Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Обзор изменений налогового законодательства. Часть 3

Обзор изменений налогового законодательства. Часть 3

Заключительная часть статьи об изменениях в налоговом законодательстве. В предыдущих двух частях части были затронуты темы отмены в 2010 году единого социального налога и замене его страховыми взносами, а также уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, предельной величины процентов, увеличения ставок акцизов, оформления счета-фактуры, порядка возмещения налога, срока получения налогового вычета и других нововведений Налогового кодекса

04.02.2011
«Консультант»

Новеллы главы 28 НК РФ

Федеральный закон от 28.11.2009 № 282-ФЗ (Далее — Закон № 282-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2010 года, внес ряд изменений в гл. 28 НК РФ «Транспортный налог». Так, ставки транспортного налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Напомним, что до внесения изменений субъектам РФ предоставлялось право увеличивать (уменьшать) ставки транспортного налога не более чем в 5 раз. Минфин РФ в Письме от 3 декабря 2009 года № 03-05-06-04/401 указывает, что законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок транспортного налога, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ.

Обратиться по адресу

«Принятие Федерального закона от 28.11.2009 N 282-ФЗ ... не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов Российской Федерации по установлению ставок транспортного налога. Следовательно, по вопросу установления конкретных ставок транспортного налога следует обращаться в законодательные (представительные) органы власти...».

(Письмо Минфина РФ от 03.12.2009 № 03-05-06-04/401)

Последние изменения в главу 28 НК РФ внес Федеральный закон от 27.11.2010 № 307-ФЗ (Далее — Закон № 307-ФЗ). Данным законом ставки транспортного налога по широкому спектру транспортных средств снижены в два раза. В частности, по легковым автомобилям (с любой мощностью двигателя), мотоциклам и мотороллерам, автобусам (с любой мощностью двигателя), грузовым автомобилям (с любой мощностью двигателя), другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходам и мотосаням (с любой мощностью двигателя). Такое снижение базовых ставок транспортного налога, рассматривается как мера государственной политики, направленная на то, чтобы компенсировать увеличение ставок акцизов на бензин, моторные масла, дизельное топливо с 2011 года. Сниженные ставки указаны в таблице 2.

Таблица 2

Ставки транспортного налога с 2011 года

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка

(в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

3,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

7,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

15

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

1

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

2

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

10

Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

2,5

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

4

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

5

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

6,5

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

8,5

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

2,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

2,5

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

5

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт)включительно

10

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

20

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

20

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

40

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

25

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

50

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

20

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

25

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

20

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

200

(полужирным шрифтом в таблице отмечены сниженные в два раза по сравнению с ранее действовавшими ставки транспортного налога)

Необходимо отметить, что рассмотренное выше ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (абз. 2 п. 2 ст. 361 НК РФ в ред. Закона № 282-ФЗ и Закона № 307-ФЗ). То есть, теперь органам власти субъектов РФ предоставлены большие возможности для уменьшения ставки транспортного налога по таким автомобилям — вплоть до нулевой ставки.

Также внесены правки в п. 3 ст. 361 НК РФ — теперь установление дифференцированных ставок транспортного налога допускается в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Ранее дифференцированные налоговые ставки могли устанавливаться в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

С 1 января 2011 года плательщикам транспортного налога, являющимся организациями, больше не нужно представлять по истечении каждого отчетного периода налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Данное изменение было внесено в ст. 363.1 НК РФ Законом № 229-ФЗ.

… базовые ставки транспортного налога снижены в два раза...

Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, теперь не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ в ред. Закона № 229-ФЗ). Указанная норма вступила в силу со 2 сентября 2010 года (Информационное сообщение Минфина РФ от 01.11.2010).

Напомним, что сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ. Ранее ограничения по установлению сроков уплаты налога распространялись только на налогоплательщиков-организации. Для них срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, то есть не ранее срока представления налоговых деклараций (декларации представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Сроки уплаты

Минфин РФ в Информационном сообщении от 1 ноября 2010 года «О применении Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ в части установления сроков уплаты транспортного и земельного налогов» уточняет, что поскольку Федеральным законом № 229-ФЗ не придана обратная сила положениям ст. 363 НК РФ в части распространения её действия на налоговый период 2010 года, внесенные этим законом изменения применяются начиная с налогового периода 2011 года. В связи с этим уплата транспортного налога физическими лицами за 2010 год производится в соответствии с ранее установленными сроками. Законы субъектов РФ о транспортном налоге должны быть приведены в соответствие с НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) и официально опубликованы до 1 декабря 2010 года.

При установлении конкретных сроков уплаты транспортного налога (не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом) применительно к налоговым периодам, начиная с 2011 года, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в силу ст. 5 НК РФ вправе распространить новые сроки уплаты этих налогов на налоговый период - 2010 год в случае, если новые сроки улучшают положение налогоплательщиков.

Как разъясняет Минфин, если в законах субъектов РФ о транспортном налоге содержится положение о распространении новых сроков уплаты налога на 2010 год, то уплата этих налогов физическими лицами за 2010 год будет производиться в срок не ранее 1 ноября 2011 года.

Если в законах субъектов РФ о транспортном налоге не содержится положение о распространении новых сроков уплаты транспортного налога на налоговый период 2010 года, то уплата этих налогов налогоплательщиками - физическими лицами за 2010 год будет производиться в сроки, ранее установленные этими актами.

Сведения об обособленных подразделениях

В 2010 году был внесен ряд поправок не только во вторую, но и в первую часть Налогового кодекса. Рассмотрим некоторые из них.

Законом № 229-ФЗ внесено уточнение в абз. 3 п. 3 и абз. 5 п. 4 ст. 12 НК РФ, согласно которому элементы налогообложения по региональным и местным налогам (ставки, порядок и сроки уплаты) устанавливаются органами власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ.

Изменился порядок представления сведений об обособленных подразделениях налогоплательщика в налоговые органы (пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Раньше налогоплательщик обязан был представлять сообщение в налоговый орган в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия подразделения). Сейчас появилась обязанность сообщать об изменениях в ранее предоставленных в налоговый орган сведениях об обособленных подразделениях - в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения.

О создании на территории РФ обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российские налогоплательщики обязаны сообщать так же, как и раньше, - в течение одного месяца со дня их создания.

Что касается закрытия обособленных подразделений (в том числе филиалов и представительств), то срок представления сведений о прекращении деятельности через них был сокращен с одного месяца до трех дней. Таким образом государство усиливает меры налогового контроля за налогоплательщиками. Изменения вступили в силу со второго сентября 2010 года.

Другие поправки

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ в редакции Закона № 318-ФЗ налоговые органы теперь могут взыскивать не только недоимки, пени и штрафы, но и проценты в случаях и порядке, которые установлены НК РФ.

Внесены поправки в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствии с которыми не только налогоплательщик, но и налоговый агент может попасть под уголовную ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, если в течение 2-х месяцев не исполнит направленное ему требование об уплате налога или сбора. Налоговые органы в таком случае обязаны в десятидневный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

С 1 января 2010 года вступило в силу изменение, внесенное Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ в п. 1 ст. 54 НК РФ. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы в случае невозможности определения периода их совершения перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены указанные ошибки. С 1 января 2010 года налогоплательщик имеет право провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога.

Налоговая Вам заплатит

С 1 января 2010 года в случае нарушения налоговым органом срока отмены приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, будут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Размер процентов будут определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения налоговым органом указанного срока.

Существенные изменения внесены Федеральными законами от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 27.07.2010 № 229-ФЗ в ст. 67 НК РФ «Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита». Согласно пп. 1 и пп. 5 п. 1 ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в случае проведения организацией НИОКР, либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на повышение энергетической эффективности производства, а также в случае осуществления организацией инвестицией в создание объектов с высокой энергетической эффективностью.

По основаниям, указанным в этих подпунктах инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 100% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей.

Первая часть статьи

Вторая часть статьи

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Транспортный налог
  • 26.10.2016  

    Суды пришли к обоснованным выводам о том, что принадлежащие обществу водные транспортные средства подлежат классификации в целях налогообложения как несамоходные транспортные средства, в отношении которых определена валовая вместимость, и что налоговая база в отношении данных транспортных средств определяется на основании подп. 2 п. 1 ст. 259 НК РФ, как валовая вместимость в регистровых тоннах. Оснований для определения нало

  • 01.06.2016   Федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков. Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке н
  • 17.01.2016  

    По делу об отмене постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика.


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Транспортный налог
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »