Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 14 августа 2007 года Дело N А55-543/2007-43

Постановление ФАС Поволжского округа от 14 августа 2007 года Дело N А55-543/2007-43

Выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате, предусмотренных ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются компенсационными в смысле, придаваемом ему ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами.

20.11.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 августа 2007 года Дело N А55-543/2007-43

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Тольяттинские железобетонные изделия" (далее - ООО "ТоЖБИ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области в заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области о признании недействительными решений от 14.12.2006 N 27951/356 и N 27989/355 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2007, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007, в удовлетворении заявленных требований Обществу было отказано.

В кассационной жалобе ООО "ТоЖБИ" просит отменить принятые судебные акты как незаконные, признать решение налогового органа от 14.12.2006 N 27951/356 недействительным в части начисления единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 96448 руб. и пени в сумме 7107,15 руб. за несвоевременную уплату ЕСН, решение от 14.12.2006 N 27989/355 - в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 51934 руб. и пени в сумме 3805,32 руб. за несвоевременную уплату этих взносов.

До принятия Постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 часов 14.08.2007.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает решение арбитражного суда и Постановление апелляционного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки расчета по авансовым платежам по ЕСН за 9 месяцев 2006 г. налоговым органом сделан вывод о необоснованном исключении ООО "ТоЖБИ" из налоговой базы по ЕСН сумм выплат работникам Общества в виде компенсации за вредные условия труда, выплачиваемых на основании коллективного договора, поскольку, по мнению налогового органа, эти выплаты являются составной частью заработной платы работников и не охватываются нормой, определенной абзацем девятым п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

По результатам проверки налоговым органом приняты решения от 14.12.2006 N 27951/356 и N 27989/355 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Решением N 27951/356 Обществу начислены ЕСН в сумме 96448 руб. и пени в сумме 7107,15 руб. за несвоевременную уплату ЕСН, решением N 27989/355 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 51934 руб. и пени в сумме 3805 руб. за несвоевременную уплату этих взносов.

Отказывая заявителю в признании указанных решений налогового органа недействительными, суды обеих инстанций исходили из того, что предусмотренные коллективным договором истца денежные компенсации за тяжелую работу, работу с вредными условиями труда в размере 100% тарифной ставки зарплаты за фактически отработанное время являются оплатой труда в повышенном размере и подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами.

Данные выводы судебная коллегия считает ошибочными.

Согласно материалам дела в ООО "ТоЖБИ" имеется 21 рабочее место с вредными условиями труда, которые не устранимы при современном техническом уровне производства и организации труда. Данный факт подтвержден заключением N 173-А от 1 ноября 2004 г. Главного управления труда Министерства труда и социального развития Самарской области по итогам аттестации рабочих мест в ООО "ТоЖБИ".

Введенным в действие с 01.02.2002 Трудовым кодексом Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, установлены следующие выплаты:

1) минимальные доплаты в размере от 4% до 24% к дневным тарифным ставкам на основании ст. ст. 146 - 147 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.86 N 387/22-78. Размер таких доплат может быть установлен больше минимального значения коллективными или трудовыми договорами;

2) компенсационные выплаты в размере, установленном коллективными или трудовыми договорами, на основании ст. ст. 210, 219 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 9 п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению ЕСН и, соответственно, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Из содержания ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся именно определенному работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.

Следовательно, указанные выплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным абзацем девятым п/п. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации.

В рассматриваемом случае доплаты, предусмотренные ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, составляли в Обществе от 4 до 16 процентов от тарифной ставки и включались в облагаемую базу по ЕСН и страховым взносам.

В то же время помимо указанных доплат Общество на основании коллективного договора приняло решение в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации о компенсационных выплатах работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которые согласно п/п. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежали обложению ЕСН и страховыми взносами.

Выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате, предусмотренных ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации, являются компенсационными в смысле, придаваемом ему ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и не подлежат обложению ЕСН и страховыми взносами.

То обстоятельство что в ООО "ТоЖБИ" указанные выплаты установлены коллективным договором и положением об организации и оплате труда, не свидетельствуют, как ошибочно посчитали суды, что Обществом фактически была установлена предусмотренная ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в повышенном размере.

По мнению Министерства финансов Российской Федерации, высказанному в письмах от 27.04.2004 N 04-04-04/53, от 08.04.2005 N 03-05-01-04/93, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405, от 07.08.2006 N 03-05-01-04/240, от 24.10.2006 N 03-05-02-04/166, а также мнению Федеральной налоговой службы России, высказанному в письмах от 21.01.2005 N 04-1-03/721, от 03.03.2006 N 04-1-03/117:

1) доплаты к дневным тарифным ставкам за работу во вредных и опасных условиях, устанавливаемые работодателями в обязательном порядке на основании ст. ст. 146 - 147 Трудового кодекса Российской Федерации, облагаются налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование;

2) компенсационные выплаты за работу во вредных и опасных условиях, устанавливаемые работодателями по требованию работников или профсоюзных организаций в коллективных или трудовых договорах в соответствии со ст. ст. 210, 219 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании норм ст. ст. 217 и 238 Налогового кодекса Российской Федерации не облагаются НДФЛ, ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Такое же разъяснение о порядке налогообложения доплат и компенсационных выплат получило и ООО "ТоЖБИ" на конкретный запрос от 11.11.2003 от Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области в письме от 11.12.2003 N 03-23/1/27041.

Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 86/06 от 17.10.2006 указал на то, что многочисленные письма Минфина России об освобождении компенсационных выплат за работу во вредных и опасных условиях от налогообложения ЕСН и НДФЛ, свидетельствуют о неустранимых сомнениях, противоречиях и неясности положений законодательства относительно налогообложения рассматриваемых компенсационных выплат, которые на основании п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации толкуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ судов первой и апелляционной инстанций в признании недействительными оспоренных решений налогового органа в части начисления ЕСН, страховых взносов и соответствующих пени основан на ошибочном применении судами к компенсационным выплатам за работу на рабочих местах с вредными условиями труда норм ст. ст. 146 - 147 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. ст. 208, 209, 236 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регламентируют порядок установления и налогообложения не компенсационных выплат, а надбавок к тарифным ставкам за работу на рабочих местах с вредными условиями труда.

При этом не были применены подлежащие применению в данном споре регламентирующие порядок установления и налогообложения компенсационных выплат за работу на рабочих местах с вредными условиями труда нормы ст. ст. 210, 219 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. ст. 217 (п. 3) и 238 (п/п. 2 п. 1) Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанное в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 21.03.2007 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2007 по делу N А55-543/2007-43 отменить.

Кассационную жалобу удовлетворить.

Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области от 14.12.2006 N 27951/356 в части начисления Обществу с ограниченной ответственностью "Тольяттинские железобетонные изделия" единого социального налога в общей сумме 96448 руб. и пени по налогу в общей сумме 7107,15 руб.; от 14.12.2006 N 27989/355 в части начисления Обществу с ограниченной ответственностью "Тольяттинские железобетонные изделия" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 51934 руб. и пени по взносам в общей сумме 3805,32 руб. признать недействительными.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 2 по Самарской области, г. Тольятти в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Тольяттинские железобетонные изделия", г. Тольятти, государственную пошлину по иску, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 4000 руб.

Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Самарской области в соответствии со ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Темы: Льготы  

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок