программного модуля, осуществляющего контроль представленных налогоплательщиками документов на соответствие требованиям, установленным законодательством о налогах и сборах;
— взаимодействию при нештатных ситуациях.
Согласно подпункту 2.4 пункта 2 Методических рекомендаций в процессе электронного документооборота стороны обмениваются следующими электронными документами:
— налоговой декларацией (расчетом);
— информационным сообщением о доверенности;
— квитанцией о приеме;
— уведомлением об отказе;
— извещением о вводе;
— подтверждением даты отправки электронного документа;
— уведомлением об уточнении;
— извещением о получении;
— сообщением об ошибке.
Как следует из действующего порядка приема налоговых деклараций и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения, подписывает ее ЭЦП и направляет в налоговый орган через специализированного оператора интернет-связи.
Таким образом, при представлении налоговой декларации и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи заверению ЭЦП подлежат только налоговая декларация (расчет) и информационное сообщение о доверенности (в случае если отчетность отправляется уполномоченным представителем).
Форматы, используемые в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5), утверждены приказом ФНС России от 09.11.2010 № ММВ-7-6/534@.
Информация об операторах связи, которые осуществляют передачу налоговой отчетности с ЭЦП по каналам связи в инспекции ФНС России по г. Москве, размещена на сайте УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru).
Также на официальных интернет-сайтах ФНС России (www.nalog.ru) и УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru) (рубрика «Физическим лицам») размещены специальные компьютерные программы («Декларация 2010», «Декларация 2009» и т. д.), предназначенные в помощь налогоплательщику — физическому лицу для заполнения налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) за соответствующий налоговый период.
Кроме того, УФНС России по г. Москве информирует, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» ФНС России принимает активное участие в обеспечении перехода на предоставление государственных услуг, в том числе прием отчетности в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее — Единый портал).
Для получения услуг, оказываемых ФНС России через Единый портал, необходимо на нем предварительно зарегистрироваться. С процедурой регистрации можно ознакомиться на интернет-сайте государственных услуг Единого портала (http://www.gosuslugi.ru/ru/info/instruction/).
Пользователь Единого портала после прохождения всех этапов по регистрации на нем и получения по почте заказного письма с кодом активации учетной записи портала государственных услуг может авторизоваться на портале.
После авторизации доступен личный кабинет пользователя, где для получения услуг необходимо открыть «Сервисы», выбрать из перечня федеральных органов исполнительной власти раздел «Федеральная налоговая служба».
В данном разделе представлены услуги, оказываемые ФНС России, в том числе «Подача налоговой декларации».
Что касается представляемых налогоплательщиком в электронном виде документов, прилагаемых к налоговой декларации в целях получения соответствующего налогового вычета, то данные документы не будут иметь юридическую значимость.
Вместе с тем налогоплательщик вправе представить (лично или через представителя, направить в виде почтового отправления с описью вложения) в налоговый орган как нотариально удостоверенные копии документов, так и заверенные непосредственно самим налогоплательщиком с расшифровкой подписи и с указанием даты их заверения. При этом в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Материал подготовлен на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. № 20-14/4/43322@ от 03.05.2011, подписанного заместителем руководителя УФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 1-го класса О.М. Спицыной.
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 04.06.2025 Налог за 2024 год нужно уплатить до 15 июля — напомнили в УФНС
- 26.05.2025 Первая декларация по туристическому налогу: ФНС указала на типичные ошибки
- 07.04.2025 Налоговая введет новую форму единой декларации
- 25.03.2024 Единую упрощенную декларацию можно будет сдавать реже
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 13.10.2022 Виноградари представляют урожайную декларацию
- 01.09.2022 ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
- 30.08.2022 Введены новые коды операций для декларации по НДС
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 18.05.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ссылаясь на то, что основной целью заключения налогоплательщиком сделок со спорными контрагентами являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки вынесены два решения с измененным содерж
- 19.07.2023
Налогоплательщик указывал
на неотражение в карточке расчетов с бюджетом данных уточненной налоговой декларации по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку декларация подана за пределами трехлетнего срока, наличие объективных препятствий для своевременной подачи уточненной налоговой декларации не доказано.
- 23.08.2017
Суд правильно
указал на отсутствие у инспекции права отказать в принятии налоговой декларации, поданной в установленной форме. Подача уточненной налоговой декларации в период проведения и после окончания выездной налоговой, так же, как и после принятия решения по результатам такой проверки, не запрещены. Налогоплательщик не ограничен сроком на представление уточненной налоговой декларации, в том числе и в случае, когда по ре - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23976
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.08.2024 г. № 03-04-06/76100
- 09.06.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-04-05/23410
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-03-06/1/32867
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23900
Комментарии