Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Интервью / Наталья Вальковская: Закон о трансфертном ценообразовании добавит налогоплательщикам обязанностей

Наталья Вальковская: Закон о трансфертном ценообразовании добавит налогоплательщикам обязанностей

Сейчас налоговые органы особо не жалуют трансфертное ценообразование, но рычагов у них не так много. Что изменится в этом направлении, какие сделки подпадут под «трансфертный» контроль налоговиков и как нужно будет доказывать свою правоту налогоплательщикам рассказала Наталья Вальковская, руководитель практики по оказанию услуг в области трансфертного ценообразования, старший менеджер отдела налогового и юридического консультирования компании КПМГ в России и СНГ

25.01.2011
Российский налоговый портал
Автор: Фаина Филина, специально для Taxpravo.Ru

Когда, по вашим оценкам, будет принят закон о трансфертном ценообразовании?

В 2010 году законопроект был рассмотрен Государственной Думой лишь в первом чтении, скорее всего, принятие закона состоится в 2011 году. Как мы понимаем, в настоящее время законопроект, который должен будет рассматриваться на втором и третьем чтении, еще не согласован депутатами с правительством РФ.

Как этот закон повлияет на жизнь российских компаний?

Рассматривая законопроект в редакции, одобренной Государственной Думой в первом чтении, можно сказать, что у налогоплательщиков появится ряд дополнительных обязанностей, что, безусловно, осложнит их работу. Речь идет, в частности, об обязанности по предоставлению отчетности по трансфертному ценообразованию, дополнительному анализу и выявлению контролируемых сделок, контролю над применяемыми ценами др.

Однако налоговым органам также будет необходимо сформировать и обучить команду экспертов, которые будут способны квалифицированно осуществлять налоговый контроль за ценами. Стоит отметить, что этот процесс может занять достаточно длительное время.

Расскажите, как нужно будет правильно выстраивать работу, чтобы сделки в рамках трансфертного ценообразования не пришлось оправдывать в суде?

Законопроект значительно изменяет действующие правила трансфертного ценообразования. При этом, не стоит забывать о том, что новыми правилами обязанность по доказательству соответствия применяемых цен рыночному уровню «де-факто» перекладывается на налогоплательщиков. Поэтому от того, насколько аргументировано это будет сделано, будет зависеть вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов и, собственно, судебных споров.

На практике налогоплательщикам предстоит более тщательно отслеживать уровень применяемых цен в течение всего периода взаимоотношений с контрагентами. Более того, для минимизации вероятности претензий, по всем контролируемым сделкам  необходимо будет подготавливать специальную документацию, содержащую всю необходимую информацию о сделке, включающую самостоятельный расчет рыночного уровня цен. Таким образом, можно сделать вывод о появлении новой для многих налогоплательщиков, практически обязательной процедуры налоговой диагностики применяемых цен.

Какие ситуации, обычные для делового оборота могут подпасть под трансфертное ценообразование и внимание налоговых органов? Я не имею в виду схемы..

Критерии контролируемости сделок, включающие предмет, стороны и их условия, достаточно подробно прописаны в законопроекте. При этом, некоторые критерии позволяют налоговым органам контролировать значительное число сделок, что потребует от налогоплательщиков дополнительных административных затрат.

Так, контролируемой сделкой будет признаваться любая совершаемая на внутреннем рынке сделка с взаимозависимым контрагентом, если сумма доходов и расходов от всех сделок, совершенных в календарном году с таким контрагентом, превысит 1 млрд. рублей (включая сделки с имущественными правами и правами на результаты интеллектуальной деятельности). Также контролируемыми сделками будут признаваться любые сделки с резидентами оффшоров независимо от их суммы.

Кого закон о трансфертном ценообразовании коснется более всего? Есть ли какая-то привязка к размеру компании или отраслевому направлению?

Новый закон в той или иной степени будет касаться практически каждого налогоплательщика. С учетом критерия взаимозависимости контрагентов по сделкам можно говорить о том, что, в первую очередь, изменения коснутся средних и крупных холдинговых групп.

Также контролю подвергнутся взаимозависимые контрагенты в добывающей отрасли, вследствие того, что одним из критериев контролируемости является наличие товара - объекта налогообложения НДПИ по адвалорной ставке в качестве предмета сделки. При этом, годовой объем сделок с отдельными контрагентами уже не будет иметь значения.

Помимо этого, контролю будут подвергаться сделки с правами на результаты интеллектуальной деятельности и имущественными правами, что затронет деятельность издательств, звукозаписывающих студий, исследовательских институтов и прочих компаний, чья коммерческая деятельность непосредственно связана с такими правами.

При таком обширном перечне организаций, попадающий под действие новых правил, нельзя удивляться тому, что одной из версий законопроекта, разработанной с учетом пожеланий бизнес-сообщества России, предусмотрено распространение его норм только на сделки с товарами. Попытка исключить из предмета регулирования закона работы и услуг направлена как раз на сужение перечня сделок, а следовательно, сокращение числа налогоплательщиков, подчиняющихся новым требованиям. 

Многие российские компании работают с иностранными контрагентами из европейских стран, азиатских государств, США. Какие проблемные места есть в этих деловых взаимоотношениях с точки зрения трансфертного ценообразования?

При взаимоотношении с иностранными контрагентами нельзя забывать о том, что законопроектом предусмотрено отнесение внешнеэкономических сделок с некоторыми товарами биржевой торговли к числу контролируемых сделок. Также будут контролироваться сделки с зависимыми иностранными контрагентами.

В большинстве развитых европейских и азиатских стран, а также в США, в настоящее время существуют обязательные требования по документированию трансфертных цен. Несмотря на то, что идеей российского законопроекта является сближение с мировой практикой, нельзя говорить о том, что требования российского законопроекта полностью ей соответствуют. Это означает, что при наличии сделок с зависимыми иностранными контрагентами группам компаний, помимо подготовки документации по трансфертному ценообразованию в странах инкорпорации иностранных контрагентов, придется готовить пакет документов в России. 

А в отношении Таможенного союза есть ли какие-то специфические моменты?

Текущая редакция законопроекта не предусматривает какого-либо специального регулирования трансфертного ценообразования сделок между компаниями, учрежденными в странах таможенного союза. Однако, следует отметить, что такие положения могут появиться в редакции законопроекта, которая будет принята и вступит в силу.

Сделки с контрагентами в оффшорных зонах и сегодня не очень жалуются налоговиками. Будет ли у них больше полномочий, согласно закону о трансфертном ценообразовании?

Действительно, как уже неоднократно упоминалось выше, сделки с резидентами оффшоров (причем заключаемые как российскими юридическими лицами, так и иностранными организациями, действующими через постоянные представительства) согласно положениям законопроекта признаются контролируемыми. Это означает, что налоговые органы смогут реализовать все права, предусмотренные новыми правилами в отношении таких сделок. В частности, налоговые органы смогут затребовать документы по ценам, которые налогоплательщики обязаны будут составлять и предоставлять им, в ходе специальных проверок. Налогоплательщики также будут обязаны ежегодно отчитываться о наличии сделок с резидентами оффшоров, перечень которых будет определять Минфин. Учитывая общие требования к обязательному ведению документации по трансфертному ценообразованию и ее составу, можно утверждать о дополнительной административной нагрузке на налогоплательщиков, заключаемых сделки с резидентами оффшоров.

А сейчас, по вашим оценкам, как часто ситуации с трансфертным ценообразованием подпадают под внимание налоговиков?

В рамках действующих правил налогового контроля цен, налоговые органы предпринимают попытки оспорить применение цен в широком спектре сделок. Налоговые органы зачастую пытаются увязать заключение сделок по ценам не соответствующим рыночным с концепцией необоснованной налоговой выгоды, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 г. № 53. Данная увязка позволяет налоговым органам контролировать цены сделок не только купли-продажи товаров, но и сделок по реализации ценных бумаг, предоставления займов, сделок по предоставлению прав пользования объектами интеллектуальной собственности и других, прямо не попадающих под регулирование статьи 40 НК РФ.

Какова сложившаяся судебная практика по данному вопросу?

Суды, как правило, занимают сторону налогоплательщиков, рассматривая их споры с налоговыми органами касательно претензий последних к применяемым ценам. Во многом суды указывают на недостаточное обоснование выводов налоговых органов о том, что цены налогоплательщика по той или иной сделке не соответствуют их рыночному уровню. Хотя, следует отметить, что налоговые органы в последнее время строят свою аргументацию в большей степени на анализе экономической сути сделок, нежели акцентируя внимания на формальных аспектах.

Как можно выстроить эффективное налоговое планирование в компании, чтобы минимально "пострадать" от налоговых претензий?

В рамках действующих правил трансфертного ценообразования 20% разрешенное отклонение цен от рыночных дает большие возможности для манипулирования ценами в целях планирования налоговых обязательств. С принятием нового законопроекта эти возможности станут недоступными.

Для целей эффективного налогового планирования налогоплательщикам предстоит обосновывать соответствие внутригрупповых цен рыночному уровню в каждом индивидуальном случае. Скорее всего, для данного обоснования будет необходимым привлечение экспертов. 

Также одним из инструментов налогового планирования станет возможность заключения соглашений о ценообразовании с налоговыми органами, которые предоставят налогоплательщикам гарантии от претензий к применяемым ценам по сделкам, предметам таких соглашений. Однако, согласно текущей редакции законопроекта, заключение таких соглашений станет возможным не ранее 1 января года, следующего за годом вступления новых правил контроля цен в силу, и в настоящее время механизм порядка их заключения не прописан детально. На этом основании пока сложно судить о том, насколько положительно повлияет возможность заключения таких соглашений на налоговое планирование организаций.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)
  • 07.08.2013  

    Суды сделали обоснованные выводы, что налоговый орган не доказал правомерность применения им рыночной цены реализованного обществом в проверяемом периоде взаимозависимому лицу товара, поскольку данная цена определена с нарушением требований п. п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ, не доказал, что взаимозависимость компании и партнера повлияла на цены сделок.

  • 04.07.2013  

    Согласно п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы и услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4 11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ).

  • 19.05.2013  

    Инспекция не доказала, что цена реализации, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях с рассматриваемыми условиями сделок. Суды правомерно признали недействительным решение инспекции в части предложения уменьшить убыток за 2010 год в сумме 228 732 руб. Налогоплательщиком правомерно отражен убыток от реализации спорных тра


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »

Принципы определения рыночной цены (трансфертные цены)
Все законодательство по этой теме »