
Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 03-03-05/213
Письмо Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 03-03-05/213
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2010 г. N 03-03-05/213
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу формирования в целях налогообложения резерва на проведение ремонта общего имущества товарищества собственников жилья сообщает следующее.
1. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к не учитываемым при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья (далее - ТСЖ) его членами.
Пунктом 2 ст. 324 НК РФ установлено, что налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным данным пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.
Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу гл. 25 НК РФ, принимается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.
При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.
Общее имущество в многоквартирном доме является общей долевой собственностью членов товарищества, не принадлежит ТСЖ на праве собственности и в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ не признается амортизируемым имуществом.
Таким образом, ТСЖ не может применять в полном объеме положения ст. 324 НК РФ, регламентирующие порядок формирования резерва на ремонт основных средств. Положения ст. 324 НК РФ применяются товариществами собственников жилья в той мере, в которой это возможно с учетом особенностей правового статуса общего имущества членов ТСЖ.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов ТСЖ решает вопрос о формировании резерва на ремонт общего имущества.
ТСЖ, образующие указанный резерв, в целях применения пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ должны соблюдать положения п. 2 ст. 324 НК РФ в части определения предельной суммы отчислений в резерв, которая не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.
Также следует соблюдать положения указанного пункта ст. 324 НК РФ о порядке накопления средств на проведение ремонта особо сложных и дорогих видов ремонта в течение более одного налогового периода, при котором предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт общего имущества ТСЖ в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
В случае если ТСЖ создает резерв предстоящих расходов на ремонт, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
В случае если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов ТСЖ.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта ТСЖ осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.
2. В соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Таким образом, ТСЖ, применяющие упрощенную систему налогообложения и формирующие резерв на проведение ремонта общего имущества, отчисления на формирование указанного резерва при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением данного специального налогового режима, не учитывают. При этом порядок формирования резерва на ремонт общего имущества членов ТСЖ, применяющих упрощенную систему налогообложения, аналогичен порядку, установленному для ТСЖ, находящихся на общем режиме налогообложения.
Врио директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
30.09.2010
Темы: Налог на прибыль  Упрощенная система налогообложения (УСН)  
- 14.08.2025 Минфин: компенсация личных расходов работников не уменьшает налог на прибыль
- 13.08.2025 Минфин подсчитал доходы от налога на прибыль «дочек» холдингов
- 06.08.2025 Минфин уточнил, когда можно применять нулевую ставку по налогу на прибыль
- 16.08.2025 В Башкирии предложили урезать доходы городов и районов от налога УСН
- 13.08.2025 Только 2% налогоплательщиков на УСН не сдали отчетность за первый квартал
- 13.08.2025 Налоговики объяснили, как учитывать убытки на АУСН
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 18.08.2025
Основанием для
вынесения решения послужили выводы налогового органа о несоблюдении обществом требований п. 1 ст. 54.1 НК РФ по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт создания обществом формального документооборота с целью получения права на применение вычетов по НДС и включения затрат в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, без реаль
- 18.08.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), пени и штрафы в связи с завышением вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль по фиктивным сделкам, неправомерным уменьшением суммы от реализации добытых полезных ископаемых на суммы расходов по их доставке.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как деятельность контрагентов носит формальный характер
- 18.08.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, пени, штраф в связи с созданием им с использованием подконтрольных ему физических лиц схемы дробления бизнеса, направленной на минимизацию налоговых обязательств.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом создана схема дробления бизнеса с использованием подконтрольных обществу физических лиц - индивиду
- 27.07.2025
Налоговый орган
сделал вывод об утрате предпринимателем права на применение патентной системы налогообложения (ПСН) в связи с превышением лимита доходов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены превышение установленного лимита доходов и утрата в связи с этим предпринимателем права на применение ПСН с начала налогового периода, на который был выдан патент.
- 27.07.2025
Предпринимателю доначислены
единый налог по УСН, НДФЛ, НДС. Также предприниматель привлечен к ответственности за непредставление налоговой декларации и неполную уплату налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заключенные между предпринимателем и взаимосвязанными с ним организациями-застройщиками сделки свидетельствуют о создании формального документооборота, позволяющего предприн
- 24.07.2025
Обществу начислены
НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов.Итог
Комментарии