
Законодательство / Письма / Письмо ФНС России от 29.02.2024 г. № СД-2-3/2962@
Письмо ФНС России от 29.02.2024 г. № СД-2-3/2962@
Вопрос: Федеральный закон от 19.12.2022 N 549-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 549-ФЗ) уточнил установленный ст. 165 НК РФ порядок подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов НДС, а также перенес момент определения налоговой базы по НДС на последнее число квартала, на который приходится истечение срока, указанного в п. 9 ст. 165 НК РФ, для сбора предусмотренных ст. 165 НК РФ документов (их копий) (п. п. 2 - 4 ст. 1 Закона N 549-ФЗ).
Статьей 2 Закона N 549-ФЗ определено, что п. п. 2 - 4 ст. 1 вступают в силу с 1 января 2024 г., а положения ст. 165 НК РФ применяются в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за налоговые периоды начиная с 1 января 2024 г. (п. п. 2 - 3 ст. 2 Закона N 549-ФЗ).
В связи с возникшей неопределенностью в отношении начала применения внесенных изменений означают ли положения ст. 2 Закона N 549-ФЗ, что новый порядок подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и перенос момента определения налоговой базы по НДС применяются в том случае, когда на налоговый период начиная с 1 января 2024 приходится событие подтверждения или неподтверждения налоговой ставки 0 процентов, вне зависимости от того, когда была осуществлена реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1, 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 п. 1 ст. 164 НК РФ, т.е. и в том случае, когда такие операции реализации были осуществлены до 1 января 2024 г.?
13.03.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29.02.2024 г. № СД-2-3/2962@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО от 22.01.2024 по вопросу, касающемуся применения положений Федерального закона от 19.12.2022 N 549-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 549-ФЗ), и сообщает следующее.
Пунктами 3 и 4 статьи 1 Закона N 549-ФЗ изменен порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по операциям по реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), установленный статьей 165 Кодекса, а также порядок определения момента определения налоговой базы, установленный пунктом 9 статьи 167 Кодекса, в случае, если документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса, не собраны в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 Кодекса.
В частности, предусматривается.
Согласно положениям подпунктов 1, 2, 4 пункта 1, пунктов 2, 2.1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются реестры в электронном виде. При этом документы, сведения из которых отражаются в реестре, одновременно с налоговой декларацией по НДС не представляются.
Кроме того, на основании абзаца второго пункта 9 статьи 167 Кодекса в случае, если документы (их копии), предусмотренные статьей 165 Кодекса, не собраны в течение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 Кодекса, моментом определения налоговой базы по реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, является последнее число квартала, на который приходится истечение соответствующего срока, указанного в пункте 9 статьи 165 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 549-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2024 года.
Пунктом 3 статьи 2 Закона N 549-ФЗ установлено, что положения статьи 165 Кодекса (в редакции Закона N 549-ФЗ) применяются в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за налоговые периоды начиная с 1 января 2024 года.
Положения статьи 2 Закона N 549-ФЗ не ограничивают для целей применения вышеуказанных изменений период, в котором должна быть осуществлена реализация товаров (работ, услуг).
При этом исходя из действующих положений Кодекса с учетом изменений, вносимых Законом N 549-ФЗ, необходимо руководствоваться следующим.
1. По вопросу представления реестров по операциям по реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса
На основании абзаца первого пункта 9 статьи 167 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собраны документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса.
В связи с этим операции по реализации указанных товаров отражаются в налоговой декларации по НДС с применением налоговой ставки 0 процентов за тот налоговый период, в котором собран пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
С учетом этого для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса и подлежащих отражению в налоговых декларациях по НДС за налоговые периоды начиная с 1 квартала 2024 года, налогоплательщик обязан представить реестры, предусмотренные статьей 165 Кодекса, вне зависимости от того, когда были осуществлены операции по реализации этих товаров (до либо после 1 января 2024 года).
2. По вопросу определения момента определения налоговой базы в случае, если документы не собраны в установленный срок
Если документы, предусмотренные статьей 165 Кодекса, не собраны в установленные пунктом 9 статьи 165 Кодекса сроки и эти сроки истекают в налоговых периодах начиная с 1 квартала 2024 года, то вне зависимости от того, когда были осуществлены (до либо после 1 января 2024 года) операции по реализации товаров, предусмотренных подпунктами 1 и (или) 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.1 - 2.8-1, 2.10, 2.13, 3, 3.1, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по реализации таких товаров (работ, услуг) является последнее число квартала, на который приходится истечение указанных сроков (абзац второй пункта 9 статьи 167 Кодекса).
В этом случае операции по реализации указанных товаров (работ, услуг) подлежат отражению с применением налоговых ставок 10 и (или) 20 процентов в налоговой декларации по НДС за тот налоговый период, на который приходится истечение сроков, указанных в пункте 9 статьи 165 Кодекса.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
29.02.2024
Темы: НДС  Налоговые ставки  
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 29.03.2019 Услуги оказаны в 2018 году – ставка НДС будет 18%
- 26.03.2019 Ставка НДС, в случае подписания акта в 2019 году составляет 20%
- 13.12.2018 «Иная последовательность» слов в счете-фактуре продавца: налоговые последствия
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 21.12.2022 Ставка НДС для конструкторов «Лего 16+» на территории РФ
- 01.03.2022 Ставка НДС при продаже пирожков в кафе
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 04.10.2025
Решением налогоплательщику
начислены НДС, налог на прибыль, пени в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по НДС и искусственным занижением базы по налогу на прибыль в результате создания формального документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано, что контрагенты налогоплательщика обладали признаками технических организаций, являлись учас
- 04.10.2025
Начислены НДС,
пени, штраф ввиду наличия у контрагентов признаков "технических" организаций и отсутствия документального подтверждения наличия у налогоплательщика поставленного ими объема товара.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт поставки товара спорными контрагентами налоговый орган не опроверг, но учтено, что участниками сделок являлись лица, не выполняющие своих налоговых
- 04.10.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как у контрагентов отсутствовали ресурсы для выполнения работ, реальную финансово-хозяйственную деятельность они не осуществляли, работы были выполнены силами самого налогоплательщика, а также неустановленными физическими лицами, подтверждено создание формально
- 17.09.2025
Обществу доначислены
НДС, штраф, пени ввиду неправомерного применения пониженной ставки НДС при реализации продовольственных и медицинских товаров. Общество не оспаривает доначисление НДС, но не согласно с начислением штрафа и пеней, поскольку при применении пониженной налоговой ставки оно фактически выполняло разъяснения уполномоченных органов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как отв
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 20.11.2024
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф, указав на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки при реализации продовольственных товаров.Итог:дело передано на новое рассмотрение, так как судами не дана оценка свойствам спорных продовольственных товаров, не мотивировал отклонение экспертных заключений, подтверждающих отнесение производимой налогоплательщиком продукции к социально знач
Комментарии