Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / О ситуации на алкогольном рынке России: итоги правовой экспертизы

О ситуации на алкогольном рынке России: итоги правовой экспертизы

Специалистами группы административно-правовой защиты бизнеса юридической компании «Пепеляев Групп» во главе с Еленой Овчаровой, подготовлен правовой анализ ситуации, складывающейся на алкогольном рынке в связи с перелицензированием производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также практики выдачи лицензий и судебной практики по обжалованию отказов в выдаче лицензий. Исследование стало необходимым в связи с резко участившимися обращениями клиентов по поводу обжалования отказов Росалкогольрегулирования в выдаче лицензий

07.06.2011
Пепеляев Групп

Краткие выводы:

1.            В 2011 г. более 500 производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции вынуждены будут пройти процедуру получения новых лицензий. Однако на алкогольном рынке сейчас складывается ситуация, когда производители спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не получают лицензий на новый срок и вынуждены останавливать производство на срок от 2 до 6 месяцев. Производители вынуждены останавливать производство и терять убытки, которые не подлежат возмещению. Отказывая в выдаче лицензий, Росалкогольрегулирование (РАР) предъявляет к производителям требования, не предусмотренные законодательством. Судебная защита интересов производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции малоэффективна.

2.            Нормотворческие полномочия и полномочия по лицензированию понимаются должностными лицами РАР как неограниченные требованиями Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп.) (далее по тексту – Закон) и других федеральных законов. Наличие у РАР одновременно функций нормативного регулирования,  лицензирования и государственного контроля с применением мер административного принуждения по его результатам, создают предпосылки для незаконного отказа в выдаче лицензий и административного произвола. 

3.            Для улучшения складывающейся ситуации и исключения возможности злоупотреблений со стороны должностных лиц РАР, их «индивидуального подхода» к участникам рынка, существующих в настоящее время необходимо:

1.     Исчерпывающим образом регламентировать в Законе правила выдачи лицензий на производство алкогольной продукции, порядок и формы их реализации;

2.     Установить прямой запрет на изменение и дополнение правил выдачи лицензий актами подзаконного нормативного правового регулирования любого уровня;

3.      Исключить из Закона возможность подзаконного нормативного правового регулирования в сфере лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Правительством РФ, либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, которым является РАР;

4.     Сформулировать в Законе исчерпывающий перечень требований и документов для получения лицензии и закрытый перечень оснований для отказа в выдаче лицензий.

4.            Данные проблемы возможно решить с помощью внесения изменений и дополнений в проект Федерального закона № 484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Законопроект был принят в первом чтении 22 февраля 2011 г. и в настоящее время готовится ко второму чтению. Однако в законопроекте, усугубляются существующие проблемы лицензирования алкогольного рынка.

По мнению Елены Овчаровой, руководителя группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»:  «Проект закона не соответствует заявленным его разработчиками целям, предусматривает легализацию фактически сложившихся в результате неограниченных полномочий в деятельности РАР существенных ограничений к доступу на рынок спиртосодержащей продукции и необоснованно усложняет ведение предпринимательской деятельности по производству и обороту спиртосодержащей продукции».

 Елена уверена, что уже принятые поправки,  под видом борьбы за эффективность регулирования алкогольного рынка, создают дополнительные правовые основания для «индивидуального подхода» должностных лиц РАР к участникам рынка. В том числе, в части лицензирования  деятельности участников алкогольного рынка,  узаконивается сложившаяся негативная практика реализации должностными лицами РАР безграничных полномочий по подзаконному нормативному правовому регулированию и широкого административного усмотрения.

Елена Овчарова считает, что «принятие законопроекта в существующем виде приведет к негативным последствиям, прямо противоположным заявленным целям, а именно: снижению качества продукции и росту теневого оборота алкоголя, а также возникновению предпосылок к росту коррупционной составляющей в данной сфере».

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Акцизы  Алкоголь  

Акцизы
  • 15.03.2025  

    Налоговым органом доначислены НДС, налог на прибыль, налог на прибыль с доходов иностранных организаций, акцизы в связи с выводом о завышении обществом налоговых вычетов при исчислении акцизов, невыполнении обществом как налоговым агентом налоговых обязательств по налогу на прибыль при выплате "пассивного" дохода иностранной организации, предъявлении к вычету НДС и расходов в целях исчисления налога на прибыль в результате н

  • 09.02.2025  

    Налоговый орган начислил налог на прибыль, НДС, акцизы, штраф по ч. 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на завышение расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации товара, создание обществом с участием спорных контрагентов схемы ухода от налогообложения, документооборот и расчеты между ними носят формальный характер и не направлены на ведение реальной хозяйственной деятельности.

    Итог: в удовлетворении требования

  • 03.12.2023  

    Налоговый орган доначислил акцизы, ссылаясь на нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей и не предоставлена банковская гарантия, в связи с чем основания для освобождения от уплаты акцизов отсутствуют.


Вся судебная практика по этой теме »

Алкоголь
  • 09.08.2011   Причинение организацией существенного вреда государству в результате технически неправильной передачи данных в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) не доказано. Поэтому для аннулирования лицензии достаточных оснований нет
  • 05.05.2010   Довод ООО "АШАН" об отсутствии у него технических средств для определения подлинности марок на алкогольную продукцию отклонен по мотиву неосновательности. Ответственность за правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут, в том числе, лица, осуществляющие ее розничную продажу. Факт отсутствия названных технических средств о неправомерности предъявленного требования не свидетельствует
  • 29.09.2008   ОАО «Владикавказский консервный завод» и ООО «Калинка» не являлись производителями и поставщиками спиртованных настоев, а представленные в материалы дела доказательства опровергают наличие финансово-хозяйственных отношений между ООО «Алко-Пром», в связи с чем не подтверждена реальность осуществляемых операций

Вся судебная практика по этой теме »