
Аналитика / Налогообложение / О ситуации на алкогольном рынке России: итоги правовой экспертизы
О ситуации на алкогольном рынке России: итоги правовой экспертизы
Специалистами группы административно-правовой защиты бизнеса юридической компании «Пепеляев Групп» во главе с Еленой Овчаровой, подготовлен правовой анализ ситуации, складывающейся на алкогольном рынке в связи с перелицензированием производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также практики выдачи лицензий и судебной практики по обжалованию отказов в выдаче лицензий. Исследование стало необходимым в связи с резко участившимися обращениями клиентов по поводу обжалования отказов Росалкогольрегулирования в выдаче лицензий
07.06.2011Пепеляев ГруппКраткие выводы:
1. В 2011 г. более 500 производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции вынуждены будут пройти процедуру получения новых лицензий. Однако на алкогольном рынке сейчас складывается ситуация, когда производители спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции не получают лицензий на новый срок и вынуждены останавливать производство на срок от 2 до 6 месяцев. Производители вынуждены останавливать производство и терять убытки, которые не подлежат возмещению. Отказывая в выдаче лицензий, Росалкогольрегулирование (РАР) предъявляет к производителям требования, не предусмотренные законодательством. Судебная защита интересов производителей спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции малоэффективна.
2. Нормотворческие полномочия и полномочия по лицензированию понимаются должностными лицами РАР как неограниченные требованиями Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп.) (далее по тексту – Закон) и других федеральных законов. Наличие у РАР одновременно функций нормативного регулирования, лицензирования и государственного контроля с применением мер административного принуждения по его результатам, создают предпосылки для незаконного отказа в выдаче лицензий и административного произвола.
3. Для улучшения складывающейся ситуации и исключения возможности злоупотреблений со стороны должностных лиц РАР, их «индивидуального подхода» к участникам рынка, существующих в настоящее время необходимо:
1. Исчерпывающим образом регламентировать в Законе правила выдачи лицензий на производство алкогольной продукции, порядок и формы их реализации;
2. Установить прямой запрет на изменение и дополнение правил выдачи лицензий актами подзаконного нормативного правового регулирования любого уровня;
3. Исключить из Закона возможность подзаконного нормативного правового регулирования в сфере лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Правительством РФ, либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, которым является РАР;
4. Сформулировать в Законе исчерпывающий перечень требований и документов для получения лицензии и закрытый перечень оснований для отказа в выдаче лицензий.
4. Данные проблемы возможно решить с помощью внесения изменений и дополнений в проект Федерального закона № 484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Законопроект был принят в первом чтении 22 февраля 2011 г. и в настоящее время готовится ко второму чтению. Однако в законопроекте, усугубляются существующие проблемы лицензирования алкогольного рынка.
По мнению Елены Овчаровой, руководителя группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп»: «Проект закона не соответствует заявленным его разработчиками целям, предусматривает легализацию фактически сложившихся в результате неограниченных полномочий в деятельности РАР существенных ограничений к доступу на рынок спиртосодержащей продукции и необоснованно усложняет ведение предпринимательской деятельности по производству и обороту спиртосодержащей продукции».
Елена уверена, что уже принятые поправки, под видом борьбы за эффективность регулирования алкогольного рынка, создают дополнительные правовые основания для «индивидуального подхода» должностных лиц РАР к участникам рынка. В том числе, в части лицензирования деятельности участников алкогольного рынка, узаконивается сложившаяся негативная практика реализации должностными лицами РАР безграничных полномочий по подзаконному нормативному правовому регулированию и широкого административного усмотрения.
Елена Овчарова считает, что «принятие законопроекта в существующем виде приведет к негативным последствиям, прямо противоположным заявленным целям, а именно: снижению качества продукции и росту теневого оборота алкоголя, а также возникновению предпосылок к росту коррупционной составляющей в данной сфере».
- 01.02.2023 Путин повысил акцизы на сигареты
- 26.01.2023 Сенаторы одобрили повышение акцизов на сигареты
- 17.01.2023 Налоговый комитет Госдумы одобрил увеличение акцизов на сигареты
- 22.06.2017 Алкоголь вывели из проекта по запуску tax free в РФ
- 12.01.2017 Минфин России предлагает увеличить минимальную цену водки на 15%
- 01.11.2016 Из-за неуплаты налогов могут отказать в лицензии на продажу алкоголя
- 20.12.2021 При должном документальном подтверждении факта уничтожения спирта акциз не начисляется
- 14.12.2021 Продукты виноградарства и виноделия как объекты обложения акцизами с 2022 года
- 31.03.2021 Акциз для дезинфицирующих салфеток
- 19.06.2013 Порядок сдачи «алкогольной» отчетности: возможности электронного документооборота
- 28.01.2013 Новые правила продажи пива и других видов алкоголя. Минимум, который надо знать бухгалтеру
- 01.07.2011 Алкогольная составляющая
- 25.01.2023
НДС был
доначислен обществу в связи с невключением в налоговую базу по НДС сумм акциза.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку занижение акцизов повлекло и занижение налоговой базы по НДС, который, соответственно, был доначислен исходя из стоимости товаров, включающей акциз. При этом доначисленные суммы акциза и НДС учтены в составе расходов по налогу на прибыль. Кроме того, не имеется осно
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил акциз на этиловый спирт из пищевого сырья, ссылаясь на то, что общество заявило налоговые вычеты в нарушение требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года, действие п. 2.1 ст. 184 НК РФ на него не распространяется, следовательно, оно обязано было п
- 12.09.2022
Основанием для
начисления акциза, отказа в применении вычета и отказа в начислении акциза к уменьшению послужило отсутствие у общества действующего свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья. Общество, в свою очередь, ссылается на нарушение порядка выдачи свидетельства со стороны налоговых органов.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество, своевременно
- 09.08.2011 Причинение организацией существенного вреда государству в результате технически неправильной передачи данных в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) не доказано. Поэтому для аннулирования лицензии достаточных оснований нет
- 05.05.2010 Довод ООО "АШАН" об отсутствии у него технических средств для определения подлинности марок на алкогольную продукцию отклонен по мотиву неосновательности. Ответственность за правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут, в том числе, лица, осуществляющие ее розничную продажу. Факт отсутствия названных технических средств о неправомерности предъявленного требования не свидетельствует
- 29.09.2008 ОАО «Владикавказский консервный завод» и ООО «Калинка» не являлись производителями и поставщиками спиртованных настоев, а представленные в материалы дела доказательства опровергают наличие финансово-хозяйственных отношений между ООО «Алко-Пром», в связи с чем не подтверждена реальность осуществляемых операций
- 09.11.2022 Письмо Минфина России от 07.10.2022 г. № 03-11-11/97087
- 03.11.2022 Письмо Минфина России от 14.10.2022 г. № 03-13-08/99653
- 19.10.2022 Письмо Минфина России от 14.09.2022 г. № 03-13-13/89135
- 25.02.2015 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 28 процентов объема готовой продукции и выше
- 24.09.2010 Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-05-04-03/107
- 20.08.2010 Письмо Минфина РФ от 7 апреля 2010 г. N 03-07-06/67
Комментарии