Аналитика / Налогообложение / О ситуации на алкогольном рынке России: итоги правовой экспертизы
О ситуации на алкогольном рынке России: итоги правовой экспертизы
Специалистами группы административно-правовой защиты бизнеса юридической компании «Пепеляев Групп» во главе с Еленой Овчаровой, подготовлен правовой анализ ситуации, складывающейся на алкогольном рынке в связи с перелицензированием производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также практики выдачи лицензий и судебной практики по обжалованию отказов в выдаче лицензий. Исследование стало необходимым в связи с резко участившимися обращениями клиентов по поводу обжалования отказов Росалкогольрегулирования в выдаче лицензий
07.06.2011Пепеляев ГруппКраткие выводы:
1. В 2011 г. более 500 производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции вынуждены будут пройти процедуру получения новых лицензий. Однако на алкогольном рынке сейчас складывается ситуация, когда производители спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не получают лицензий на новый срок и вынуждены останавливать производство на срок от 2 до 6 месяцев. Производители вынуждены останавливать производство и терять убытки, которые не подлежат возмещению. Отказывая в выдаче лицензий, Росалкогольрегулирование (РАР) предъявляет к производителям требования, не предусмотренные законодательством. Судебная защита интересов производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции малоэффективна.
2. Нормотворческие полномочия и полномочия по лицензированию понимаются должностными лицами РАР как неограниченные требованиями Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп.) (далее по тексту – Закон) и других федеральных законов. Наличие у РАР одновременно функций нормативного регулирования, лицензирования и государственного контроля с применением мер административного принуждения по его результатам, создают предпосылки для незаконного отказа в выдаче лицензий и административного произвола.
3. Для улучшения складывающейся ситуации и исключения возможности злоупотреблений со стороны должностных лиц РАР, их «индивидуального подхода» к участникам рынка, существующих в настоящее время необходимо:
1. Исчерпывающим образом регламентировать в Законе правила выдачи лицензий на производство алкогольной продукции, порядок и формы их реализации;
2. Установить прямой запрет на изменение и дополнение правил выдачи лицензий актами подзаконного нормативного правового регулирования любого уровня;
3. Исключить из Закона возможность подзаконного нормативного правового регулирования в сфере лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Правительством РФ, либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, которым является РАР;
4. Сформулировать в Законе исчерпывающий перечень требований и документов для получения лицензии и закрытый перечень оснований для отказа в выдаче лицензий.
4. Данные проблемы возможно решить с помощью внесения изменений и дополнений в проект Федерального закона № 484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Законопроект был принят в первом чтении 22 февраля 2011 г. и в настоящее время готовится ко второму чтению. Однако в законопроекте, усугубляются существующие проблемы лицензирования алкогольного рынка.
По мнению Елены Овчаровой, руководителя группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»: «Проект закона не соответствует заявленным его разработчиками целям, предусматривает легализацию фактически сложившихся в результате неограниченных полномочий в деятельности РАР существенных ограничений к доступу на рынок спиртосодержащей продукции и необоснованно усложняет ведение предпринимательской деятельности по производству и обороту спиртосодержащей продукции».
Елена уверена, что уже принятые поправки, под видом борьбы за эффективность регулирования алкогольного рынка, создают дополнительные правовые основания для «индивидуального подхода» должностных лиц РАР к участникам рынка. В том числе, в части лицензирования деятельности участников алкогольного рынка, узаконивается сложившаяся негативная практика реализации должностными лицами РАР безграничных полномочий по подзаконному нормативному правовому регулированию и широкого административного усмотрения.
Елена Овчарова считает, что «принятие законопроекта в существующем виде приведет к негативным последствиям, прямо противоположным заявленным целям, а именно: снижению качества продукции и росту теневого оборота алкоголя, а также возникновению предпосылок к росту коррупционной составляющей в данной сфере».



