Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293

Письмо Минфина РФ от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293

Вопрос: В соответствии с положениями ст. ст. 78 и 231 НК РФ излишне удержанные из дохода налогоплательщика налоговым агентом суммы налога подлежат возврату.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 231 НК РФ, излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.

С 01.01.2011 согласно п. 1.1 ст. 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде.

Если же гражданин приобрел статус налогового резидента РФ в течение налогового периода, а это, согласно положениям Письма Минфина России от 18.04.2007 N 01-СШ/19, может произойти сразу после 3 июля соответствующего календарного года, т.е. задолго до его окончания, суммы налога за предыдущие месяцы этого налогового периода могут быть на основании заявления налогоплательщика пересчитаны исходя из налоговой ставки в размере 13% самим налоговым агентом.

По мнению организации, действующие нормы НК РФ ущемляют права иностранных граждан в сфере труда, что ведет к дискриминации. Это связано с тем, что в настоящее время размер суммы излишне уплаченного НДФЛ, подлежащей возврату, а значит, и общий размер зарплаты, причитающейся иностранному гражданину за период 183 дней со дня приезда, ставятся законодателем в зависимость от даты въезда иностранного гражданина в РФ.

Например, иностранный гражданин прибыл в РФ 01.08.2010 и сразу устроился на работу. В этом случае срок признания его налоговым резидентом наступит через 183 дня - 31.01.2011 (следующий отчетный период).

После получения этим гражданином статуса налогового резидента в силу вышеуказанных норм ему будет произведен пересчет НДФЛ и часть налога, превышающая 13%, - возвращена.

Согласно нормам закона, сложившейся практике возврату подлежит только та часть налога, которая была с него взыскана в том налоговом периоде, в котором он получил статус налогового резидента, т.е. будет возвращена часть налога, взысканная за период с 01.01.2011 по 31.01.2011.

Исходя из данных примера очевидно, что большая часть излишне взысканного налога приходится на период с 01.08.2010 по 31.12.2010, который составляет 153 дня.

В то же время иностранный гражданин, въехавший в РФ 31.12.2010, устроившийся на работу с 01.01.2011, уже 03.07.2011 приобретший статус налогового резидента, получит возврат налога за весь период своего пребывания в РФ, так как это время вошло в отчетный налоговый период (2011 г.) полностью.

В ст. 37 Конституции России закреплено, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статья 132 ТК РФ устанавливает, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Действующие нормы НК РФ ущемляют права иностранных граждан в сфере труда, в частности нарушают ст. 3 ТК РФ, предусматривающую, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

По мнению организации, отсутствие четкого механизма, предусматривающего возврат части НДФЛ иностранному гражданину - налоговому резиденту за все время его нахождения в РФ, в том числе если это время распространяется на два налоговых периода, нарушает принцип недискриминации, установленный п. 2 ст. 3 НК РФ.

Правомерна ли позиция организации?

 

08.11.2011 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу определения налогового статуса физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Для определения налогового статуса физического лица на дату выплаты дохода следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.

Налоговый статус физического лица, определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем налоговом периоде.

Если по итогам налогового периода физическое лицо не приобрело статуса налогового резидента (находилось в Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных налоговым агентом в данном налоговом периоде по ставке 30 процентов, не производится.

Пунктом 2 ст. 3 Кодекса установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев.

Указанный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от их гражданства, в том числе и в отношении граждан Российской Федерации, возвращающихся в Российскую Федерацию после продолжительного нахождения за пределами страны. Таким образом, принцип недискриминации, установленный п. 2 ст. 3 Кодекса, не нарушается.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок