Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Дальневосточного округа 21 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-2/5643
Постановление ФАС Дальневосточного округа 21 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-2/5643
Неправомерна ссылка на то, что решение направлено обществу заказным письмом от 19.06.2007, и последнее не представило доказательств того, что в почтовом конверте поступил иной документ, а не решение налогового органа.
07.05.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-2/5643
(извлечение)
Резолютивная часть постановления от 14 декабря 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурэкспортлес"
на решение от 19.07.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 15.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда
по делу N А04-2817/07-25/199
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурэкспортлес"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
о признании незаконным бездействия налогового органа
Общество с ограниченной ответственностью "Амурэкспортлес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция, налоговой орган), выразившегося в ненаправлении обществу надлежаще оформленного акта камеральной проверки, а также принятого по результатам проверки решения.
Решением суда от 19.07.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с их необоснованностью, поскольку, по мнению судов, акт проверки и решение своевременно приняты и направлены обществу.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе общества, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на нарушение статей 88, 100, 101, 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в соответствии с которыми инспекция обязана была в течение 10 дней после окончания камеральной проверки составить акт проверки и вручить его обществу, а также в установленные статьями 100 либо 176 настоящего Кодекса сроки принять решение по результатам проверки и вручить его налогоплательщику. В связи с тем, что акт проверки вручен налогоплательщику только после обращения с заявлением в арбитражный суд, а решение вообще им не получено, то со стороны налогового органа имеет место быть незаконное бездействие. Одновременно представитель налогоплательщика подтвердил, что возражения на акт проверки общество не представляло и участие в рассмотрении акта проверки не принимало, хотя было извещено инспекцией о времени и месте его рассмотрения.
Налоговый орган отзыв на жалобу не представил, но его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонила и просила судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными. В то же время представитель налогового органа не оспаривала факт несвоевременного вручения налогоплательщику акта проверки в связи с болезнью инспектора, осуществлявшего проверку.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 12.12.2007 до 14.12.2007.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей общества и налогового органа, суд кассационной инстанции считает, что принятые судебные акты подлежат изменению в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, инспекцией проведена камеральная проверка представленной 16.01.2007 обществом "Амурэкспортлес" налоговой декларации за декабрь 2006 года по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) по налоговой ставке 0 процентов, в которой к возмещению из бюджета заявлен налог в сумме 414 177 руб., о чем составлен акт проверки N 781 от 28.04.2007. По результатам рассмотрения акта проверки и представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией документов налоговым органом 18.06.2007 принято решение N 284, в соответствии с которым подлежит возмещению НДС в сумме 147 343 руб. и отказано в возмещении налога в сумме 266 834 руб.
Настаивая на бездействии инспекции, выразившемся в ненаправлении в адрес ООО "Амурэкспортлес" акта проверки и решения, принятых по результатам камеральной налоговой проверки, нарушающем его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, обложение налогом по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, реализованных в дальнейшем на экспорт.
Пунктом 4 статьи 176 Кодекса определен порядок возмещения сумм налога на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса. Причем возмещение этих сумм налога при наличии к тому оснований производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
В спорных правоотношениях мотивированное заключение не выносилось, а составлен акт проверки от 28.04.2007, который вручен налогоплательщику 24.05.2007, то есть налоговый орган действовал в соответствии с требованиями статей 88, 100, 101, а не статьи 176 НК РФ и, поскольку указанные нормы права не устанавливают срок, в течение которого акт проверки после его составления должен быть вручен налогоплательщику, то следует признать правомерным вывод суда обеих инстанций об отсутствии незаконного бездействия со стороны инспекции в части несвоевременного вручения обществу акта проверки.
Пункты 5 и 6 статьи 100 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) предусматривают обязанность налогового органа по вручению акта лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передаче иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Последнее, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговой орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В настоящем деле общество возражения на акт проверки не представляло.
Однако следует признать ошибочным вывод суда об отсутствии бездействия со стороны налогового органа в связи с невручением налогоплательщику решения N 284 от 18.06.2007, принятого по результатам проверки, со ссылкой на то, что решение направлено обществу заказным письмом от 19.06.2007, и последнее не представило доказательств того, что в почтовом конверте поступил иной документ, а не решение налогового органа.
Указанный вывод обеих судебных инстанций противоречит положениям части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что в адрес общества 21.06.2007 поступило требование N 8847 о предоставлении документов, которое датировано 18.06.2007 также как и вышеуказанное решение налогового органа N 284.
Из содержаний реестра инспекции об отправке заказных писем от 18.06.2007 невозможно установить, какой документ: решение или требование был направлен налогоплательщику заказным письмом 19.06.2007 (согласно почтовому штемпелю). Поскольку налоговый орган не доказал факт отправки обществу спорного решения, а последний подтверждает только факт получения требования N 8847 от 18.06.2007, то следует признать, что со стороны инспекции имеет место незаконное бездействие, выразившееся в ненаправлении налогоплательщику решения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки, что является нарушением прав и законных интересов ООО "Амурэкспортлес". Поэтому у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в указанной части, в связи с чем принятые судебные акты подлежат изменению.
Поскольку требования общества удовлетворены частично, то в соответствии со статьей 110 АПК РФ с налогового органа подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. (1 000 руб. - за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1 000 руб. - за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб).
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 19.07.2007 Арбитражного суда Амурской области, постановление от 15.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-2817/2007-25-199 изменить, кассационную жалобу удовлетворить частично.
Бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области по ненаправлению обществу с ограниченной ответственностью "Амурэкспортлес" решения N 284 от 18.06.2007 признать незаконным как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления последнему вышеуказанного решения. В остальном принятые судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области в пользу ООО "Амурэкспортлес" расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
- 14.10.2019 В каких случаях ваш счет в банке могут заблокировать на всю сумму?
- 19.04.2018 Налоговая служба представила пример составления возражений на акт налоговой проверки
- 30.05.2014 После получения документов по жалобе от инспекции вышестоящий орган не уведомил налогоплательщика
- 15.03.2019 Как обжаловать итоги выездной налоговой проверки?
- 19.07.2012 Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции
- 13.07.2009 Наказание без доказательства
- 04.09.2023 Письмо УФНС по г.Москве от 08.08.2023 г. № 20-21/089994@
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 01.12.2022 Письмо ФНС России от 24.08.2022 г. № ЗГ-3-2/9094@
Комментарии