Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 23.11.2018 г. № 03-15-06/84603

Письмо Минфина России от 23.11.2018 г. № 03-15-06/84603

Вопрос: О страховых взносах с компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно членов семей работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

14.12.2018Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23.11.2018 г. № 03-15-06/84603

 

В связи с обращением от 17.10.2018 Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 10.10.2018 по вопросу об уплате страховых взносов с сумм выплат работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов их семей, а также о внесении изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части включения в состав сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно всех членов семей работников независимо от факта совместного проживания с работником и трудовой занятости членов семьи работника и сообщает следующее.

Исходя из положений статей 1 и 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) для лиц, работающих по найму в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для членов их семей, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем, предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, которая устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

В соответствии с положениями статьи 325 Трудового кодекса установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно, а также стоимости проезда и провоза багажа неработающих членов их семей (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником).

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Что касается редакции подпункта 7 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса (до внесения изменения Федеральным законом от 03.08.2018 N 300-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ)), то обращаем внимание, что согласно положению данного подпункта пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежали обложению страховыми взносами только стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом выплаты работникам в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно членов их семей облагались страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.

А в случае если оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска работника и обратно производилась организацией непосредственно членам семьи работника, то на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса такая выплата не облагалась страховыми взносами, поскольку производилась за физическое лицо, которое не состоит в трудовых отношениях с организацией.

Федеральным законом N 300-ФЗ были внесены изменения в подпункт 7 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса, в соответствии с которыми норма была дополнена и к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, стала относиться не только стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, но и стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, начиная с даты вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, т.е. с 3 августа 2018 года, выплаты работникам в виде компенсации расходов на оплату стоимости их проезда и проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа не облагаются страховыми взносами.

Учитывая изложенное, Федеральный закон N 300-ФЗ расширил перечень не облагаемых страховыми взносами компенсационных выплат работникам указанных организаций.

Кроме того, положения статьи 422 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 300-ФЗ) не противоречат нормам статьи 325 Трудового кодекса и статьи 33 Закона N 4520-1, поскольку устанавливают только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат в пользу работников организаций.

Предложение организации о внесении изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса в части включения в состав сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно всех членов семей работников независимо от факта совместного проживания с работником членов семьи работника, наличия у них трудовых отношений не поддерживается, учитывая, что данные изменения приведут к необоснованному расширению перечня не подлежащих обложению страховыми взносами сумм и, соответственно, к недопоступлению страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, что, в свою очередь, может отразиться на нагрузке на федеральный бюджет в связи с необходимостью выделения дополнительных ассигнований фондам на обеспечение их сбалансированности.

 

Директор Департамента

А.В.САЗАНОВ

23.11.2018

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Облагаемые выплаты сотрудникам
  • 22.10.2018  

    В ходе проверки расчета 4-ФСС органом фонда социального страхования было установлено, что у ООО имеется задолженность по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Фонд выставил требование о взыскании долга. Но компания обратилась в суд с заявлением о признании факта утраты возможности принудительного взыскания ФСС задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхован

  • 19.09.2018  

    Предпринимателю было отказано в перерасчете суммы страховых взносов, начисление страховых взносов производилось на основании предоставленных налоговым органом сведений о доходах ИП без учета его расходов.

    Итог: судьи поддержали позицию предпринимателя. Для определения размера подлежащих уплате страховых взносов подлежала учету информация о доходах ИП за спорный период, ум

  • 12.09.2018  

    Установив, что у предпринимателя имеется задолженность по страховым взносам за 2016 г. в сумме 23 153 руб. 30 коп., суд апелляционной инстанции сделал правильные выводы о наличии у фонда обязанности по возврату предпринимателю излишне взысканных страховых взносов, пеней за вычетом числящейся за ним задолженности, то есть в сумме 196 278 руб. 16 коп., а также об отсутствии у него оснований для удержания пени по страховым взно


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок уплаты страховых взносов
  • 18.02.2019  

    В отношении общества проведена управлением выездная проверка правильности исчисления, полноты своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхования, а также проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхо

  • 18.02.2019  

    Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы фонда о неправомерном применении предприятием пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного ст. 58 Закона № 212-ФЗ в отношении сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работников.

    Итог: оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о необоснованном пр

  • 28.01.2019  

    ИП обратился в суд с заявлением к ПФР о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 380 145 руб. 24 коп.

    Итог: арбитры поддержали позицию предпринимателя. Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогооблож


Вся судебная практика по этой теме »