
Аналитика / Налогообложение / Сроки и порядок проведения госпроверок будут уточнены
Сроки и порядок проведения госпроверок будут уточнены
1 августа вступят в силу изменения к 69 федеральным законам в части порядка проведения государственных проверок. Поправками будет унифицирована система государственного и муниципального контроля и надзора. Действие закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) будет распространяться на отношения по госконтролю в той части, в которой они не урегулированы отраслевыми законами
26.07.2011 "КонсультантПлюс"1 августа вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон). Закон внесет поправки в 69 федеральных законов, уточняющие понятие государственного контроля (надзора) и порядок его осуществления. Закон приводит систему госконтроля к единообразному регулированию.
Напомним, что система государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон о защите прав юридических лиц) и другими законами, регулирующими отдельные виды деятельности (отраслевыми законами). Среди таких видов деятельности охрана труда, связь, реклама, обеспечение безопасности промышленно опасных объектов, воздушные и морские перевозки, внешнеэкономическая деятельность и др.
Отраслевые законы устанавливают свои требования к осуществлению государственного (муниципального) контроля от оснований для проведения проверок до согласования с органами прокуратуры. В этих законах нет единообразия в регулировании порядка проведения госконтроля, сроках и условиях проведения внеплановых проверок.
При этом согласно Закону о защите прав юридических лиц до 1 августа 2011 г. его нормы, относящиеся к осуществлению отраслевого контроля, не применяются в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения (то есть практически в полном объеме).
Закон призван установить единый подход к осуществлению государственного (муниципального) контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Он унифицирует нормы отраслевых законов, устанавливает особенности госконтроля для каждой отдельной сферы. К отношениям, не урегулированным отраслевыми законами, теперь будут применяться нормы Закона о защите прав юридических лиц.
Осуществление плановых, внеплановых проверок и постоянного контроля
Для некоторых видов деятельности предлагается ввести сокращенный срок проведения плановых проверок – один или два года. Например, в рамках госнадзора в области связи плановые проверки будут проводиться по истечении двух лет с момента последней проверки.
Годовой план проведения проверок должен быть опубликован на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего госконтроль в данной сфере деятельности, до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля.
Будут значительно изменены основания для проведения внеплановых проверок. Закон устанавливает возможность проведения таких проверок организаций по заявлениям граждан, юрлиц и органов госвласти о нарушении правил осуществления соответствующего вида деятельности. Эта норма существенно расширит действующие основания для проведения госконтроля по обращению граждан. Напомним, что сейчас внеплановая проверка по заявлению возможна только в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или вреда безопасности государству и иным объектам либо в случае причинения такого вреда, а также при нарушении прав потребителей.
Согласно новым правилам внеплановая проверка по заявлению указанных лиц будет проводиться без уведомления проверяемого лица, но по согласованию с органом прокуратуры. Впрочем, в некоторых случаях Закон допускает проведение внеплановой проверки и без такого согласования. Например, Федеральная инспекция труда сможет по заявлению работника проверить соблюдение работодателем норм трудового законодательства, не согласовывая проверку с органами прокуратуры. Без согласования с органами прокуратуры (но с их уведомлением) может проводиться и внеплановая проверка объектов в области использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений.
Двумя новыми основаниями для проведения внеплановой проверки станут:
- поручение Президента или Правительства РФ. На основании такого поручения уполномоченный орган госвласти сможет издать распоряжение о проведении проверки;
- требование прокурора в рамках прокурорского надзора.
Ранее такие основания были установлены в некоторых отраслевых законах.
Кроме того, Закон вводит новый вид контроля – постоянный контроль. Он осуществляется за деятельностью объектов атомной энергии, опасными производственными объектами, гидротехническими сооружениями. Перечень объектов, на которых вводится режим постоянного контроля, а также порядок проведения проверок на них утвердит Правительство РФ. При назначении постоянного контроля проверяющие смогут в любое время беспрепятственно и без уведомления о проведения проверки проходить на территорию объектов и проводить необходимые мероприятия.
Осуществление государственного контроля госорганами субъектов РФ и органами местного самоуправления
Закон позволяет федеральным органам госвласти передать полномочия по контролю органам госвласти субъектов РФ. Также можно будет привлекать к осуществлению государственного контроля госучреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов РФ.
Нововведением станет право органов местного самоуправления организовывать и осуществлять муниципальный контроль в отношении вопросов местного значения. Перечень таких вопросов достаточно обширен. Вследствие этого возможно появление на территориях муниципальных образований дополнительных контролирующих органов. Перечень оснований для проведения проверок, их периодичность, порядок проведения и предмет будут устанавливаться местными правовыми актами.
Документ:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Темы: Налоговое право  Налоговые проверки  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 18.12.2024
Налоговый орган
сослался на неправомерное уменьшение обществом исчисленного НДС на суммы вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами, умышленное искажение сведений о фактах хозяйственной деятельности, отражение в налоговой отчетности по НДС недостоверных данных и сведений, являющихся основанием для уменьшения сумм исчисленного НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не д
- 01.05.2024
По результатам
мероприятий налогового контроля были вынесены решения о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом пропущен срок для обращения в суд без уважительных причин.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 13.03.2024
По результатам
проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог
- 13.03.2024
- 26.06.2025 Письмо ФНС России от 11.06.2025 г. № СД-17-2/1581@
- 20.06.2025 Письмо Минфина России от 25.04.2025 г. № 03-02-08/42075
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 26.08.2024 Письмо Минфина России от 04.07.2024 г. № 03-02-08/62683
- 30.07.2024 Письмо Минфина России от 05.03.2024 г. № 03-02-08/19737
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
Комментарии
Страна дураков!!!
И контролеров...
А судьи-то кто?