Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2023 г. № Ф08-9508/2023 по делу № А20-1094/2020

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2023 г. № Ф08-9508/2023 по делу № А20-1094/2020

Налоговый орган доначислил акцизы, ссылаясь на нарушение обществом требований пп. 4 п. 1 ст. 183 и п. 2 ст. 184 НК РФ.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не произведена совокупная уплата налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей и не предоставлена банковская гарантия, в связи с чем основания для освобождения от уплаты акцизов отсутствуют.

03.12.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2023 г. по делу N А20-1094/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие представителей конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого К.М., Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Риал" Сичевого К.М. на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А20-1094/2020, установил следующее.

Конкурсный управляющий ООО "Риал" (далее - общество) Сичевой К.М. (далее - конкурсный управляющий) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция), содержащим следующие требования:

- признать недействительным решение инспекции от 27.08.2019 N 629, согласно которому обществу доначислено 84 307 900 рублей акцизов, 5 867 829 рублей 84 копейки пеней, 33 723 160 рублей штрафов;

- признать недействительным решение инспекции от 11.02.2019 N 99, согласно которому обществу доначислено 42 164 185 рублей акцизов, 5 424 422 рубля 39 копеек пеней, 8 432 837 рублей штрафов;

- признать недействительным решение инспекции от 11.02.2019 N 100, согласно которому обществу доначислено 42 150 596 рублей акцизов, 4 729 296 рублей 89 копеек пеней, 8 430 119 рублей штрафов;

- признать недействительным решение инспекции от 11.02.2019 N 101, согласно которому обществу доначислено 42 125 001 рубль акцизов, 4 108 591 рубль пеней, 8 425 тыс. рублей штрафов.

Определением суда УФНС России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) признано процессуальным правопреемником инспекции.

Решением суда от 16.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе конкурсный управляющий общества просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, судами неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкованы статьи 183 и 184 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Факт реализации подакцизного товара на экспорт подтвержден обществом документально, что в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса является основанием для освобождения от уплаты акциза. Суд должен был установить факт состоявшегося экспорта в заявленном обществом размере и возникновения у общества права на возмещение суммы акциза в ходе рассматриваемого дела и, учитывая невозможность применения статьи 203 Налогового кодекса, отменить решения инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности.

В отзыве на жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 11007160000549 с 02.11.2010, осуществляло деятельность по производству и обороту алкогольной продукции на основании лицензии от 14.11.2018 07ПСЭ0008228 на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, из головной фракции этилового спирта), в том числе денатурированного, головной фракции этилового спирта, сроком действия с 14.11.2018 по 13.11.2023, выданной Росалкогольрегулированием.

Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2019 по делу N А20-2704/2018 в отношении общества введена процедура банкротства - наблюдение. Решением суда от 06.09.2019 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества введено конкурсное производство, определением от 19.08.2019 конкурсным управляющим утвержден Сичевой К.М.

23 марта 2019 года общество направило в инспекцию первичную налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за февраль 2019 года, в которой обществом продекларирована налоговая база по экспорту 787 924,3 л, сумма акциза составляет 84 307 900 рублей, отражена по коду 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при предоставлении поручительства банка или банковской гарантии", сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, - 0 рублей. Расхождения с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.02.2019 по 28.02.2019 не выявлены. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Общество на основании пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса представило в инспекцию документы, являющиеся приложением к налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию, подтверждающие отгрузку на экспорт за февраль 2019 года.

Письмом от 22.03.2019 N 72 общество представило следующие документы: контракт от 06.12.2017 N 06/12/2017, дополнительные соглашения от 11.04.2018 N 1, от 22.05.2018 N 2, от 07.08.2018 N 3, от 13.12.2018 N 4 к контракту от 06.12.2017 N 06/12/2017, декларацию на товары N 10805010/200219/0007280, счета-фактуры от 18.02.2019 N 10с, от 18.02.2019 N 11с, от 18.02.2019 N 12с, от 18.02.2019 N 13с, от 18.02.2019 N 14с, декларацию на товары N 10805010/260219/0008212, счета-фактуры от 24.02.2019 N 17с, от 24.02.2019 N 18с, от 24.02.2019 N 19с, от 24.02.2019 N 20с, от 24.02.2019 N 21с. При этом банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае неподтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, обществом не представлена.

На направленное обществу требование от 01.04.2019 N 7738 о представлении пояснений налогоплательщик дал ответ от 09.04.2019 N 82, в котором в части экспорта по вопросу непредоставления банковской гарантии пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию. Предоставление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. 22 марта 2019 года общество представило в инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.

В ходе проверки 25.07.2019 общество представило корректирующую налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за февраль 2019 года (корректировка 1, регистрационный номер 18564444). Согласно данным декларации, налоговая база по экспорту составляет 787 924,3 л на сумму акциза в размере 84 307 900 рублей и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии".

Инспекция провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 22.03.2019, окончена 24.06.2019.

В результате проверки установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса, а именно уклонение от уплаты акциза за февраль 2019 года в размере 84 307 900 рублей в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без предоставления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей. Результаты проверки оформлены актом камеральной налоговой проверки от 25.06.2019 N 16261.

По результатам проверки вынесено решение от 27.08.2019 N 629 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде доначисления недоимки в сумме 84 307 900 рублей, пени по акцизу в сумме 5 867 829 рублей 84 копеек, общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде 33 723 160 рублей штрафа.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обжаловало его в управление.

Решением от 30.12.2020 N 03/1-04/13068@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

15 апреля 2019 года общество направило в инспекцию первичную налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за март 2019 года, в которой обществом продекларирована налоговая база по экспорту 394 057,8 л, сумма акциза составляет 42 164 185 рублей, отражена по коду 20001 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при предоставлении поручительства банка или банковской гарантии", сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, - 0 рублей. Расхождения с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.03.2019 по 31.03.2019 не выявлены. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный. Общество на основании пункта 7 статьи 198 Налогового кодекса представило в инспекцию документы, являющиеся приложением к налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию, подтверждающие отгрузку на экспорт за март 2019 года.

09 сентября 2019 года общество представило корректирующую налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за март 2019 года (корректировка 1, регистрационный номер 8500130672). Согласно данным декларации, налоговая база по экспорту составляет 394 057,8 л на сумму акциза в размере 42 164 185 рублей и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 42 164 185 рублей. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет 42 164 185 рублей. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.03.2019 по 31.03.2019 отсутствует. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный.

Письмом от 15.04.2019 N 87 общество представило следующие документы: контракт от 06.12.2017 N 06/12/2017, дополнительные соглашения от 11.04.2018 N 1, от 22.05.2018 N 2, от 07.08.2018 N 3, от 13.12.2018 N 4, декларацию на товары N 10805010/250319/0012276, счета-фактуры от 22.03.2019 N 48с, от 22.03.2019 N 47с, от 22.03.2019 N 46с, от 21.03.2019 N 45с, от 21.03.2019 N 44с. При этом банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае неподтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, обществом не представлена.

На направленное обществу требование от 29.04.2019 N 7827 о представлении пояснений налогоплательщик дал ответ от 16.05.2019 N 109, в котором в части экспорта по вопросу непредоставления банковской гарантии пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию. Предоставление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. 15 апреля 2019 года общество представило в инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 09.09.2019, окончена 09.12.2019.

Проверкой установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса, а именно уклонение от уплаты акциза за март 2019 года в размере 42 164 185 рублей в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без предоставления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей. Результаты проверки оформлены актом камеральной налоговой проверки от 17.12.2019 N 1105.

В результате проверки вынесено решение от 11.02.2019 N 99 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде доначисления недоимки в сумме 42 164 185 рублей, пени по акцизу в сумме 5 424 422 рубля 39 копеек, общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде 42 164 185 рублей штрафа.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обжаловало его в управление.

Решением от 30.12.2019 N 03/1-04/13065@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

23 мая 2019 года общество направило в инспекцию первичную налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за апрель 2019 года, в которой обществом продекларирована налоговая база по экспорту 393 930,8 л, сумма акциза составляет 42 150 596 рублей, отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии", сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, - 42 150 596 рублей. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет 42 150 596 рублей. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.04.2019 по 30.04.2019 отсутствует. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный.

09 сентября 2019 года общество представило корректирующую налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за апрель 2019 года (корректировка 1, регистрационный номер 850131760). Согласно данным декларации, налоговая база по экспорту составляет 394 930,8 л на сумму акциза в размере 42 150 596 рублей и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 42 150 596 рублей. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет 42 150 596 рублей. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.04.2019 по 30.04.2019 отсутствует. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный.

Письмом от 23.05.2019 N 111 общество представило следующие документы: контракт от 06.12.2017 N 06/12/2017, дополнительные соглашения от 11.04.2018 N 1, от 22.05.2018 N 2, от 07.08.2018 N 3, от 13.12.2018 N 4, декларацию на товары N 10805010/300419/0019331, счета-фактуры от 30.04.2019 N 101с, от 30.04.2019 N 102с, от 30.04.2019 N 103с, от 30.04.2019 N 104с, от 30.04.2019 N 105с. При этом банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае неподтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, обществом не представлена.

На направленное обществу требование от 24.06.2019 N 7998 о представлении пояснений налогоплательщик дал ответ от 01.07.2019 N 131, в котором в части экспорта по вопросу непредоставления банковской гарантии пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию. Предоставление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. 23 мая 2019 года общество представило в инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 09.09.2019, окончена 09.12.2019.

В результате проверки установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса, а именно уклонение от уплаты акциза за апрель 2019 года в размере 42 150 596 рублей в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без предоставления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей. Результаты проверки оформлены актом камеральной налоговой проверки от 17.12.2019 N 1106.

По результатам проверки вынесено решение от 11.02.2019 N 100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде доначисления недоимки в сумме 42 150 596 рублей, пени по акцизу в сумме 4 729 296 рублей 89 копеек, общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде 8 430 119 рублей штрафа.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обжаловало его в управление.

Решением от 30.12.2020 N 03/1-04/13071@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

21 июня 2019 года общество направило в инспекцию первичную налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за май 2019 года, в которой обществом продекларирована налоговая база по экспорту 393 691,6 л, сумма акциза составляет 42 125 001 рубль, отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии банковской гарантии", сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, - 42 125 001 рубль. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет 42 125 001 рубль. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.05.2019 по 31.05.2019 отсутствует. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный.

09 сентября 2019 года общество представило корректирующую налоговую декларацию по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за май 2019 года (корректировка 1, регистрационный номер 850131668). Согласно данным декларации, налоговая база по экспорту составляет 393 691,6 л на сумму акциза в размере 42 125 001 рубль и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет 42 125 001 рубль. Сумма акциза, предъявленная к возмещению по подакцизным товарам, составляет 42 125 001 рубль. Расхождение с данными отчета об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции УТМ ЕГАИС с 01.05.2019 по 31.05.2019 отсутствует. Вид реализованной продукции - спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья денатурированный.

Письмом от 21.06.2019 N 123 общество представило следующие документы: контракт от 06.12.2017 N 06/12/2017, дополнительные соглашения от 11.04.2018 N 1, от 22.05.2018 N 2, от 07.08.2018 N 3, от 13.12.2018 N 4, декларацию на товары N 10805010/310519/0025406, счета-фактуры от 30.05.2019 N 117с, от 30.05.2019 N 118с, от 31.05.2019 N 119с, от 31.05.2019 N 120с, от 31.05.2019 N 121с. При этом банковская гарантия, обеспечивающая уплату акциза в случае неподтверждения по результатам камеральной налоговой проверки правомерности освобождения от уплаты акциза при совершении операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, обществом не представлена.

На направленное обществу требование от 02.09.2019 N 925 о представлении пояснений налогоплательщик дал ответ от 03.09.2019 N 170, в котором в части экспорта по вопросу непредоставления банковской гарантии пояснено, что согласно пункту 2 статьи 184 Налогового кодекса для подтверждения права на освобождение от уплаты акциза нужно представить в инспекцию поручительство банка или банковскую гарантию. Предоставление банковской гарантии позволяет получить освобождение от уплаты акциза до представления в налоговую инспекцию документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Таким образом, по мнению общества, банк берет на себя обязанность уплатить сумму акциза и пени, если общество не представит в установленные сроки документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров. 21 июня 2019 года общество представило в инспекцию документы, подтверждающие факт экспорта подакцизных товаров, одновременно с подачей налоговой декларации по акцизам.

Инспекция провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по акцизам. Камеральная проверка налоговой декларации начата 09.09.2019, окончена 09.12.2019.

В результате проверки установлено нарушение обществом требований подпункта 4 пункта 1 статьи 183 и пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса, а именно уклонение от уплаты акциза за май 2019 года в размере 42 125 001 рубля в связи с отсутствием оснований для освобождения от уплаты акциза, то есть без предоставления банковской гарантии либо без совокупной уплаты налогов за три календарных года в размере не менее 2 миллиардов рублей. Результаты проверки оформлены актом камеральной налоговой проверки от 17.12.2019 N 1107.

По результатам проверки вынесено решение от 11.02.2019 N 101 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде доначисления недоимки в сумме 42 125 001 рубля, пени по акцизу в сумме 4 108 591 рубля 77 копеек, общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса в размере 20% от неуплаченной суммы налога в виде 8 425 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, общество обжаловало его в управление.

Решением от 30.12.2020 N 03/1-04/13075@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 45, 75, 122, 183, 184 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения).

Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 Налогового кодекса.

По смыслу пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса, при представлении банковской гарантии в налоговый орган либо без предоставления банковской гарантии в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 184 Налогового кодекса. Банковская гарантия представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со статьей 204 Налогового кодекса возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения указанных операций, определяемая в соответствии со статьей 195 Налогового кодекса. Банковская гарантия, представленная налогоплательщиком в налоговый орган позднее указанного срока, не принимается налоговым органом в целях названной статьи. Пункт 2.1 статьи 184 Налогового кодекса предусматривает право на освобождение от уплаты акциза при совершении указанных операций без представления банковской гарантии налогоплательщиками, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 2 миллиардов рублей. Пункт 2.2 названной статьи предусматривает право на освобождение от уплаты акциза, если обязанность налогоплательщика обеспечена поручительством. Иной порядок освобождения от уплаты акциза главой 22 Налогового кодекса не предусмотрен.

Суды установили, что у общества отсутствует такая уплата по указанным налогам за три календарных года, действие пункта 2.1 статьи 184 Налогового кодекса на него не распространяется, следовательно, оно обязано было представить банковскую гарантию или исчислить и уплатить акциз, который в дальнейшем при подтверждении факта экспорта в рамках камеральной налоговой проверки подлежал возмещению в порядке, установленном статьей 203 Налогового кодекса.

Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривается, что требования пункта 2 статьи 184 Налогового кодекса обществом не соблюдены, банковская гарантия или договор поручительства в налоговый орган при предоставлении декларации за ноябрь 2017 года не предоставлены, уплата исчисленного акциза до настоящего времени не произведена. Как указали суды, тот факт, что реализация подакцизного товара на экспорт подтверждена документально, не освобождает заявителя от налогообложения при несоблюдении условий, установленных статьей 184 Налогового кодекса.

При таких обстоятельствах суды правомерно исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемых решений инспекции, вынесенных по результатам камеральных налоговых проверок, незаконными.

Суды выяснили, что до вынесения оспариваемых решений общество представило налоговые декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и подакцизную спиртосодержащую продукцию за февраль, март, апрель и май 2019 года (корректировка 1). Согласно данным деклараций, налоговая база по экспорту за февраль составляет 787 924,300 л на сумму акциза в размере 84 307 900 рублей, за март 2019 года - 394 057,8 л на сумму акциза в размере 42 164 185 рублей, за апрель 2019 года - 393 930,8 л на сумму акциза в размере 42 150 596 рублей, за май 2019 года - 393 691,6 л на сумму акциза в размере 42 125 001 рубля и отражена по коду 20003 "Реализация в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии поручительства банка или банковской гарантии". Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным декларации, составляет 0 рублей. Вместе с тем доказательства уплаты акциза в бюджет при отсутствии банковских гарантий общество не представило.

Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Кодекса, суды установили, что общество умышленно, не заполнив раздел 1 "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет" в уточненной декларации, который обязателен для заполнения при применении кода 20003, уклонилось от начисления суммы акциза, рассчитанной исходя из заявленного объема товара, реализованного на экспорт. Однако, несмотря на отсутствие начисления и фактической уплаты акциза по экспортной операции, общество заявило сумму к вычету.

Из оспариваемого решения инспекции следует, что вина общества в виде умысла в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса, в ходе камеральной налоговой проверки установлена.

Суды учли разъяснения пункта 20 постановления N 57, согласно которым в силу статьи 122 Налогового кодекса занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

Суды установили, что расчет штрафных санкций произведен правильно, переплаты по акцизам нет. Основания для уменьшения размера налоговой ответственности отсутствуют.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Расчет пени произведен правильно, обществом не оспаривался.

С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии у налогового органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.

 

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2023 по делу N 308-ЭС22-2811.

При названных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.03.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2023 по делу N А20-1094/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ООО "Риал" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

А.Н.ГЕРАСИМЕНКО

 

Судьи

М.В.ПОСАЖЕННИКОВ

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Акцизы  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок