Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина РФ от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/6-172

Письмо Минфина РФ от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/6-172

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.В соответствии с разъяснениями Минфина России (Письма от 09.06.2009 N 03-04-06-01/130, от 28.01.2009 N 03-04-06-01/8, от 19.01.2009 N 03-04-06-01/3, от 23.12.2008 N 03-04-06-01/380, от 13.10.2008 N 03-04-06-01/305) после возврата излишне удержанного НДФЛ физическому лицу налоговый агент может подать заявление о зачете излишне уплаченного налога в инспекцию. Также указано, что НК РФ не предусматривает возможности возврата излишне удержанного НДФЛ за счет уменьшения подлежащих перечислению сумм налога с доходов, полученных от налогового агента иными физическими лицами. При этом согласно п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Согласно разъяснениям Минфина России (Письма от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115, от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41, от 29.05.2007 N 03-04-06-01/163) налоговый агент может произвести налогоплательщику зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налога только по доходам данного налогоплательщика. Учитывая изложенное, в каком порядке производится возврат излишне удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ физическому лицу (по его заявлению), если в счет предстоящих платежей налога по доходам данного физического лица осуществить зачет невозможно в связи с недостаточностью сумм НДФЛ, в следующих случаях: - при изменении налогового статуса работника; - при получении работником имущественного налогового вычета? 16.08.2010 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 августа 2010 г. N 03-04-06/6-172

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата сумм удержанного налога на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 231 Кодекса излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.

При этом ст. 231 Кодекса особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не установлен.

Следовательно, предусмотренный ст. 231 Кодекса возврат налогоплательщику налоговым агентом излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц должен осуществляться исходя из положений ст. 78 Кодекса, устанавливающей общий порядок зачета или возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа и предусматривающей, что правила, установленные данной статьей, распространяются на налоговых агентов.

В соответствии с п. 4 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Таким образом, в случае если перерасчет сумм налога сотрудника организации, ставшего налоговым резидентом Российской Федерации, производится с даты, когда статус налогоплательщика более измениться не сможет, налоговый агент вправе произвести зачет сумм излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу. Указанный зачет производится до окончания налогового периода.

Если по итогам налогового периода сумма переплаты налога будет зачтена не полностью либо в случае проведения перерасчета при окончательном определении налогового статуса работника по итогам налогового периода, в соответствии со ст. 78 Кодекса возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, а налоговому агенту - налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете), поданного в налоговый орган.

Вместе с этим по завершении налогового периода налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о возврате сумм излишне удержанного налога, представив налоговую декларацию за предыдущий налоговый период.

В соответствии с п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 данной статьи, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет.

При этом необходимо учитывать, что суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, под действие ст. 231 Кодекса не подпадают.

В случае если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Одновременно обращаем внимание, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в ст. 231 Кодекса, устанавливающие механизм возврата налоговыми агентами излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц, применяемый с 1 января 2011 г.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.08.2010

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 01.10.2025  

    Проверкой выявлено невключение в налогооблагаемую базу полученных предпринимателем доходов от продажи имущественных прав и недвижимого имущества, ошибочное начисление на спорные суммы НДФЛ. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности, реализация объектов недвижимости носила системный характер, использование квартир в личн

  • 01.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДФЛ, страховые взносы и штраф, указав на неправомерное неперечисление обществом налога и сумм страховых взносов с дохода, выплаченного физическим лицам, которые осуществляли для общества трудовые функции путем работы вахтовым методом. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, формальное за

  • 01.10.2025  

    Проверкой выявлено занижение налогооблагаемой базы в результате формального заключения с взаимозависимыми организациями сделок по поставке товаров и приобретению недвижимого имущества. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций первичными документами не подтверждена, создание формального документооборота направлено на получение необоснованной налоговой выг


Вся судебная практика по этой теме »

Порядок возврата и проведения зачета налогов
  • 28.09.2025  

    Предприниматель ссылался на неправомерный отказ налогового органа в возврате спорных средств. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предпринимателем пропущен трехлетний срок на подачу заявления о возврате переплаты. 

  • 20.09.2025  

    Арендатор не полностью внес арендную плату и заявил, что переплатил за аренду в сумме НДС, так как новый арендодатель применяет УСН и не является плательщиком НДС. 

    Встречное требование: О взыскании неосновательного обогащения в сумме НДС, уплаченного в составе арендной платы. 

    Итог: 1) Основное требование удовлетворено частично; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку сто

  • 17.09.2025  

    По мнению общества, налоговым органом нарушена последовательность зачета платежей. 

    Итог: требование удовлетворено частично, так как налоговым органом по результатам перерасчета налога на имущество и пеней неверно сторнирована сумма налога ввиду его аннулирования вместо уменьшения, ввиду нулевого сальдо был произведен зачет денежных средств в счет погашения задолженности по пеням, что прямо свидетельс


Вся судебная практика по этой теме »