Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2009 г. по делу N А65-10572/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2009 г. по делу N А65-10572/2008

Предприниматель при осуществлении торгово-закупочной деятельности правомерно принял к вычету НДС по автомобилю "AUDI А6"

20.05.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2009 г. по делу N А65-10572/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан,

на решение от "09" сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от "26" ноября 2008 года по делу N А65-10572/2008,

по заявлению индивидуального предпринимателя Уразова Дмитрия Васильевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, о признании незаконными решений,

установил:

индивидуальный предприниматель Уразов Дмитрий Васильевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговая инспекция) от 29.05.2008 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (НДС) и от 29.05.2008 N 1346 о привлечении к налоговой ответственности.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как вынесенные при неправильном применении норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем уточненной налоговой декларации по НДС за октябрь 2007 года, согласно которой сумма НДС, исчисленная по операциям подлежащим налогообложению, составила 616 431 рубль, сумма НДС, подлежащая вычету составила 714 935 рублей, а сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составила 98 504 рубля. По результатам проверки налоговым органом был составлен акт от 24.04.2008 N 1122, принято решение об отказе в возмещении сумм НДС от 29.05.2008, которым предпринимателю отказано в возмещении НДС в сумме 98 504 рублей; решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 1346 от 29.05.2008, которым заявителю доначислен НДС в сумме 118 332 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 3090 рублей, а также предприниматель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в сумме 16 752 рублей.

Решения налогового органа мотивированы тем, что у предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, не относящиеся к грузовым или пассажирским перевозкам, автомобиль служит не источником получения доходов, а вспомогательным средством, создающим лишь определенные дополнительные удобства при осуществлении других видов деятельности, и что приобретенный заявителем автомобиль AUDI А6 не может использоваться в качестве основного средства при осуществлении торгово-закупочной деятельности, в связи с чем, налогоплательщик не вправе учитывать сумму НДС, уплаченного продавцу автомобиля и выделенного продавцом в счете-фактуре, в целях возмещения указанной суммы налога.

Не согласившись с решениями налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался пунктом 2 статьи 54, статьями 169, 170, 171, 172 НК РФ. При этом правомерно исходил из того, что предпринимателем были представлены все необходимые документы, подтверждающие правомерность применения налогового вычета по НДС. Действующее налоговое законодательство не содержит каких-либо ограничений по включению в расходы в целях налогообложения сумм амортизации по основному средству, приобретенному и непосредственно используемому в предпринимательской деятельности, в зависимости от видов этой деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденным совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86нБГ-3-04/430.

Согласно пункту 24 Порядка учета к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда для изготовления и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). К основным средствам условно отнесено имущество индивидуального предпринимателя, непосредственно используемое им в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства, приобретенного для осуществления предпринимательской деятельности по операциям, облагаемым НДС, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением суммы НДС и сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. Суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, непосредственно используемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности по операциям, не облагаемым НДС, учитываются в соответствии с порядком, изложенным в пункте 2 статьи 170 НК РФ.

Суммы НДС, уплаченные поставщикам основных средств, используемых в предпринимательской деятельности по операциям, как облагаемым, так и не облагаемым НДС, включаются в их стоимость или принимаются к вычету в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ.

В силу пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, в соответствии со статьей 172 НК РФ принимаются к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Как установлено судом и видно из материалов дела, предприниматель представил налоговому органу договор купли-продажи автомобиля N 1583 от 23.10.2007, заключенный между ООО "АЦ ЮГ Авто" и предпринимателем, счет-фактуру N 1085 от 25.10.2007, товарную накладную N 1085 от 25.10.2007, акт приема-передачи к договору N 1583 от 23.10.2007, платежные поручения, приказ N 77 от 31.10.2007 о принятии в эксплуатацию в качестве основного средства вышеуказанного автомобиля, акт о приеме-передаче объекта основных средств N 3 от 31.10.2007 (Форма N ОС-1, утвержденная Постановлением Госкомстата России в качестве первичного документа для оформления бухгалтерской операции по принятию на учет и вводу в эксплуатацию основных средств), то есть документы, подтверждающие факты приобретения автомобиля и принятия его на учет, а также факт уплаты налога на добавленную стоимость поставщику.

Кроме того, предпринимателем были представлены путевые листы и журнал учета путевых листов, подтверждающие факт использования приобретенного автомобиля для производственных нужд. В возражениях к Акту камеральной проверки заявитель пояснил, что вышеуказанный автомобиль используется для ведения переговоров и заключения договоров с контрагентами, сбора заявок и других нужд при осуществлении предпринимательской деятельности, указал, что контрагенты предпринимателя территориально расположены в разных регионах.

Довод инспекции о том, что у предпринимателей, не осуществляющих грузовых или пассажирских перевозок, автомобиль не может служить "источником получения доходов" правомерно был отклонен судом, поскольку ни в Порядке учета доходов и расходов, ни в нормах Налогового кодекса Российской Федерации не содержится понятие "источник получения доходов" применительно к основным средствам. Действующее законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений по включению в расходы в целях налогообложения сумм амортизации по основному средству, приобретенному и непосредственно используемому в предпринимательской деятельности, в зависимости от видов этой деятельности.

Таким образом, выводы суда о том, что решения налогового органа не соответствуют действующему налоговому законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, коллегия считает правильными. При принятии решения и постановления суды правильно применили нормы материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных актов коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 09 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Татарстан и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2008 года по делу N А65-10572/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Выдать Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан справку на возврат государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 1192 от 26.12.2008, в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок