Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2009 г. по делу N А12-13015/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2009 г. по делу N А12-13015/2008

ПТС - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. При таких обстоятельствах информация Отдела ГИБДД, полученная налоговым органом в ходе проверки, надлежащим доказательством по делу не является

31.05.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2009 г. по делу N А12-13015/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009

по делу N А12-13015/2008

по заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области о признании частично недействительным решения от 05.06.2008 N 141-в1,

с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Комбинат коммунальных предприятий" (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 05.06.2008 N 141-в1.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2008 заявление удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - договору подряда от 30.12.2005 N 62-ГО, в том числе, по работам, финансируемым предприятием за счет средств, поступающих от оказания истцом ритуальных услуг по оформлению могил по предварительным заказам населения.

Согласно актам и расшифровкам, на территории кладбищ Предприятием производилась уборка территорий; контроль за оформлением документов и состоянием кладбищ; уборка помещений, мест общего пользования; предоставление инвентаря населению для ухода за захоронением; вывоз мусора; освещение; охрана кладбищ; водоснабжение; завоз песка, транспортные услуги.

По договору подряда от 03.04.2006 N 1 Предприятием выполнены работы по окраске масляными составами расположенных на территории кладбищ больших металлических поверхностей емкостей для воды, стальных труб поливочного водопровода, контейнеров для мусора, скамеек, ворот и решеток на двери, фронтонов туалета.

Суды обоснованно отклонили довод налогового органа о том, что данные работы не относятся к ритуальным услугам.

В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не дано определение понятия "ритуальные услуги", "услуги по уходу за могилой".

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Инспекция указывает на то, что перечень ритуальных услуг, оказываемых населению, приведен в подгруппе "Ритуальные услуги" (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденного Постановлением Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Госстандарт России) от 28.06.1993 N 163.

Поскольку вышеуказанные услуги, оказанные Предприятием, ОКУН не предусмотрены, следовательно, их реализация, по мнению налогового органа, подлежит обложению НДС.

Вместе с тем разделом 5 "Общероссийского классификатора услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН) (утвержденных Постановлением Госстандарта России от 28.08.1993) к перечню ритуальных услуг по кодам 019507, контрольное число 3, отнесены услуги по уходу за могилой.

Таким образом, с учетом положений пункта 7 статьи 3 и статьи 11 НК РФ суды сделали обоснованный вывод о том, что обществом оказываются услуги, освобожденные от обложения НДС на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Также правомерно отклонен судами довод Инспекции о необходимости присвоения оказываемым обществом услугам соответствующего кода экономической деятельности.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, используется при решении следующих основных задач, связанных с:

- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

- кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Таким образом, довод Инспекции о невозможности использования заявителем льготы по ритуальным услугам в связи с тем, что оказываемым обществом услугам не присвоен код ОКУН, является несостоятельным, поскольку налоговое законодательство не связывает факт наличия или отсутствия кода ОКУН с правом на использование льготы.

Удовлетворяя требования Предприятия в части оспаривания выводов Инспекции о неправильном исчислении транспортного налога в отношении автотранспортных средств УАЗ 2206, УАЗ 3962-417800, ИЖ 27156, УАЗ 452Д, суды обоснованно исходили из ошибочного применения налоговым органом налоговых ставок на основании данных Отделения Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), а не паспортов указанных транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу статьи 358 НК РФ при определении типа транспортного средства в целях применения ставок транспортного налога следует руководствоваться регистрационными документами транспортного средства, а именно паспортом транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте.

Исходя из положений указанных правовых норм, суды сделали правильный вывод, что размер применяемой при налогообложении транспортным налогом ставки ставят в зависимость не только от мощности двигателя транспортного средства, но и от его категории.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Пунктом 2 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ и Законом Волгоградской области от 11.11.2002 N 750-ОД "О транспортном налоге".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.

Из представленных налогоплательщиком паспортов транспортных средств на спорные автомобили усматривается, что в паспорте автомашины УАЗ-2206 в графе 3 (тип транспортного средства) указано - автобусы проч., тогда как в соответствии с внесенными в паспорт в 2000 г. изменениям, УАЗ является грузопассажирским а/м (графа особые отметки), что исключает отнесения а/м к категории автобусов (только для перевозки пассажиров). В техпаспорте указано на отсутствие сведений о разрешенной грузоподъемности, об одобрении типа транспортного средства.

В паспорте автомашины УАЗ-452Д в графе 3 (наименование, тип транспортного средства) указано - фургон, категория - "В", мощность двигателя - 76 л.с. (особые отметки) сведения об идентификационном номере, о максимальной разрешенной массе, одобрении типа ТС отсутствуют.

В паспорте автомашины УАЗ-3962 в графе 3 (тип транспортного средства) указано - санитарный а/м, в графе 4 - категория - "В", мощность - 76 л.с., максимальная разрешенная масса - 2500 кг.

В паспорте автомашины ИЖ-27156-011 в графе наименование транспортного средства - грузопассажирский фургон, в графе категория транспортного средства - "В", мощность двигателя - 73,5 л.с., максимальная разрешенная масса - 1615 кг.

Налогоплательщиком исчислен транспортный налог с применением налоговых ставок налога исходя из сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств.

При этом ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Волгоградской области от 11.11.2002 года N 750-ОД "О транспортном налоге" не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства (далее - ПТС) - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. При таких обстоятельствах, как правильно указали суды, информация Отдела ГИБДД, полученная налоговым органом в ходе проверки, надлежащим доказательством по делу не является.

В соответствии с Приложением N 3 к Положению к транспортным средствам категории "В" относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, категория "В", указанная в ПТС, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

К транспортным средствам категории "Д" отнесены только автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сидения водителя.

Таким образом, категория "Д", указанная в ПТС, может быть присвоена только для автомобилей для перевозки пассажиров.

К транспортным средствам категории "С" относятся автомобили, за исключением категории "Д", разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.

При этом в Приложении N 3 не имеется указания о возможности отнесения к какой-либо категории транспортного средства специальных автомобилей, грузопассажирских автомобилей и фургонов.

Отсутствует указание на такие виды транспортных средств и в статье 361 НК РФ.

Таким образом, поскольку порядок определения категории транспортного средства для целей налогообложения в законодательстве не определен, то единственным основанием для исчисления транспортного налога налогоплательщиком является паспорт транспортного средства.

Однако поскольку сведения, имеющиеся в паспортах спорных транспортных средств не содержат определенных данных, позволяющих отнести автомобили при исчислении транспортного налога к иным, чем указано предприятием в декларациях, категориям транспортных средств, перечисленных в статье 361 НК РФ, Законе Волгоградской области от 11.11.2002 N 750-ОД "О транспортном налоге", вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований налогоплательщика в части оспаривания начисления ему транспортного налога по автомашинам УАЗ 2206, УАЗ 3962-417800, ИЖ 27156, УАЗ 452Д, соответствует пункту 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Указанный вывод также подтвержден и апелляционным судом.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу N А12-13015/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок