
Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в главу 21 НК РФ
О внесении изменений в главу 21 НК РФ
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Принят Государственной Думой
Одобрен Советом Федерации
Статья 1'
Внести в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340, 3341; 2001, № 1, ст. 18; № 33, ст. 3413; № 53, ст. 5015; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3027; 2003, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2066; № 23, ст. 2174; № 28, ст. 2886; 2004, № 27, ст. 2711, № 34, ст. 3517, 3521; № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 30, ст. 3130, 3128, 3129, 3130; № 52, ст. 5581; 2006, № 10, ст. 1065; № 31, ст. 3436; № 45, ст. 4627, 4628; № 47, ст. 4819; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 39; № 23, ст. 2691, № 31, ст. 3991; № 45, ст.. 5417, 5432; № 49, ст. 6045, 6071; 2008, № 26, ст. 3022; № 27, ст. 3126; № 42, ст. 4697; № 48, ст. 5519) следующие изменения:
1. В абзаце первом пункта 1 статьи 176 после слов «положениями настоящей статьи» дополнить словами «, если иное не предусмотрено статьей 176.1 настоящего Кодекса».
2. Дополнить статьей 176.1 следующего содержания:
«Статья 176.1. Специальный порядок возмещения налога при осуществлении ряда операций, облагаемых по нулевой ставке.
1.Положениянастоящейстатьиприменяютсявотношении налогоплательщиков, осуществляющих операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-5, 8, 9 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
2.В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым'объектомналогообложениявсоответствиис подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями пунктов 3-8 настоящей статьи.
3.При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или)штрафам,подлежащимуплатеиливзысканиювслучаях, предусмотренныхнастоящимКодексом,налоговыморганом
производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, заявленная к возмещению, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам. Предусмотренные настоящим абзацем заявления представляются налогоплательщиком одновременно с представлением налоговой декларации.
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом в течение 15 дней считая со дня представления налоговой декларации.
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, заявленной к возмещению, в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
При нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 20-го дня после дня представления налоговой декларации, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В случае, если предусмотренные настоящим пунктом проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику
суммы налога, подлежащей возврату, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
4.Послепредставленияналогоплательщикомналоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
5.По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведениикамеральнойналоговойпроверкинебыливыявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
. 6. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
Акт и другие материалы, камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением принимается:
решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.
Одновременно с решением о возмещении полностью или решением о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, решение о зачете (возврате) не выносится.
При отражении в резолютивной части решения о возмещении полностью или решения о возмещении частично суммы налога в качестве возмещаемой суммы обязанности налогового органа по ее повторному возмещению (зачету, возврату) не возникает.
7.Налоговыйорганобязансообщитьвписьменнойформе налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично),или об отказе в возмещении (полностью или частично) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
8.Излишнее возмещение (зачет, возврат) сумм налога признается недоимкойпоналогу,подлежащей уплатене позднее20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, за который представлена налоговая декларация.
' На указанные суммы недоимки начисляются пени в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 75 настоящего Кодекса.
Положения настоящего пункта распространяются на суммы процентов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.».
Статья 2
у Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Президент Российской Федерации
Концепция
проекта федерального закона
«О внесении изменений в главу 21 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации»
1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования данного законопроекта, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта.
Основная идея законопроекта заключается в установлении специального порядка возмещения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации товаров
(работ,услуг) в рамках внешнеторговой,и космической "деятельности, облагаемых по нулевой ставке.
Целью разработки законопроекта является сокращение сроков возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщикам, осуществляющим указанные операции.
Предметом правового регулирования являются предусмотренные законопроектом изменения, которые предлагается внести в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации для реализации цели законопроекта. . Законопроектом предусматривается осуществлять возмещение налога на добавленную стоимость на основании налоговой декларации по этому налогу и письменного заявления налогоплательщика о зачете: (возврате) налога в срок не позднее 20 дней! с момента подачи указанной налоговой декларации до окончаниякамеральной проверки. При этом за налоговым органом сохраняется обязанность проверять обоснованность заявленной к возмещению суммы налога в порядке и сроки, установленные действующим законодательством о налогах и сборах..
В' случае: обнаружения по результатам налоговой проверки факта необоснованного возмещения- ранее зачтенные (возвращенные) суммы налога отражаются в акте налоговой проверки и решении о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства и приравниваются к недоимке.
2.Место будущего закона в системе действующего законодательства.
Будущий закон является законодательным актом, вносящим изменения в федеральное законодательство и регулирующим правовые отношения в области налогов и сборов. Законопроект относится к отрасли законодательства - финансы 080.000.000 (подотрасль - федеральные налоги и сборы 080.100.020) по Классификатору правовых актов, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г.№511.
В соответствии с пунктом «з» статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы относятся к предмету исключительного ведения Российской Федерации.
Таким образом, принятие закона направлено на реализацию полномочий Российской Федерации по регулированию налоговых правоотношений.
3.Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений.
В настоящее время в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации для всех налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен единый порядок возмещения этого налога в случае превышения налоговых вычетов над суммой налога, исчисленной по деятельности налогоплательщика за налоговый период. Полученная разница подлежит возмещению путем возврата или зачета на основании решения налогового органа, которое выносится по результатам камеральной проверки, проводимой в течение трех месяцев с момента представления в налоговые органы декларации и соответствующих документов.
В рамках осуществления налогоплательщиками внешнеторговой и космической деятельности требуется ускорить возмещение налога на добавленную стоимость, то есть сократить срок возврата налога налогоплательщикам.
4.Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
Социально-экономические последствия реализации будущего закона состоят в оказании государственной поддержки отечественным организациям, ориентированным на осуществление внешнеторговой и космической деятельности, с целью преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса.
Реализация будущего закона позволит снизить дефицит оборотных средств налогоплательщиков и минимизировать последствия финансового кризиса.
Темы: Налоговое право  НДС  
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм
- 02.02.2025
Отказано в
возмещении НДС ввиду неправомерности применения вычета при направленности действий налогоплательщика на искусственное создание условий для возмещения налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствовали реальные хозяйственные операции со спорными контрагентами, первичные документы содержали недостоверные сведения, товар не использовался для осуществления облагаемой НДС де
- 19.01.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф ввиду неправомерного включения обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагента, который был использован в целях "искусственного" документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку анализ книги покупок и движения денежных ср
- 20.07.2025
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду создания формального документооборота по сделкам с взаимозависимыми контрагентами с целью сохранения права на применение УСН.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как реальность сделок с контрагентами не подтверждена, налогоплательщик утратил право на применение УСН.
- 20.07.2025
Начислены налог
на прибыль, НДС, пени, штраф ввиду завышения налогоплательщиком расходов, подлежащих учету при исчислении налога, путем завышения цены товара, реализуемого между взаимозависимыми лицами.Итог: требование удовлетворено, так как оплата спорного товара предыдущими приобретателями произведена в полном объеме, информация о сделках отражена в книгах продаж, НДС в установленном размере уплач
- 20.07.2025
Начислены НДС,
пени, штраф ввиду создания формального документооборота в отсутствие реального выполнения строительно-монтажных работ контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как работы выполнены самим налогоплательщиком, физическими лицами без оформления отношений, договоры с контрагентами заключены спустя непродолжительное время после их регистрации в качестве юридических лиц,
Комментарии