Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 мая 2009 г. по делу N А29-7851/2008

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 мая 2009 г. по делу N А29-7851/2008

Автомобили УАЗ- 3309 должны быть отнесены к грузовым автомобилям и транспортный налог уплачивается по соответствующей ставке

10.06.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2009 г. по делу N А29-7851/2008

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.05.2009.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю.,

судей Базилевой Т.В., Забурдаевой И.Л.

при участии представителя

от заявителя: Удовенко С.В. (доверенность от 26.12.2008 N 09/09)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -

открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2008,

принятое судьей Макаровой Л.Ф., и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009,

принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

по делу N А29-7851/2008

по заявлению открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"

о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару

и

установил:

открытое акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Коми энергосбытовая компания", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган) от 23.09.2008 N 10434 об уплате транспортного налога в сумме 562 рублей и пеней в сумме 18 рублей 36 копеек.

Решением суда от 26.11.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 указанное решение оставлено без изменения.

Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили требования статей 65, 75, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно применили статьи 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, Конвенцию о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974; не применили подлежащие применению пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ, утвержденные Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 12.10.2004, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации 20.10.2004, Экспертно-криминалистическим центром МВД Российской Федерации 18.10.2004 и НПСО "Объединение транспортных экспертов" 20.10.2004; выводы судов об отнесении спорных автомобилей к грузовым транспортным средствам не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила; надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направила.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку представленного ОАО "Коми энергосбытовая компания" расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 1-й квартал 2008 год, и установила, что Общество по двум автомобилям УАЗ-3909 (регистрационные знаки В665 НЕ и В 657 НМ/11) неправомерно применило налоговую ставку, относящуюся к легковым автомобилям, в размере 5 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, что привело к неуплате транспортного налога за указанный период в сумме 562 рублей. Налоговый орган пришел к выводу о том, что спорные транспортные средства относятся к категории грузовых автомобилей и по ним следовало применять налоговую ставку в размере 20 рублей в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Рассмотрев материалы проверки, заместитель руководителя налогового органа принял решение от 26.08.2008 N 7662 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения; доначислил 562 рубля транспортного налога и 18 рублей 36 копеек пеней, в связи с чем направил налогоплательщику требование от 23.09.2008 N 10434 об их уплате.

Общество не согласилось с указанным требованием Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 358, 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Законом Республики Коми от 26.11.2002 N 110-РЗ "О транспортном налоге", Конвенцией о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, Правилами ЕЭК ООН (Женевское Соглашение 1958 года), пунктом 16 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59, пунктами 1, 9, 27 и 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005, Правилами по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденные постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что спорные транспортные средства являются грузовыми автомобилями, поэтому Инспекция правомерно доначислила Обществу транспортный налог.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса

В статье 358 Кодекса предусмотрено, что объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со статьей 361 Кодекса и статьей 2 Закона Республики Коми от 26.11.2002 N 110-РЗ "О транспортном налоге" (далее - Закон Республики Коми N 110-РЗ) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 85 лошадиных сил включительно составляют 5 рублей (с каждой лошадиной силы), а для грузовых автомобилей до 100 лошадиных сил включительно - 20 рублей.

Понятия грузового и легкового автотранспорта в Налоговом кодексе Российской Федерации и в Законе Республики Коми N 110-РЗ для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу статьи 11 Кодекса следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктом 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.

Таким образом, образом, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

В соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005, в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленная Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).

В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.

КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.

Из изложенного следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам.

Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями", регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного транспортного средства, подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава.

В данной системе обозначения автотранспортных средств первая цифра обозначает класс автотранспортного средства: для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя, для автобусов - по габаритной длине, для грузовых автомобилей - по полной массе в зависимости от эксплуатационного назначения автомобиля; вторая цифра обозначает тип автотранспортного средства.

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 в обозначении автомобиля УАЗ-3909 первые цифры "39" обозначают класс автотранспортного средства - полную массу грузового автомобиля от 2,0 до 8,0 тонн; цифра "9" - тип автотранспортного средства - специальное автотранспортное средство.

Из материалов дела следует и суды установили, что ОАО "Коми энергосбытовая компания" в спорный период использовало два автомобилям УАЗ-3909 (1999 и 2001 годов выпуска, регистрационные знаки В665 НЕ и В 657 НМ/11). В паспортах этих транспортных средств указана категория - "В" и тип - "прочий грузовой" и "грузопассажирский", мощность двигателей 74 и 76 лошадиных сил.

Согласно Одобрениям типа транспортного средства N РОСС RU.МТ02.Е02846Р1 и РОСС RU.МТ02.Е01195 автомобиль УАЗ-3909 сертифицирован по категории N 1 "Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн". ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (завод-изготовитель автомобилей УАЗ 3909) в письме от 15.03.2007 N 15-568/12 сообщает, что автомобили УАЗ- 3309 должны быть отнесены к грузовым автомобилям.

Исследовав и оценив представленные в дело документы, суды сделали вывод о том, что используемые Обществом автомобили марки УАЗ-3909 относятся к грузовым автомобилям, поэтому Общество неправомерно применило при исчислении транспортного налога в отношении данных транспортных средств налоговую ставку, установленную для легковых автомобилей.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правомерно отказал ОАО "Коми энергосбытовая компания" в удовлетворении заявленного требования.

Доводы Общества о нарушении судом первой инстанции требований статей 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в качестве доказательств приняты незаверенные копии писем завода-изготовителя спорных автомобилей и Одобрений типа транспортного средства) несостоятельны. Указанные документы получены от завода-изготовителя налоговым органом в ответ на его запросы; представленные копии документов заверены Инспекцией надлежащим образом (том 1, л.д. 59 - 63), исследованы и оценены судами в соответствии с требованиями статей 71, 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Содержащиеся в этих документах сведения Обществом не опровергнуты; доказательства получения документов с нарушением закона в материалы дела не представлены.

Суды обоснованно отклонили довод Общества о необходимости применения при разрешении спора положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из отсутствия противоречий, неустранимых сомнений и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах (главы 28 Кодекса). Критерии отнесения транспортного средства к определенной категории (легковой, грузовой) не относятся к предмету ведения законодательства о налогах и сборах.

Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебных актов, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1 000 рублей, относятся на ОАО "Коми энергосбытовая компания".

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.11.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2009 по делу N А29-7851/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю.БАШЕВА

Судьи

Т.В.БАЗИЛЕВА

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.