
Законодательство / Декларации (Бланки) / Письмо Минфина России от 15.01.2024 г. № 03-07-07/2265
Письмо Минфина России от 15.01.2024 г. № 03-07-07/2265
Вопрос: АО является акционерным обществом, созданным в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, 100 процентов акций которого принадлежит области в лице Министерства имущественных отношений области.
В 2018 - 2019 гг. АО за счет собственных средств, полученных от коммерческой деятельности, а также за счет средств, выделенных в качестве вклада в уставный капитал (что также является собственными средствами АО), начало строительство объектов недвижимого и движимого имущества, а также производило закупку товаров, оборудования, мебели, необходимых для оснащения этих объектов. Сумму "входного" НДС по закупке оборудования, мебели, материалов и других товаров, необходимых для оснащения объектов, а также НДС со строительно-монтажных работ при создании таких объектов АО принимало к вычету в налоговых декларациях по НДС в 2018 - 2020 гг. на тех основаниях, что товары, работы, услуги приобретались за счет собственных средств АО, использовались в деятельности, облагаемой НДС.
В настоящее время в рамках корпоративных мероприятий АО запланирована безвозмездная передача вышеуказанного имущества в собственность Российской Федерации, в лице которой выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в области (Росимущество), путем передачи имущества по договору пожертвования. Вследствие этого встал вопрос о восстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по выполненным в 2018 - 2019 гг. строительно-монтажным работам, закупке материалов и оборудования для создания и оснащения объектов недвижимости и движимого имущества.
Согласно разъяснениям Минфина России от 30.03.2021 N 03-07-10/22960 и на основании п. 10 ст. 171.1 НК РФ обязанности по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по объектам недвижимости при передаче на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации (пп. 19 п. 2 ст. 146 НК РФ), не возникает.
Что касается объектов движимого имущества, то согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ не подлежит восстановлению налог при осуществлении операций по передаче на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон (пп. 16 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Правомерно ли АО - акционерному обществу, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, не восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по товарам, работам (услугам), приобретенным для создания объектов движимого имущества при безвозмездной передаче движимого имущества Российской Федерации, в лице которой выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в области (Росимущество)?
19.02.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15.01.2024 г. № 03-07-07/2265
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 23 ноября 2023 г., о применении налога на добавленную стоимость при передаче на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества и движимого имущества Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества.
Особенности восстановления принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), установлены статьей 171.1 Кодекса.
Так, порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, установленный пунктами 3 - 5 данной статьи Кодекса, предусматривает обязанность налогоплательщика по восстановлению принятых к вычету сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным или построенным объектам недвижимости, в дальнейшем используемым им для осуществления операций, не облагаемых данным налогом.
При этом на основании пункта 10 статьи 171.1 Кодекса положения данной статьи не распространяются на операции по передаче на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 146 Кодекса.
Таким образом, у налогоплательщиков, осуществляющих передачу на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации построенных объектов недвижимости, предусмотренная статьей 171.1 Кодекса обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости, не возникает.
Что касается подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, согласно которому восстановлению не подлежат суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по имуществу, в том числе объектам незавершенного строительства, безвозмездная передача которых органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 146 Кодекса, то нормы указанных подпункта 16 пункта 2 статьи 146 и подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса в отношении передачи на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов движимого имущества не применяются.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
15.01.2024
Темы: НДС  Случаи восстановления НДС  
- 12.08.2025 Минфин уточнил порядок применения льготы по НДС для общепита с 1 октября
- 31.07.2025 Названы самые частые ошибки в декларациях по НДС за I квартал 2025 года
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 01.02.2022 НДС при оплате за товар с помощью заемных средств: можно ли получить возмещение?
- 25.10.2021 Если компания купила оборудование, которое не использует в своей деятельности, НДС придется восстановить
- 22.01.2020 При реорганизации организациям теперь нужно восстанавливать НДС
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 21.12.2022 Выход участника из состава ООО и восстановление НДС
- 05.10.2022 Как заменить ранее выставленную счет-фактуру?
- 10.08.2022 Ремонт имущества и восстановительные работы. Нужно ли восстановить НДС?
- 03.09.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были доначислены НДС и штраф в связи с созданием формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения налоговой выгоды в виде вычетов по НДС.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлены доказательства совершения обществом и его контрагентом согласованных умышленных действий, лишенных экономического содерж
- 03.09.2025
По результатам
выездной проверки обществу были доначислены налог на прибыль, НДС и штрафы в связи с отсутствием реальности выполнения хозяйственных операций по выполнению работ и поставке товаров спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом был создан формальный документооборот с контрагентами с целью получения необоснованного права на вычет по НДС и завышен
- 03.09.2025
Оспариваемыми решениями
налогоплательщику был доначислен НДС и начислены штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем применения налогового вычета по НДС по отношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщиком не подтверждены факты отгрузки и доставки товарно-материальных ценностей от спорного контрагента в его адрес, что свидетельст
- 08.09.2024
Определением разрешены
разногласия, возникшие у сторон по вопросу об определении очередности уплаты НДС, восстановленного в связи со сдачей имущества должника в аренду, и этот налог признан подлежащим уплате: в отношении имущества, не обремененного залогом, - в составе пятой очереди текущих платежей; в отношении залогового имущества - в составе расходов на обеспечение сохранности предмета залога.Итог: оп
- 12.04.2023
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, поскольку передача работ в адрес заказчика-застройщика была квалифицирована налоговым органом как операция по реализации результатов выполненных работ, признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в результате расторжения договора и возврата капитальных затрат стоимость работ, приобретенных обществом,
- 19.03.2023
Налоговым органом
установлено, что обществу предоставлены субсидии из бюджета без НДС. Общество сослалось на то, что если в сумму выплаченной субсидии не был включен НДС, оно не обязано восстанавливать ранее принятые к вычету суммы налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество направило субсидию на возмещение ранее понесенных расходов на оплату товаров (работ, услуг) контрагентов,
Комментарии