Аналитика / Налогообложение / Отказ от ЕНВД в пользу патента: возможные изменения в налоговом законодательстве
Отказ от ЕНВД в пользу патента: возможные изменения в налоговом законодательстве
На официальном сайте Минфина в конце прошлой недели был размещен масштабный законопроект, которым предлагается внести поправки в налоговое и бюджетное законодательство. По замыслу авторов законопроекта эти изменения позволят постепенно перевести малый бизнес на патентную систему, общий режим налогообложения или УСН. Первая волна изменений запланирована на 2011 г., а завершить реформу чиновники предлагают к 2014 г. Пока проект закона еще не поступил на рассмотрение в Госдуму, однако некоторые его положения вызывают определенные сомнения уже сейчас
18.08.2010"КонсультантПлюс"Единый налог на вмененный доход был введен в РФ в 1998 г., когда стало понятно, что малый бизнес в стране уже сформировался, но так и не начал нормально функционировать из-за неподъемного налогового бремени. Частные предприниматели и небольшие компании либо стремительно разорялись, либо уклонялись от уплаты большей части налогов, что категорически не устраивало представителей власти. Введение ЕНВД решило сразу две проблемы – сумма подлежащих уплате налогов была значительно снижена, а его плательщики были избавлены от необходимости тратить время и деньги на полноценное бухгалтерское обслуживание. Кроме того, специфика единого налога (который, напомним, взимается в фиксированной сумме, а не в процентах от доходов) облегчала предпринимателям и малым компаниям планирование бюджета.
Сейчас представители Минфина России заговорили о недостатках такой системы – в первую очередь о том, что «ЕНВД не в полной мере учитывает экономическое обоснование осуществляемой деятельности, что может создавать как излишнюю налоговую нагрузку, так и, наоборот, возможность значительной экономии на налогах». Именно так высказался заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин в интервью Интерфаксу. Вспомнили и о том, что применять этот спецрежим действительно удобно только тем налогоплательщикам, которые не оказывают никаких услуг, не подпадающих под ЕНВД, – в противном случае приходится не только вести учет, но и делать его раздельным. В качестве одного из главных недостатков единого налога указали на его обязательность, которая фактически лишала малый бизнес возможности выбрать более выгодный вариант. Кроме того, в кризис многим плательщикам единого налога, фактически не получавшим никакой прибыли, приходилось исправно уплачивать ЕНВД в бюджет, поскольку этот налог к сумме выручки не привязан.
Новшества и последствия для индивидуальных предпринимателей
Новшество, которое необходимо отметить в рассматриваемом законопроекте, – это введение патентной системы. Она заменит собой одновременно ЕНВД и упрощенную систему налогообложения по патенту, введение которой также было признано чиновниками неудачной и ненужной мерой. Предполагается, что большинство индивидуальных предпринимателей, которые сейчас применяют ЕНВД, перейдут на патентную систему уже с 2011 г. Юридические лица вместо единого налога смогут воспользоваться общей и упрощенной системами налогообложения.
В соответствии с проектом закона гл. 26.3 Налогового кодекса о ЕНВД полностью утратит силу с 1 января 2014 г. Но многие предприниматели, уплачивающие ЕНВД, будут лишены возможности применять эту систему гораздо раньше. Отменять налог авторы проекта предлагают поэтапно: уже с 2012 г. ЕНВД не будет взиматься при оказании бытовых, ветеринарных и автотранспортных услуг, услуг общественного питания с использованием залов площадью до 150 кв. м, мини-гостиниц, сдаче в аренду помещений и земли под торговые объекты. Кроме того, все организации и предприниматели, в которых трудятся свыше 15 наемных работников, также обязаны будут перейти на иные налоговые режимы (сейчас на ЕНВД могут быть компании со средней численностью сотрудников до 100 человек).
Не исключено, что право решать, для каких, кроме перечисленных, выше видов деятельности ЕНВД сохранится до 1 января 2014 г., будет предоставлено местным властям, вплоть до муниципальных. Такой вариант чиновники Минфина на данный момент рассматривают как один из потенциальных вариантов проведения реформы, и вполне возможно, что соответствующие изменения будут внесены в проект документа.
Авторы проекта предлагают отменить и тот институт патента, который с 2006 г. применяется в рамках упрощенной системы налогообложения. Вместо глав о ЕНВД и существующих патентах Налоговый кодекс предполагается дополнить гл. 26.5 «Патентная система налогообложения». В соответствии с той редакцией данной главы, которая изложена в минфиновском законопроекте, патентная система станет обязательной для всех регионов, однако воспользоваться новым режимом налогообложения смогут только некоторые индивидуальные предприниматели: получить патент для торговой деятельности и общественного питания будет невозможно. Есть ограничения и по количеству привлекаемых предпринимателем сотрудников: в течение налогового периода в его деятельности может быть занято одновременно не более пяти работников, что самое неприятное – вне зависимости от количества полученных патентов. То есть даже если коммерсант ведет деятельность по нескольким разным направлениям, позволить себе больше пяти помощников он не сможет. Такое ограничение налоговые органы применяют и сейчас, но при принятии законопроекта оно будет прописано в Кодексе. Переходить на патент и обратно коммерсанты смогут добровольно. Устанавливать перечень видов деятельности, по которым можно использовать патент, а также потенциальный годовой доход коммерсанта (и, соответственно, стоимость патента при том или ином виде деятельности) будут органы местного самоуправления. Правда, по 22 видам деятельности возможность получения патента должна быть предусмотрена местными властями в обязательном порядке. Это, в частности, бытовые и ветеринарные услуги, услуги автосервиса, автоперевозки, строительный ремонт, платные кружки и репетиторство, уход за детьми и больными, сбор вторсырья. На данный момент предполагается, что патент будет действовать только на той территории, где выдан, и если это условие не изменится, предприниматели, работающие сразу в нескольких муниципальных образованиях, вынуждены будут оплачивать сразу несколько патентов. Например, с такой проблемой могут столкнуться коммерсанты, имеющие несколько офисов в разных районах крупных городов, поделенных на округа.
Для каждого из видов деятельности, по которым будет возможность воспользоваться патентной системой (на данный момент их насчитывается 92), в Налоговом кодексе планируется установить размер потенциального годового дохода, который местные власти смогут уменьшать или увеличивать не более чем в два раза. Налоговую ставку предлагается установить в размере 6 процентов от суммы потенциального дохода – годового или за то время, на которое выдан патент (от 1 до 12 месяцев в течение календарного года).
Представление налоговой декларации при применении патента законопроектом не предусмотрено.
Индивидуальных предпринимателей, оплативших патент, планируется освободить от уплаты НДФЛ с доходов от деятельности, переведенной на патентную систему. Кроме того, они не будут уплачивать налог на имущество физлиц по объектам, используемым в той же деятельности. За исключением ряда случаев (например, при импорте товаров), предпринимателям не нужно будет платить и НДС. Лимит годового дохода, при превышении которого предприниматель будет терять право на использование патента, авторы проекта предлагают установить в сумме 60 млн руб., причем стоимость патента, уплаченная после превышения лимита, не будет возвращаться. Снова перейти на патент после утраты права на его использование можно будет не ранее следующего календарного года.
По замыслу авторов проекта стоимость патента будет существенно ниже ЕНВД, но значительной части предпринимателей, уплачивающих сейчас единый налог, придется переходить либо на упрощенную, либо на общую систему налогообложения. Из-за этого станет намного менее выгодной, например, розничная торговля, которая занимает одну из самых весомых ниш среди видов деятельности, облагаемых ЕНВД.
По новым правилам некоторое ухудшение положения налогоплательщика, оплачивающего патент, по отношению к патентному УСН весьма заметно. В частности, ранее сумма платежа при упрощенной системе уменьшалась на сумму страховых взносов (пенсионных, на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и от несчастных случаев, профзаболеваний, ОМС). Кроме того, ранее при патентной системе основную часть платежа (2/3) необходимо было вносить в течение 25 дней с момента окончания патента, сейчас – не позднее 30 дней до момента окончания патента.
Что касается учета, во многом предлагаемая обладателям патентов система схожа с учетом УСНщиков. Предприниматели должны будут учитывать доходы в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, оформлять и заполнять книгу доходов и озаботиться раздельным учетом, если ведут какую-либо деятельность, помимо охваченной патентом.
Последствия для организаций малого и среднего бизнеса
В случае принятия законопроекта малые и средние компании с 2014 г. должны будут перейти либо на УСН, если им позволяет сумма дохода, либо на общий режим налогообложения. В проекте документа есть безусловные "плюсы" – например, детальная регламентация механизмов взимания налогов при отказе от разных режимов налогообложения до окончания налогового периода. Однако большинство "плюсов" все-таки выгодны для индивидуальных предпринимателей, для которых чиновники пытаются выстроить максимально комфортную систему взаимодействия с бюджетом. Организации же, среди которых сейчас применяют ЕНВД около 3 миллионов, скорее всего, начнут спешно дробиться, чтобы не выпасть из лимитов, определяющих право на применение упрощенной системы.
Кроме того, не следует забывать о том, что еще до полной отмены ЕНВД правила применения единого налога заметно ужесточатся. Ограничения по видам деятельности и урезанная среднесписочная численность работников применяются и к организациям. Соответственно, у некоторых налогоплательщиков необходимость переходить на упрощенку появится задолго до того, как (и если) ЕНВД будет окончательно отменен.



