
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/813
Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/813
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/813
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в целях налогообложения прибыли суммы налога на добавленную стоимость, установленного законодательством иностранного государства, и сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций, установленному гл. 25 Кодекса) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При этом налогоплательщик - российская организация, осуществляющая деятельность в иностранном государстве, имеет право учесть понесенные за рубежом расходы, включая суммы налогов, уплаченных по законодательству иностранного государства, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в данном иностранном государстве.
Кроме того, в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, имеется положение, разрешающее вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства (учреждения - в случае Республики Казахстан), включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами (т.е. в том числе и в России).
Как следует из вышеизложенного, налогоплательщик - российская организация при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесенные как в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги), так и соответствующие расходы, понесенные в России.
Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
Начисленные суммы налогов и сборов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в названной ст. 264 Кодекса.
Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, разрешается, соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается возможности отнесения к расходам "иностранных" налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет специальное нормативное регулирование в ст. 264 Кодекса и, соответственно, не регулируется пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
По мнению Минфина России, подобный подход вполне логичен и направлен на избежание повторного учета некоторых видов расходов, в том числе налогов, уплаченных за рубежом.
При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, инструментами которого являются метод вычета "иностранных" расходов (включая уплаченные налоги), метод зачета "иностранных" налогов либо метод освобождения "иностранных" доходов от налогообложения в стране резидентства, следует иметь в виду, что применение конкретного из данных методов возможно только при наличии прямого указания в специальных положениях Кодекса.
Так, например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, на основании специальных положений ст. 311 Кодекса.
Зачет налога на имущество, уплаченного российской организацией в иностранном государстве, в уменьшение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, производится на основании специальных положений ст. 386.1 Кодекса.
Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства.
В частности, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налога на добавленную стоимость, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ, услуг, имущественных прав на территории данного иностранного государства.
При этом уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг) на территории иностранного государства налог на добавленную стоимость при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации также не учитывается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
16.12.2009
Темы: Постоянное представительство иностранной организации  НДС  
- 16.07.2014 Налоговая служба разъяснила особенности администрования налога с доходов от источников в Российской Федерации
- 17.12.2013 Для подтверждения местонахождения резидента США апостиль на документах проставлять не нужно
- 22.06.2012 Иностранные организации не уплачивают налог на прибыль при определенных условиях
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 13.10.2014 Если резидентство подтверждено после выплаты дохода, но до проверки, пени не начисляются
- 03.03.2010 Налоговые проверки представительств иностранных организаций
- 20.02.2009 Обобщение практики арбитражных судов по налогу на прибыль
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 22.09.2025
Налоговый орган
сделал вывод о том, что иностранная компания осуществляла реальную предпринимательскую деятельность в РФ через зависимого агента - общество, деятельность которого привела к образованию постоянного представительства компании.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что именно компания осуществляла на территории РФ предпринимательскую деятельность, которая нос
- 10.08.2025
Налоговый орган
указал, в частности, на необоснованное уменьшение налогоплательщиком (иностранной организацией, резидентом РФ) налоговой базы по налогу на прибыль при корректировке сведений о выплаченных дивидендах (с годового дивиденда за 2016 год на промежуточный в 2017 году).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит положен
- 27.04.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, пени, штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемая обществом сумма налога на прибыль за спорный период исчислена с дохода иностранной организации, размер которого не может определяться с учетом доходов и расходов российской организации.
- 07.10.2025
Налоговым органом
проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн - 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС.
- 07.10.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ
Комментарии
Насчет повторного учета расходов - это сильно. На лицо глубокое понимание вопроса налогоплательщика... НДС, выделенный поставщиком в цене товара/услуги - это не налог, уплачиваемый иностранному государству, а часть его цены. Осноанием для отказа в учете может быть получение вычета на этот НДС, как в случае с любым другим компенсированным расходом.