Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Поволжского округа от 2 февраля 2009 г. по делу N А65-10008/2008

Постановление ФАС Поволжского округа от 2 февраля 2009 г. по делу N А65-10008/2008

Приостановление срока возврата НДС не предусмотрено законодательством о налогах и сборах

05.03.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2009 г. по делу N А65-10008/2008

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 29.01.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2009.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу N А65-10008/2008

по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", город Набережные Челны Республики Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан о признании незаконным бездействия, выразившееся в неуплате процентов за несвоевременный возврат НДС за февраль 2007 года, и обязании уплатить проценты за нарушение сроков возврата суммы НДС в размере 154897,06 рублей,

установил:

закрытое акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнений, об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) уплатить проценты в сумме 154897,06 рублей за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за февраль 2007 года.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить ранее принятые судебные акты, в связи с нарушением судами норм материального права.

В отзыве общество просит оставить без изменения решение суда первой и постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из представленных по делу документов, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 20.03.2007 налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2007 года по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов за указанный период. По результатам проведенной проверки налоговый орган принял решение от 12.04.2007 N 24, которым заявителю было отказано в возмещении НДС за февраль 2007 года в размере 2449217 рублей.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2007 по делу N А65-19337/2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2008, указанное решение инспекции в части отказа в возмещении НДС за февраль 2007 года в размере 2449217 рублей было признано недействительным. На инспекцию была возложена обязанность устранить допущенные в отношении общества нарушения налогового законодательства.

14.05.2007 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы НДС в размере 5 916 777 рублей, заявленной в налоговой декларации по ставке 0 процентов за февраль 2007 года.

После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2007 по делу N А65-19337/2007 заявитель письмом от 01.02.2008 за N 85004/41 вновь обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы НДС в размере 2449217 рублей.

Фактический возврат заявителю суммы НДС в размере 2449217 рублей произведен налоговым органом 29.02.2008 на основании решений от 27.02.2008 N 2211, N 2212, что подтверждается платежными поручениями от 28.02.2008 N N 670, 669.

Поскольку налоговым органом возврат указанной суммы налога произведен несвоевременно, общество обратилось в суд с заявлением об обязании налогового органа уплатить проценты в размере 154897,06 рублей за нарушение срока возврата из бюджета суммы НДС по ставке 0 процентов за февраль 2007 года, начисленные на основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Арбитражные суды, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали правомерным начисление процентов в сумме 154897,06 рублей за несвоевременный возврат НДС за период с 31.07.2007 по 28.02.2007, то есть по день, предшествующий дате фактического возврата налога, включительно и исходя из действовавшей в тот период ставке рефинансирования.

В кассационной жалобе налоговый орган считает, что судами неправильно исчислен момент начала начисления процентов за несвоевременный возврат суммы НДС.

Судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Кодекса суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета возврата на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, декларация по НДС за февраль 2007 года представлена заявителем в налоговый орган 20.03.2007, заявление о возврате подано 10.05.2007. Возврат налога фактически осуществлен 29.02.2008.

Таким образом, суды обоснованно посчитали обоснованным расчет процентов, в соответствии с которым момент начала начисления процентов за несвоевременный возврат 2449217 рублей НДС - 31.07.2007 по день, предшествующий дате фактического возврата налога на расчетный счет - 28.02.2008, включительно, по действующей в этот период ставке рефинансирования. Таким образом, за период с 31.07.2007 по 28.02.2008 сумма процентов составляет 154897,06 рублей.

В кассационной жалобе инспекция указывает на то, что исчисление срока согласно пункту 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации должно осуществляться с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. Судебная коллегия находит данный довод несостоятельным и противоречащим нормам налогового законодательства, так как приостановление срока возврата НДС не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Кроме того, в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда эта сумма должна быть возвращена в силу закона.

Довод налогового органа о том, что по заявлению заявителя от 10.05.2007 N 85-078-197 им были возвращены 4825642 рублей НДС (решение о возврате от 27.06.2007 N 7415) и 1882400 рублей НДС (решение о возврате от 27.06.2007 N 7520), был предметом рассмотрения в судах как первой, так и апелляционной инстанции и правомерно отклонен ими, поскольку названные суммы НДС были возвращены по результатам проверок налоговых деклараций за ноябрь 2006 года и январь 2007 года соответственно, что подтверждается копиями резолютивных частей решений налогового органа по ноябрю 2006 года и январю 2007 года, представленными заявителем в материалы дела, а также копиями извещений от 27.06.2007 N N 11139, 11140, представленными заявителем в материалы дела.

Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что проценты не должны начисляться, поскольку налоговый орган возвратил 27.02.2008 сумму переплаты по НДС своевременно без нарушения установленных сроков, так как с заявлением о возврате указанной суммы НДС заявитель обратился к инспекции лишь 01.02.2008, судами дана надлежащая правовая оценка. Данный довод не принимается судом кассационной инстанции, в связи с тем, что он опровергается материалами дела.

С заявлением о возврате спорной суммы НДС общество обратилось в налоговый орган 10.05.2007, а возврат был осуществлен лишь 29.02.2008, тогда как в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации должен был быть осуществлен не позднее 31.07.2007. Указанные обстоятельства налоговым органом не оспариваются.

При названных обстоятельствах кассационная инстанция считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, и отмены принятых по данному делу решения и постановления судов не имеется.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на налоговый орган.

При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.08.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу N А65-10008/2008 - оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Набережные Челны Республики Татарстан - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок