Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф09-8572/08-С3

Постановление ФАС Уральского округа от 20 ноября 2008 г. N Ф09-8572/08-С3

Налогоплательщик не доказал, что наличие недоимки в лицевом счете нарушает его прав: в лицензирующий орган налогоплательщик не обращался, доказательств отказа в выдаче банковского кредита по причине наличия задолженности не представил

23.12.2008  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 г. N Ф09-8572/08-С3

Дело N А07-4820/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Дубровского В.И.,

судей Гусева О.Г., Первухина В.М.,

рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Туймазымонолитстрой" (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 по делу N А07-4820/08 Арбитражного суда Республики Башкортостан.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - управление) - Юнусов А.Ф. (доверенность от 25.06.2008 N 2139);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) - Варин Р.Р. (доверенность от 14.01.2008 N 01-13/231).

Представители общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в непринятии мер по исключению из лицевого счета налогоплательщика задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в общей сумме 31 263 004 руб. 91 коп., и обязании налогового органа исключить указанную сумму из лицевого счета (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 21.05.2008 (судья Искандаров У.С.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 (судьи Кузнецов Ю.А., Степанова М.Г., Тимохин О.Б.) решение суда отменено, в удовлетворении требований общества отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению общества, сведения в карточке лицевого счета о наличии задолженности нарушают его права и законные интересы, а именно препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности налогоплательщика.

Отзыва на жалобу инспекцией не представлено.

В судебном заседании представители управления и инспекции возражали против доводов жалобы, пояснили, что считают выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными.

Как следует из материалов дела, согласно справке налогового органа от 07.05.2008 N 9760 по лицевому счету за обществом числится задолженность в сумме 31 263 004 руб. 91 коп., в том числе недоимка по налогам в сумме 13 031 348 руб. 51 коп., пени в сумме 18 153 803 руб. 32 коп., штрафы в сумме 77 853 руб. 08 коп.

Арбитражным судом Республики Башкортостан приняты решения от 27.03.2007 по делу N А07-1029/07, от 25.04.2007 по делу N А07-4120/07, от 27.06.2007 по делу N А07-7773/07, от 13.06.2007 по делу N А07-6273/07, от 10.07.2007 по делу N А07-7046/07, от 01.02.2008 по делу N А07-16237/07, от 14.02.2008 по делу N А07-18080/07, от 14.02.2008 по делу N А07-18072/07, от 28.02.2008 по делу N А07-461/08, от 06.03.2008 по делу N А07-19300/07, которыми признаны недействительными требования и решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества общества в связи с истечением сроков для бесспорного взыскания.

Полагая, что указанная задолженность подлежит списанию как безнадежная в силу причин юридического характера, а именно в связи с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у налогового органа оснований для исключения спорной задолженности из лицевого счета, поскольку наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, а доказательств иного обществом не представлено.

Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 59 Кодекса недоимка по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 59 Кодекса правила, предусмотренные п. 1 данной статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Во исполнение ст. 59 Кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100).

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст. 33 Кодекса).

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Поэтому у инспекции, действовавшей в рамках предоставленных ей полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности по налогам, пеням, штрафам.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 определены основания, достаточные для признания задолженности безнадежной к взысканию. Пропуск налоговым органом сроков для бесспорного взыскания задолженности с общества к числу таких оснований не относится.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 N 16507/04).

Судом апелляционной инстанции установлено, что в лицензирующий орган налогоплательщик не обращался, доказательств отказа в выдаче банковского кредита по причине наличия задолженности не представил, требования об уплате и решения о взыскании за счет денежных средств и имущества, на которые ссылается общество, были предметом рассмотрения в арбитражном суде и по ним вынесены вступившие в законную силу судебные решения.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности обществом нарушения его прав и законных интересов наличием в карточке лицевого счета задолженности по налогам, пеням, штрафам является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для исключения спорной задолженности из лицевого счета.

Выводы суда апелляционной инстанции и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.

С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2008 по делу N А07-4820/08 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление "Туймазымонолитстрой" - без удовлетворения.

Председательствующий

ДУБРОВСКИЙ В.И.

Судьи

ГУСЕВ О.Г.

ПЕРВУХИН В.М.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок