Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июня 2009 г. по делу N А26-7635/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 июня 2009 г. по делу N А26-7635/2008

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком по представленной декларации, составляет 0 руб., следовательно, сумма штрафа, подлежащего взысканию на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, также равняется 0

19.08.2009  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2009 г. по делу N А26-7635/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Тинус Ю.У. (доверенность от 11.01.2009 N 10-10/10), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2009 (судья Курчакова В.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 (судьи Семиглазов В.А., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-7635/2008,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с Совета Ругозерского сельского поселения (далее - Совет сельского поселения) 100 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление в установленный срок декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2007 года.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2009 во взыскании штрафа отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 решение суда от 20.01.2009 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и взыскать с Совета сельского поселения спорную сумму штрафа, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, судами необоснованно не принято во внимание наличие в пункте 1 статьи 119 НК РФ минимального размера штрафа за непредставление налоговой декларации - 100 рублей, который подлежит взысканию и в случае отсутствия суммы налога, подлежащего уплате по несвоевременно представленной декларации.

Совет сельского поселения о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Советом сельского поселения 22.01.2008 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2007 года, согласно которой сумма налога, исчисленного к уплате в бюджет, составила 0 рублей.

В ходе проверки выявлен факт нарушения срока подачи декларации, установленного в пункте 6 статьи 174 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2007 году), в связи с чем составлен акт от 17.04.2008 N 227/3107946. В акте указано, что при установленном сроке подачи декларации 21.01.2008 она представлена 22.01.2008, то есть с просрочкой на один день.

Решением налогового органа от 28.05.2008 N 391/3194787 Совет сельского поселения привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 100 руб.

Требование от 04.07.2008 N 1571 об уплате штрафа в срок до 20.07.2008, направленное налогоплательщику во исполнение решения от 28.05.2008, не исполнено, поэтому Инспекция на основании пунктов 2 и 8 статьи 45 НК РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанции во взыскании штрафа отказали. Решение судов обосновано тем, что, поскольку сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате Советом сельского поселения по спорной декларации, составляет 0 руб., сумма штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ также составит 0 руб.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу статьи 143 НК РФ Совет сельского поселения, зарегистрированный как муниципальное учреждение, является плательщиком налога на добавленную стоимость. В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговым периодом для заявителя является квартал.

В подпункте 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 80 НК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 174 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2007 году) налогоплательщики налога на добавленную стоимость, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность за нарушение срока представления декларации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.

Судами первой и апелляционной инстанций установлен факт нарушения Советом сельского поселения на 1 день срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2007 года.

Но поскольку сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет по данной этой декларации, составляет 0 руб., суды пришли к выводу, что сумма штрафа также составляет 0 руб.

Суды указали, что из нормы пункта 1 статьи 119 НК РФ следует, что базой для исчисления суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет за период, за который подана налоговая декларация. В данном случае сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате налогоплательщиком по представленной декларации, составляет 0 руб., следовательно, сумма штрафа, подлежащего взысканию на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, также равняется 0.

Этот вывод судов соответствует судебно-арбитражной практике (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2008 N 14619/08, от 14.11.2008 N 14104/08, от 30.10.2008 N 14608/08, от 22.10.2008 N 13521/08, от 17.10.2008 N 13299/08).

В постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2002 N 2209/02 указано, что поскольку предусмотренная пунктом 1 статьи 119 НК РФ сумма штрафа исчисляется в процентном отношении к сумме подлежащего уплате налога, то минимальный размер штрафа (100 руб.) должен быть взыскан в том случае, когда размер исчисленной суммы штрафа составит менее 100 руб.

То есть в случае, когда сумма исчисленного штрафа составила 0 руб., нет оснований для применения минимального размера, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.12.2008 N 1069-О-О также пришел к выводу, что предусмотренный в пункте 1 статьи 119 НК РФ штраф рассчитывается в процентном отношении к сумме налога, подлежащего уплате на основе налоговой декларации.

Доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.

Поскольку нарушений судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено, кассационная жалоба Инспекции отклоняется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2009 по делу N А26-7635/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

А.В.АСМЫКОВИЧ

Н.А.МОРОЗОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок