Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Сроки и порядок проведения госпроверок будут уточнены

Сроки и порядок проведения госпроверок будут уточнены

1 августа вступят в силу изменения к 69 федеральным законам в части порядка проведения государственных проверок. Поправками будет унифицирована система государственного и муниципального контроля и надзора. Действие закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) будет распространяться на отношения по госконтролю в той части, в которой они не урегулированы отраслевыми законами

26.07.2011
"КонсультантПлюс"
Автор: Илья Керенский, эксперт "КонсультантПлюс"

1 августа вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон). Закон внесет поправки в 69 федеральных законов, уточняющие понятие государственного контроля (надзора) и порядок его осуществления. Закон приводит систему госконтроля к единообразному регулированию.

Напомним, что система государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон о защите прав юридических лиц) и другими законами, регулирующими отдельные виды деятельности (отраслевыми законами). Среди таких видов деятельности охрана труда, связь, реклама, обеспечение безопасности промышленно опасных объектов, воздушные и морские перевозки, внешнеэкономическая деятельность и др.

Отраслевые законы устанавливают свои требования к осуществлению государственного (муниципального) контроля от оснований для проведения проверок до согласования с органами прокуратуры. В этих законах нет единообразия в регулировании порядка проведения госконтроля, сроках и условиях проведения внеплановых проверок.

При этом согласно Закону о защите прав юридических лиц до 1 августа 2011 г. его нормы, относящиеся к осуществлению отраслевого контроля, не применяются в части вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения (то есть практически в полном объеме).

Закон призван установить единый подход к осуществлению государственного (муниципального) контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Он унифицирует нормы отраслевых законов, устанавливает особенности госконтроля для каждой отдельной сферы. К отношениям, не урегулированным отраслевыми законами, теперь будут применяться нормы Закона о защите прав юридических лиц.

 

Осуществление плановых, внеплановых проверок и постоянного контроля

Для некоторых видов деятельности предлагается ввести сокращенный срок проведения плановых проверок – один или два года. Например, в рамках госнадзора в области связи плановые проверки будут проводиться по истечении двух лет с момента последней проверки.

Годовой план проведения проверок должен быть опубликован на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего госконтроль в данной сфере деятельности, до 31 декабря года, предшествующего проведению контроля.

Будут значительно изменены основания для проведения внеплановых проверок. Закон устанавливает возможность проведения таких проверок организаций по заявлениям граждан, юрлиц и органов госвласти о нарушении правил осуществления соответствующего вида деятельности. Эта норма существенно расширит действующие основания для проведения госконтроля по обращению граждан. Напомним, что сейчас внеплановая проверка по заявлению возможна только в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или вреда безопасности государству и иным объектам либо в случае причинения такого вреда, а также при нарушении прав потребителей.

Согласно новым правилам внеплановая проверка по заявлению указанных лиц будет проводиться без уведомления проверяемого лица, но по согласованию с органом прокуратуры. Впрочем, в некоторых случаях Закон допускает проведение внеплановой проверки и без такого согласования. Например, Федеральная инспекция труда сможет по заявлению работника проверить соблюдение работодателем норм трудового законодательства, не согласовывая проверку с органами прокуратуры. Без согласования с органами прокуратуры (но с их уведомлением) может проводиться и внеплановая проверка объектов в области использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений.

Двумя новыми основаниями для проведения внеплановой проверки станут:

- поручение Президента или Правительства РФ. На основании такого поручения уполномоченный орган госвласти сможет издать распоряжение о проведении проверки;

- требование прокурора в рамках прокурорского надзора.

Ранее такие основания были установлены в некоторых отраслевых законах.

Кроме того, Закон вводит новый вид контроля – постоянный контроль. Он осуществляется за деятельностью объектов атомной энергии, опасными производственными объектами, гидротехническими сооружениями. Перечень объектов, на которых вводится режим постоянного контроля, а также порядок проведения проверок на них утвердит Правительство РФ. При назначении постоянного контроля проверяющие смогут в любое время беспрепятственно и без уведомления о проведения проверки проходить на территорию объектов и проводить необходимые мероприятия.

 

Осуществление государственного контроля госорганами субъектов РФ и органами местного самоуправления

Закон позволяет федеральным органам госвласти передать полномочия по контролю органам госвласти субъектов РФ. Также можно будет привлекать к осуществлению государственного контроля госучреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов РФ.

Нововведением станет право органов местного самоуправления организовывать и осуществлять муниципальный контроль в отношении вопросов местного значения. Перечень таких вопросов достаточно обширен. Вследствие этого возможно появление на территориях муниципальных образований дополнительных контролирующих органов. Перечень оснований для проведения проверок, их периодичность, порядок проведения и предмет будут устанавливаться местными правовыми актами.

 

Документ:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Разместить:
Ирина
27 июля 2011 г. в 8:50

Страна дураков!!!

Клара
1 августа 2011 г. в 9:06

И контролеров...

Татьяна
12 февраля 2013 г. в 17:39

А судьи-то кто?

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 26.10.2022  

    Налогоплательщик утверждает, что бездействие налогового органа незаконно.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".

  • 24.10.2022  

    Определением приняты обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.

    Итог: определение оставлено без изменения.

  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
  • 15.02.2023  

    Решением налогового органа отменено решение нижестоящего налогового органа, доводы жалобы налогоплательщика признаны необоснованными, установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагента в рамках хозяйственных операций, по которым были приняты налоговые вычеты, а также установлено, что деятельность налогоплательщика не является самостоятельной.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку решение не является дополнением или изменение

  • 11.01.2023  

    Общество ссылалось на бездействие органов, выразившееся в уклонении от возврата бухгалтерских документов, финансово-хозяйственных документов, полученных для использования в контрольной работе.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательством не предусмотрен возврат налоговыми органами результатов оперативно-розыскной деятельности, установлено, что общество не явилось за получением к

  • 05.12.2022  

    Налоговый орган начислил НДС, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на несвоевременное представление обществом налоговой декларации и занижение налоговой базы по взаимоотношениям со спорным контрагентом. Жалоба общества на данное решение вышестоящим налоговым органом оставлена без удовлетворения.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, так как фактически не рассмотрено требование об истр


Вся судебная практика по этой теме »