Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2009 г. по делу N А12-13015/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 24 апреля 2009 г. по делу N А12-13015/2008

ПТС - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. При таких обстоятельствах информация Отдела ГИБДД, полученная налоговым органом в ходе проверки, надлежащим доказательством по делу не является

31.05.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2009 г. по делу N А12-13015/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009

по делу N А12-13015/2008

по заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области о признании частично недействительным решения от 05.06.2008 N 141-в1,

с участием третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Комбинат коммунальных предприятий" (далее - Предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения от 05.06.2008 N 141-в1.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2008 заявление удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - договору подряда от 30.12.2005 N 62-ГО, в том числе, по работам, финансируемым предприятием за счет средств, поступающих от оказания истцом ритуальных услуг по оформлению могил по предварительным заказам населения.

Согласно актам и расшифровкам, на территории кладбищ Предприятием производилась уборка территорий; контроль за оформлением документов и состоянием кладбищ; уборка помещений, мест общего пользования; предоставление инвентаря населению для ухода за захоронением; вывоз мусора; освещение; охрана кладбищ; водоснабжение; завоз песка, транспортные услуги.

По договору подряда от 03.04.2006 N 1 Предприятием выполнены работы по окраске масляными составами расположенных на территории кладбищ больших металлических поверхностей емкостей для воды, стальных труб поливочного водопровода, контейнеров для мусора, скамеек, ворот и решеток на двери, фронтонов туалета.

Суды обоснованно отклонили довод налогового органа о том, что данные работы не относятся к ритуальным услугам.

В законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не дано определение понятия "ритуальные услуги", "услуги по уходу за могилой".

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Инспекция указывает на то, что перечень ритуальных услуг, оказываемых населению, приведен в подгруппе "Ритуальные услуги" (код 019500) Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН), утвержденного Постановлением Государственного комитета России по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Госстандарт России) от 28.06.1993 N 163.

Поскольку вышеуказанные услуги, оказанные Предприятием, ОКУН не предусмотрены, следовательно, их реализация, по мнению налогового органа, подлежит обложению НДС.

Вместе с тем разделом 5 "Общероссийского классификатора услуг населению" ОК 002-93 (ОКУН) (утвержденных Постановлением Госстандарта России от 28.08.1993) к перечню ритуальных услуг по кодам 019507, контрольное число 3, отнесены услуги по уходу за могилой.

Таким образом, с учетом положений пункта 7 статьи 3 и статьи 11 НК РФ суды сделали обоснованный вывод о том, что обществом оказываются услуги, освобожденные от обложения НДС на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Также правомерно отклонен судами довод Инспекции о необходимости присвоения оказываемым обществом услугам соответствующего кода экономической деятельности.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, используется при решении следующих основных задач, связанных с:

- классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

- определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

- кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

- обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Таким образом, довод Инспекции о невозможности использования заявителем льготы по ритуальным услугам в связи с тем, что оказываемым обществом услугам не присвоен код ОКУН, является несостоятельным, поскольку налоговое законодательство не связывает факт наличия или отсутствия кода ОКУН с правом на использование льготы.

Удовлетворяя требования Предприятия в части оспаривания выводов Инспекции о неправильном исчислении транспортного налога в отношении автотранспортных средств УАЗ 2206, УАЗ 3962-417800, ИЖ 27156, УАЗ 452Д, суды обоснованно исходили из ошибочного применения налоговым органом налоговых ставок на основании данных Отделения Государственной автоинспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), а не паспортов указанных транспортных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу статьи 358 НК РФ при определении типа транспортного средства в целях применения ставок транспортного налога следует руководствоваться регистрационными документами транспортного средства, а именно паспортом транспортного средства.

Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в данном пункте.

Исходя из положений указанных правовых норм, суды сделали правильный вывод, что размер применяемой при налогообложении транспортным налогом ставки ставят в зависимость не только от мощности двигателя транспортного средства, но и от его категории.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Пунктом 2 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Налоговые ставки установлены статьей 361 НК РФ и Законом Волгоградской области от 11.11.2002 N 750-ОД "О транспортном налоге".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора).

Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.

Из представленных налогоплательщиком паспортов транспортных средств на спорные автомобили усматривается, что в паспорте автомашины УАЗ-2206 в графе 3 (тип транспортного средства) указано - автобусы проч., тогда как в соответствии с внесенными в паспорт в 2000 г. изменениям, УАЗ является грузопассажирским а/м (графа особые отметки), что исключает отнесения а/м к категории автобусов (только для перевозки пассажиров). В техпаспорте указано на отсутствие сведений о разрешенной грузоподъемности, об одобрении типа транспортного средства.

В паспорте автомашины УАЗ-452Д в графе 3 (наименование, тип транспортного средства) указано - фургон, категория - "В", мощность двигателя - 76 л.с. (особые отметки) сведения об идентификационном номере, о максимальной разрешенной массе, одобрении типа ТС отсутствуют.

В паспорте автомашины УАЗ-3962 в графе 3 (тип транспортного средства) указано - санитарный а/м, в графе 4 - категория - "В", мощность - 76 л.с., максимальная разрешенная масса - 2500 кг.

В паспорте автомашины ИЖ-27156-011 в графе наименование транспортного средства - грузопассажирский фургон, в графе категория транспортного средства - "В", мощность двигателя - 73,5 л.с., максимальная разрешенная масса - 1615 кг.

Налогоплательщиком исчислен транспортный налог с применением налоговых ставок налога исходя из сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств.

При этом ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон Волгоградской области от 11.11.2002 года N 750-ОД "О транспортном налоге" не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства (далее - ПТС) - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. При таких обстоятельствах, как правильно указали суды, информация Отдела ГИБДД, полученная налоговым органом в ходе проверки, надлежащим доказательством по делу не является.

В соответствии с Приложением N 3 к Положению к транспортным средствам категории "В" относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, категория "В", указанная в ПТС, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям.

К транспортным средствам категории "Д" отнесены только автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сидения водителя.

Таким образом, категория "Д", указанная в ПТС, может быть присвоена только для автомобилей для перевозки пассажиров.

К транспортным средствам категории "С" относятся автомобили, за исключением категории "Д", разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.

При этом в Приложении N 3 не имеется указания о возможности отнесения к какой-либо категории транспортного средства специальных автомобилей, грузопассажирских автомобилей и фургонов.

Отсутствует указание на такие виды транспортных средств и в статье 361 НК РФ.

Таким образом, поскольку порядок определения категории транспортного средства для целей налогообложения в законодательстве не определен, то единственным основанием для исчисления транспортного налога налогоплательщиком является паспорт транспортного средства.

Однако поскольку сведения, имеющиеся в паспортах спорных транспортных средств не содержат определенных данных, позволяющих отнести автомобили при исчислении транспортного налога к иным, чем указано предприятием в декларациях, категориям транспортных средств, перечисленных в статье 361 НК РФ, Законе Волгоградской области от 11.11.2002 N 750-ОД "О транспортном налоге", вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований налогоплательщика в части оспаривания начисления ему транспортного налога по автомашинам УАЗ 2206, УАЗ 3962-417800, ИЖ 27156, УАЗ 452Д, соответствует пункту 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Указанный вывод также подтвержден и апелляционным судом.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу N А12-13015/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Саркисов Валерий
Саркисов Валерий

АК «Судебный адвокат»

Освобождение от уголовной ответственности

Какое грозит наказание и как его избежать: алгоритм первоначальных действий

2
Хитров Дмитрий
Хитров Дмитрий

Компания «Электронный арбитраж»

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24