Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2010 г. N КА-А40/2846-10

Постановление ФАС Московского округа от 2 апреля 2010 г. N КА-А40/2846-10

Отсутствие в учетной политике указания на отнесение к косвенным расходам затрат на оплату труда работников, которые непосредственно не задействованы при производстве товара, не может являться основанием для отнесения спорных затрат к прямым расходам

17.04.2010  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2010 г. N КА-А40/2846-10

Дело N А40-48569/08-14-170

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Антонова М.К.

судей Бочаровой Н.Н., Коротыгиной Н.В.

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Архипова С.А. по дов. N СН-145 от 01.01.2010 г., Гринемаер Е.А. по дов. N СН-51 от 23.03.2010 г., Колова В.В. по дов. N СН-116 от 01.01.2010 г., Шуткина О.Н. по дов. N СН-52 от 23.03.2010 г.

от ответчика Габбасова А.С. по дов. от 31.12.2009 г.

рассмотрев 30 марта 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу, Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 5

на решение от 05.10.2009 г.

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Коноваловой Р.А.

на постановление от 16.12.2009 г.

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В., Яковлевой Л.Г.

по иску (заявлению) ОАО "Синарский трубный завод"

о признании частично недействительным решения

к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5

установил:

Открытое акционерное общество "Синарский трубный завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения N 56-13-26/06-07 от 13.05.2008 "О привлечении ОАО "СинТЗ" к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части: доначисления налога на прибыль в сумме 241 504 994 руб. 02 коп. (пункты 2.1.1.4 - 2.1.1.9, 2.1.1.13, 2.1.2.2 решения; подпункт 1 пункта 2 резолютивной части решения), соответствующей суммы пени (подпункт 1 пункта 2 резолютивной части решения), а также штрафа в размере 48 300 999 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ (подпункт 1 пункта 2 резолютивной части решения); доначисления НДС в сумме 28 451 051 руб. 49 коп. (пункты 2.2.1, 2.2.3 - 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10 решения; подпункт 3.1 пункта 3 резолютивной части решения), соответствующей суммы пени (подпункт 2 пункта 2 резолютивной части решения), а также штрафа в размере 5 690 211 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ (подпункт 2 пункта 1 резолютивной части решения); начисления налога на доходы физических лиц в сумме 15 519, 95 руб. (пункты 2.6.2.3 и 2.6.2.4 решения; подпункт 3.2 пункта 3 резолютивной части решения), а также штрафа в размере 3 104 руб. по статье 123 НК РФ (подпункт 3 пункта 2 резолютивной части решения).

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2009 г. требования общества удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2009 г. решение суда изменено. Принят отказ общества от заявленных требований о признании недействительным решения инспекции от 13.05.2008 N 56-13-26/06-07 в части пункта 2.2.5 решения. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами в удовлетворенной части, инспекция обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права и в обжалуемой части принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

В представленных отзывах на кассационные жалобы стороны возражают против доводов друг друга, считая их не соответствующими закону и фактическим обстоятельствам.

В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители общества возражали против доводов жалобы, считая их необоснованными.

Законность и обоснованность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., о чем составлен акт проверки от 27.03.2008 N 56-13-26/06-07 и принято решение от 13.05.2008 N 56-13-26/06-07 "О привлечении ОАО "СинТЗ" к ответственности за совершение налогового правонарушения".

На основании названного решении я обществу предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в общей сумме 274 152 128 руб., начислены соответствующие суммы пени, штраф в размере 54 819 679 руб., а также предложено удержать налог на доходы физических лиц в размере 22 627 руб. и уплатить штраф по статье 123 НК РФ в размере 4 525 руб.

Считая, что в обжалуемой части решение инспекции является незаконным и нарушает права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из незаконности и необоснованности принятого налоговым органом решения.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, Федеральный арбитражный суд Московского округа считает, что судебные акты подлежат отмене в части отказа обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции в отношении доначисления налога на прибыль в сумме 421 531 778 руб., соответствующей суммы пени и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 84 306 355 руб. 60 коп. (п. 1.7. решения), а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

По п. 2.1.1.4 решения.

По итогам проверки инспекция пришла к выводу, что общество в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ неправомерно включил в расходы при исчислении налога на прибыль амортизационные начисления на имущество, относящееся в объектам внешнего благоустройства в размере 415 910,52 руб., что повлекло неполную уплату налога на прибыль за 2005 в размере 99 819 руб.

Инспекция полагает, что спорные объекты: железнодорожный путь к воротам участка обработки труб; дорога автомобильная и площадки к котлу N 16 ТЭЦ; автомобильные дороги и площадки ОСПС хлоротары песк. хоз. относятся к объектам внешнего благоустройства, в связи с чем, они не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли.

Признавая недействительным решение инспекции в данной части, суды исходили из того, что спорные объекты не относятся к объектам внешнего благоустройства в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ, а относятся к основным фондам в соответствии с ОКОФ ОК 013-94.

Суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты в данной части соответствуют действующему законодательству и подтверждены материалами дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ для российских организаций объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 НК РФ).

Как определено пунктом 2 статьи 253 НК РФ, расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

Под амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб., которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем амортизации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежат амортизации объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты.

Суды обеих инстанций посчитали ссылку налогового органа на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ в рассматриваемом случае необоснованной, поскольку спорные объекты были созданы обществом не за счет источников бюджетного или иного целевого финансирования, а за счет собственных средств общества; они принадлежат заявителю на праве собственности и непосредственно связаны с производственной деятельностью предприятия; их первоначальная стоимость превышает 10 000 руб.; срок полезного использования превышает 12 месяцев.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что спорные объекты непосредственно связаны с осуществляемой производственной деятельностью общества и в соответствии с Общероссийским классификатором основных средств ОК 013-94 относятся к основным средствам.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки этого вывода.

В кассационной жалобе инспекция указывает, что спорные объекты не связаны с производственной деятельностью общества и не подлежат амортизации; в соответствии с разъяснениями Минфина России от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487, по ОКОФ к основным фондам не относятся такие объекты, как подъездные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, парковки для транспорта, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и т.д., названные объекты относятся к объектам внешнего благоустройства и не подлежат амортизации в целях налогообложения прибыли организаций.

Доводы налогового органа по рассматриваемому эпизоду повторяют доводы, приведенные инспекцией при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций. Эти доводы исследованы и оценены судами надлежащим образом.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда о правомерном учете заявителем в целях налогообложения налогом на прибыль амортизационных отчислений по объектам, относящимся к основным фондам.

По п. 2.1.1.5 решения.

По итогам проверки инспекция установила, что общество в нарушение пункта 2 статьи 318 и пункта 1 статьи 319 НК РФ в проверяемом периоде не включало в незавершенное производство выпущенные полуфабрикаты, количественное выражение которых указано в производственных рапортах, составляемых ежемесячно путем переписи на последнее число отчетного периода.

По данному эпизоду заявителю доначислен налог на прибыль в сумме 7 363 367 руб., начислены пени и штраф в размере 1 472 673 руб.

Судебные инстанции не согласились с выводом налогового органа.

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные заявителем первичные документы, суды установили, что заявителем используется многопередельная схема работы, когда полуфабрикаты, выпущенные в отчетном периоде в одном цехе, в этом же отчетном периоде задаются в производство другого цеха. В частности, заявитель, представленными отчетами по счетам 21 "Полуфабрикаты собственного производства" и 20 "Основное производство" подтвердил, что из полуфабрикатов, произведенных в одном цехе, в другом цехе выходит готовая продукция в течение одного отчетного периода.

Доводами кассационной жалобы не опровергаются установленные судами обстоятельства, и фактически они направлены на их переоценку.

Ссылки инспекции в жалобе на пояснения директора по производству Грязина А.А. являются несостоятельными, поскольку отсутствуют какие-либо противоречия между установленными по делу обстоятельствами и пояснениями директора.

Установив фактические обстоятельства по делу, суды правомерно признали незаконным решение инспекции в обжалуемой части.

Суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов и о том, что налоговый орган в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал обоснованность доначисления налога на прибыль по спорному эпизоду, не представил доказательств, свидетельствующих о не изготовлении заявителем готовой продукции из полуфабрикатов.

По п. 2.1.1.6 решения.

Основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 232 911 505 руб. послужил вывод налогового органа о том, что общество неправомерно в состав расходов отнесло суммы ЕСН и расходы на оплату труда работников заводоуправления и иных подразделений (служб) непосредственно не связанных с процессом производства. В обоснование своего вывода инспекция ссылается на учетную политику общества, в соответствии с которой эти расходы относятся к прямым расходам. При этом налоговым органом из состава затрат исключены расходы за весь 2005 г. по ЕСН и на оплату труда сотрудников общества, не участвующих в процессе производства.

Суды пришли к правильному выводу о недействительности в данной части решения инспекции.

Для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на: прямые; косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Как установлено судами, согласно учетной политике общества по РСБУ на 2005 г. к прямым расходам относятся - расходы на оплату труда, в том числе и единый социальный налог. При этом заявитель относил к прямым расходам не все расходы на оплату труда, а только расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг).

Исследовав, представленные в материалы дела - "Единые правила отнесения затрат по статьям доходов и расходов для счетов бухгалтерского учета 20, 233", утвержденные распоряжением генерального директора общества по экономическим вопросам от 26.03.2003 г. N 144; "Список профессий, начисление заработной платы по которым относится на статью 16 по 20, 23 балансовым счетам "Основная заработная плата производственных рабочих", утвержденный Отделом ОТиЗ, Суд

установил, что в течение 2005 г. общество относило к прямым расходам затраты на оплату труда только тех работников предприятия, чьи профессии (должности) указаны в этом списке профессий. Остальные расходы на оплату труда и единого социального налога общество относило к косвенным расходам. В соответствии с налоговым законодательством на налогоплательщика не возлагается обязанность отражать в учетной политике перечень косвенных расходов.

В связи с чем, суды правомерно исходили из того, что отсутствие в учетной политике указания на отнесение к косвенным расходам затрат на оплату труда работников, которые непосредственно не задействованы при производстве товара, не может являться основанием для отнесения спорных затрат к прямым расходам.

Таким образом, установив фактические обстоятельства по делу и правильно применив нормы Налогового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу о том, что расходы на оплату труда и единого социального налога независимо от признания их прямыми или косвенными затратами, подлежат учету в составе расходов при исчислении налога на прибыль. При этом суды учли цикл производства труб, а также момент реализации готовой продукции.

При таких обстоятельствах основания для доначисления обществу налога на прибыль отсутствовали.

По пунктам 2.1.1.7 и 2.2.6 решения.

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Общие условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены также статьей 252 НК РФ, согласно положениям которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим критериям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом был заключен с ООО "САП СНГ и Страны Балтии" договор от 01.03.2005 г. N 14/28283-2005, согласно которому заявителю оказаны услуги по инсталляции программного обеспечения и программирование необходимых интерфейсов или поддержка этих работ; консалтинговые услуги в рамках внедрения программного обеспечения SAP AG; консалтинговые услуги в области управления проектами внедрения; контроль качества проектов внедрения.

Кроме того, по договорам от 01.01.2004 г. N 86/5 (071/04-ПП) и от 12.12.2004 г. N 14/27480 САП N 192/04-ПС вышеназванной организацией обществу оказаны консультационные услуги в форме семинаров по подготовке пользователей программного обеспечения SAP, услуги по сопровождению программного обеспечения SAP и заявителем приобретены неисключительные права на пользование программным обеспечением SAP.

Основанием для принятия решения инспекции по данному эпизоду явился вывод о неправомерном включении указанных затрат в состав расходов общества, поскольку эти программы не внедрены в эксплуатацию для осуществления обществом своей деятельности. Выводы налогового органа послужили основанием для доначисления налога на прибыль в размере 372 219 руб. и НДС в размере 70 546 руб.

Удовлетворяя требования общества о признании недействительным решения в указанной части, суды исходили из того, что положениями Налогового кодекса Российской Федерации (действовавших в проверяемый период) не предусмотрено, что расходы по приобретению прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также расходы по подготовке программного обеспечения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли только на дату начала использования заявителем программного обеспечения, а также доказанности и обоснованности понесенных обществом затрат и права заявителя на применение вычета по НДС, уплаченному ООО "САП СНГ и Страны Балтии".

Данный вывод суды сделали на основе представленных налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки и в ходе судебного заседания документов, а именно: договоров, актов приема-сдачи выполненных работ, отчетов, счетов-фактур, платежных поручений, свидетельствующих об оказании предусмотренных договорами услуг, о передаче права пользования программным продуктом, об оплате стоимости оказанных услуг, о принятии их на учет.

Фактически единственным доводом кассационной жалобы по настоящему эпизоду является утверждение инспекции о том, что в течение 2005 г. программа SAP R/3 в эксплуатацию не внедрялась, и поэтому затраты будут признаны расходами для целей налогообложения прибыли в том отчетном периоде, в котором программа будет внедрена в эксплуатацию для осуществления обществом своей деятельности. При этом инспекция ссылается письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 07.03.2006 г. N 03-03-04/1/188.

Данный довод был предметом рассмотрения судов и правомерно признан несостоятельным.

Как установлено судами в ходе рассмотрения спора по существу, заявитель производил учет расходов согласно используемому методу определения расходов и доходов - по методу начисления, что не противоречит пункту 1 статьи 272 НК РФ, а НДС предъявлен к вычету в соответствии с порядком, установленным главой 21 НК РФ.

Правомерен вывод судов и о том, что письмо Минфина РФ от 07.03.2006 г. 03-03-04/1/188 носит рекомендательный характер.

Таким образом, судами сделан правильный вывод об обоснованном включении обществом в состав затрат расходов по приобретению прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателями по программам и отсутствии основания для привлечения общества к ответственности, доначисления налога на прибыль, НДС и пени.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по данным эпизодам.

По п. 2.1.1.8 решения.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что общество неправомерно учитывало в составе расходов, уменьшающих налоговую базу для исчисления налога на прибыль, затраты по договору на оказание консультационных и информационных услуг экономико-правового характера ЗАО "ЦЭЭ "Налоги и финансовое право". В связи с чем, инспекция доначислила обществу налог на прибыль в сумме 111 864 руб., начислила пени и привлекла общество к ответственности по п. 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 22 373 руб.

Налоговый орган полагает, что спорные затраты являются экономически необоснованными, поскольку в обществе в проверяемом периоде имелся свой штат юристов, а услуги, оказанные сторонней организацией, аналогичны функциям, возложенным на юристов заявителя.

Данные доводы инспекции, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, были предметом рассмотрения судами обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах.

При этом судами установлено, что в проверяемый период у заявителя отсутствовали специалисты, участвующие в спорах по вопросам налогообложения; в должностных инструкциях и положении о структурном подразделении у сотрудников юридического отдела отсутствовали обязанности по представлению интересов общества по налоговым спорам, и поэтому общество для участия в Арбитражном суде Свердловской области по налоговому спору заключило договор с ЗАО "ЦЭЭ "Налоги и финансовое право" на представление его интересов.

Таким образом, исследовав представленные в материалы дела документы в соответствии со ст. 71 АПК РФ в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу, что спорные расходы общества связаны с деятельностью заявителя, экономически оправданы и подтверждены надлежащими документами. Правовых оснований для их переоценки суд кассационной инстанции не имеет.

В жалобе инспекция также ссылается на экономическую неоправданность оказанных обществу услуг и на многочисленную судебную практику, а также на письма Минфина России от 31.05.2004 N 04-02-05/3/42, от 05.04.2007 N 03-03-06/1/22, письмо УФНС России по г. Москве от 07.12.2004 N 26-12/78777, Письмо ФНС России от 20.10.2006 N 02-1-08/222@.

Суд кассационной инстанции признает несостоятельным довод инспекции об экономической неоправданности спорных расходов и считает необходимым отметить следующее.

Правовые подходы, связанные с оценкой расходов, отвечающих признакам экономически оправданных затрат, содержатся в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, Постановлении Пленума ВАС РФ N 53. от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"

Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ N 53 указано, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Соответственно, экономическая целесообразность и эффективность расходов организации не является критерием, который может быть положен в основу отказа в учете расходов для целей налогообложения прибыли. Нормой статьи 252 НК РФ установлен иной критерий - связь производимых налогоплательщиком расходов с осуществлением его производственной деятельности, направленной на получение дохода.

При таких обстоятельствах, судами сделан обоснованный вывод о соответствии спорных затрат ст. 252 НК РФ и правомерности учета их в составе расходов.

По п. 2.1.1.9 решения.

Как установлено судами, общество, выступая поручителем, никаких выплат по договорам поручительства не производило и не участвовало в дальнейших взаимоотношениях кредитора и должника.

Признавая выводы инспекции несостоятельными, в том числе, и в части определения налоговой базы для исчисления НДС, судебные инстанции правомерно указали, что из норм параграфа 5 главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации "Поручительство", а также из существа договора поручительства не усматривается, что должник или кредитор по обеспеченному поручительством обязательству должны уплачивать поручителю какое-либо вознаграждение за выдачу поручительства; и это является одним из основных отличий поручительства от банковской гарантии, в отношении которой пунктом 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена выплата гаранту вознаграждения со стороны принципала за выдачу банковской гарантии.

При таких обстоятельствах основания для доначисления обществу НДС у инспекции отсутствовали.

По п. 2.2.8 решения.

Основанием для доначисления НДС послужил вывод налогового органа о том, что обществом не соблюден предусмотренный ст. 165 НК РФ порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, поскольку заявителем не был подтвержден факт получения экспортной выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара.

Суды пришли к правильному выводу о недействительности в данной части решения налогового органа.

В соответствии со статьей 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт обложение НДС по ставке 0 процентов и возмещение НДС, уплаченного поставщикам, производятся в порядке, установленном ст. 176 НК РФ, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации, представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, и соблюдении требований, установленных статьями 171, 172 НК РФ.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, для подтверждения права на применение ставки 0 процентов общество представило в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ.

Реальность названных сделок, соответствие их законодательству, обстоятельства фактического перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и налоговым органом не оспариваются.

Обществом представлены доказательства оплаты экспортной продукции по контрактам от 15.12.2004 N SNI-3443 и N TD-308, от 19.11.2004 N SNI-3440, от 28.01.2005 N TD-450, от 24.11.2004 N TD-428 с указанием грузовых таможенных деклараций, дополнительных соглашений, подтверждающих фактическое поступление выручки на расчетный счет общества от иностранного лица в счет оплаты поставленной продукции. Кроме того, представлены дополнительные соглашения и письма в подтверждение того, что возможно осуществление оплаты поставленной продукции третьими лицами.

Вышеуказанные обстоятельства зачисления валютной выручки в рамках исполнения указанных контрактов налоговым органом не оспорены, доказательств обратного не представлено.

Судебные инстанции пришли к выводу, что получение экспортной выручки от третьего лица не препятствует применению ставки 0% и не свидетельствует о несоблюдении обществом подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Данный вывод суда соответствует материалам дела и не противоречит названной норме НК РФ, при применении которой имеет значение, что оплачен именно экспортированный товар.

Оснований для удовлетворения жалобы инспекции по данному эпизоду, как и для отмены судебных актов не имеется.

По п. 2.2.10 решения.

По результатам проверки налоговый орган пришел к выводу, что общество необоснованно не восстанавливало по строке 400 раздела 1 декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов суммы налога, подлежащие отражению в декларациях за период, в котором осуществлялось налогообложение реализации по ставке 18 процентов при не подтверждении ставки 0 процентов.

В связи с чем, обществу произведено доначисление к уплате НДС за февраль 2005 в размере 970 092 руб. 15 коп., май 2005 - 572 292 руб. 75 коп., июнь 2005 - 332 629 руб. 50 коп., август 2005 - 147 637 руб. 45 коп., октябрь 2005 - 163 814 руб. 76 коп., декабрь 2005 - 801 463 руб. 88 коп. и соответствующее начисление пеней и штрафа.

Судебные инстанции не согласились с выводом налогового органа и признали решение недействительным в части данного эпизода.

Суд кассационной инстанции считает, что суды обоснованно признали решение инспекции по данному эпизоду недействительным, исходя из следующего.

Согласно абзацу 2 пункта 9 статьи 167 НК РФ в случае, если на 181-й календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму налога на добавленную стоимость и уплатить его.

Невыполнение названных действий в установленный срок является основанием для начисления пеней и привлечения налогоплательщика к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а не для отказа налогоплательщику в применении налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в случае соблюдения налогоплательщиком требований статей 165, 172, 176 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, установленных пунктом 3 статьи 172 Кодекса, сумма налога, исчисляемая на основании пункта 6 статьи 166 Кодекса.

При этом пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрена возможность возмещения налогоплательщику положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по правилам статьи 166 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость определены статьей 176 Кодекса.

Следовательно, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта уплаченные поставщикам этих товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение.

Одним из условий возмещения НДС является исполнение налогоплательщиком обязанности представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов.

Обществом это условие выполнило.

Как установлено судом первой инстанции, общество по истечении 180 дней исчисляло и уплачивало НДС в бюджет, при этом суммы налога, подлежащие вычету, не возмещало, что подтверждается представленными декларациями за май, июнь и июль 2003, январь, июль, октябрь и ноябрь 2004, январь, февраль, март и май 2005. После сбора соответствующих документов, общество представляло налоговые декларации по ставке 0 процентов с подтверждением правомерности применения указанной ставки, и к возмещению им заявлялась соответствующая сумма НДС.

Инспекцией не оспаривается тот факт, что заявитель не возмещал спорные суммы налога. Однако налоговый орган считает, что общество не должно было предъявлять к вычету спорные суммы НДС в проверяемом периоде.

Аналогичный довод инспекция приводит и в кассационной жалобе.

По изложенным выше основаниям довод налогового органа правомерно признан судами несостоятельным.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания по иному толкованию статей 165, 167, 172, 173, НК РФ.

Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.

В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части.

Иная оценка подателем жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование закона не означает судебной ошибки.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов в данной части отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2009 г. по делу N А40-48569/08-14-170 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.

Председательствующий

М.К.АНТОНОВА

Судьи

Н.Н.БОЧАРОВА

Н.В.КОРОТЫГИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок