Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2004 г. Дело N А33-16002/03-С3-Ф02-4009/04-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 сентября 2004 г. Дело N А33-16002/03-С3-Ф02-4009/04-С1

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 сентября 2004 г. Дело N А33-16002/03-С3-Ф02-4009/04-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" - Фенстера М.В. (доверенность от 24.12.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Красноярскому краю - Глущенко Д.А. (доверенность от 14.09.2004),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" на решение от 5 мая 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16002/03-С3 (суд первой инстанции: Плотников А.А.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Колесникова Г.А., Мозолькова Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Красноярскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Красноярскому краю (налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия по невозврату из бюджета излишне уплаченных сумм налога и обязании налоговой инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 20019215 рублей 73 копеек с начислением процентов в сумме 1623979 рублей 62 копеек за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.

Решением суда от 5 мая 2004 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15 июля 2004 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о том, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат.

ОАО "Красноярскэнерго" считает, что правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченного налога, в полной мере распространяются и на возврат авансовых платежей, являющихся способом уплаты авансом налоговых платежей.

Также заявитель считает ошибочным вывод арбитражного суда о наличии недоимки по налогу и пеням на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, исключающей возможность возврата налога.

По мнению общества, суммы реструктуризированной задолженности и суммы налога на прибыль, исчисленного с налоговой базы переходного периода, не являются недоимкой, в счет погашения которой налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога, так как сроки уплаты по ним к моменту излишней уплаты налога на прибыль не наступили.

Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая, что в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для возврата излишне уплаченного налога.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28 сентября 2004 года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 30 сентября 2004 года.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями от 04.08.2003 N 318н-20/1563, 318н-20/1539, 318н-20/1540, 318н-20/1507, 318н-20/1494, 318н-20/1571 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль по состоянию на 29.07.2003 по своим структурным подразделениям, находящимся в городе Минусинске (Минусинская ТЭЦ, Минусинское отделение Энергосбыта, Минусинские электрические сети, ПРП "Красноярскэнергоремонт", ОП КЭС), 5759392 рублей 96 копеек в части регионального бюджета, 14259822 рублей 78 копеек в части местного бюджета.

Указанные заявления были получены налоговой инспекцией 12.08.2003.

Письмом от 02.09.2003 N 12-15858 налоговая инспекция сообщила обществу, что его подразделения имеют задолженность по уплате пеней по налогу на прибыль, и предложила провести выверку расчетов с бюджетом.

В связи с тем, что в месячный срок налог на прибыль не был возвращен, ОАО "Красноярскэнерго" на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации направило налоговой инспекции требования от 06.10.2003 N 318н-20/2042, 318н-20/2037, 318н-20/2043, 318н-20/2040, 318н-20/2039, 318н-20/2038, 318н-20/2035, 318н-20/2036, 318н-20/2034, 318н-20/2033, 318н-20/2032, 318н-20/2031 об уплате процентов за нарушение срока возврата налога за период просрочки с 13.09.2003 по 30.09.2003 в сумме 160206 рублей 21 копейки.

Налоговая инспекция в письме от 20.10.2003 N 12-19622 сообщила обществу, что ответ на его письма от 04.08.2003 дан налоговым органом своевременно и месячный срок, установленный пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не нарушен. Также в письме было указано, что возврат налога производится по письменному заявлению налогоплательщика только после зачета недоимки по уплате налогов, сборов и задолженности по уплате пеней, начисленных тому же бюджету. Налоговый орган предложил обществу провести выверку расчетов с бюджетом и после урегулирования разногласий по суммам переплаты представить новое заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога.

ОАО "Красноярскэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа по невозврату из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль и обязании инспекции вернуть из бюджета 20019215 рублей 73 копейки налога с начислением процентов за нарушение сроков возврата налога.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований ОАО "Красноярскэнерго", исходили из того, что суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль возврату (зачету) в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат. Также суд указал, что на момент обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль у общества имелась недоимка по налогу и пеням, исключающая возможность возврата налога. При этом суд признал в качестве недоимки реструктуризированную задолженность по налогу и исчисленный налог по базе переходного периода.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции стороны в соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достигли соглашения о том, что заявленная обществом сумма излишне уплаченного налога на прибыль в размере 20019215 рублей 73 копеек сложилась по подразделениям, находящимся в городе Минусинске: из переплаты по состоянию на 01.01.2003 в сумме 14312036 рублей (14174311 рублей - местный бюджет, 137725 рублей - краевой бюджет); авансовых платежей за 2003 год в сумме 5101995 рублей 74 копеек (72643 рубля 78 копеек - местный бюджет, 5029351 рубль 96 копеек - краевой бюджет); по базе переходного периода в связи с подачей в 2003 году уточненной декларации к уменьшению 605184 рублей (12868 рублей - местный бюджет, 592316 рублей - краевой бюджет).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Из статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Согласно статье 285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода.

В силу статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль подлежит уплате по итогам налогового периода, авансовые платежи то итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Таким образом, переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода - календарного года. Поэтому авансовые платежи по налогу на прибыль подлежат зачету в счет уплаты налога по итогам налогового периода и не могут быть возвращены на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Арбитражным судом при рассмотрении дела на основании справки Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов установлено, что общество имеет реструктуризированную задолженность перед региональным бюджетом по состоянию на 05.08.2003, превышающую размер заявленного налогоплательщиком к возврату налога. Данное обстоятельство не оспаривается ОАО "Красноярскэнерго".

Также суд признал, что исчисленный налог на прибыль по базе переходного периода представляет собой рассрочку уплаты налога на прибыль за период с 2002 по 2006 годы, которая согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации квалифицируется как задолженность.

Вывод суда о том, что суммы реструктуризированной задолженности и налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, являются недоимкой, исключающей возможность возврата излишне уплаченного налога, основан на неправильном толковании норм материального права.

Условия, порядок проведения и сроки реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом регулируются не нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а нормами бюджетного законодательства, постановлением Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", а также принятыми в соответствии с ними приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 5 названного постановления Правительства Российской Федерации организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам, что влечет за собой возможность списания части ее долга по пеням и штрафам по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23.09.1999 N АП-3-10/307/102 утверждены Правила по применению Порядка проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Подпунктом "б" пункта 18 названных Правил предусмотрено, что в случае внесения организацией денежных средств в счет досрочного погашения кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также в случае, если сумма денежных средств возвращается организации как излишне уплаченная или излишне взысканная по решению суда или налогового органа, график погашения задолженности корректировке не подлежит. Денежные средства, поступившие в счет досрочного погашения реструктуризированной задолженности, засчитываются в счет погашения задолженности за кварталы графика, начиная с его конца.

Таким образом, специальные нормы, регулирующие порядок применения реструктуризации кредиторской задолженности организации по налогам и сборам, предусматривают исчерпывающий перечень случаев, при которых денежные средства налогоплательщика могут быть направлены на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по налогам и сборам.

При этом указанными нормами не предусмотрена возможность направления налоговым органом в одностороннем порядке каких-либо иных сумм на погашение этой задолженности. Из материалов дела не следует, что общество обращалось в налоговый орган с заявлением о направлении переплаты по налогу на прибыль на досрочное погашение реструктуризированной задолженности по данному налогу.

Следовательно, налоговый орган не может на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога в порядке досрочного погашения реструктуризированной задолженности.

Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная налогоплательщиком в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

При погашении реструктуризированной задолженности по налогам и сборам не подлежит применению принудительный порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, как указывалось выше, порядок и сроки погашения этой задолженности регулируются специальными нормами.

Несмотря на то, что обязанность налогоплательщика по уплате налога на прибыль в бюджет субъекта уже наступила, срок погашения задолженности по данному налогу перенесен в соответствии с графиком ее реструктуризации.

При соблюдении налогоплательщиком условий реструктуризации, в том числе уплаты задолженности в соответствии с утвержденным графиком, сумма реструктуризированной задолженности налоговым органом принудительно взыскана быть не может.

В соответствии с положениями Федерального закона N 110-ФЗ от 06.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" ОАО "Красноярскэнерго" была сформирована база переходного периода, с которой должен быть отдельно исчислен и уплачен налог на прибыль.

На основании статьи 10 указанного Закона, устанавливающей правила определения налоговой базы переходного периода и порядок уплаты налога по налоговой базе переходного периода, налогоплательщиком налог на прибыль подлежал уплате частями в период с 2002 года до 2006 года в установленные сроки.

Поэтому до наступления сроков уплаты соответствующей части налога, исчисленного с налоговой базы переходного периода, у налогоплательщика не возникает недоимки в понимании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, на погашение которой налоговый орган в силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного заявителем налога.

В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда для проверки наличия у ОАО "Красноярскэнерго" недоимки по налогу и задолженности по пеням, подлежащим зачислению в те же бюджеты, правильности расчета суммы процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль по итогам 2002 года и по налоговой базе переходного периода. Также арбитражному суду следует рассмотреть заявление налогового органа о взыскании судебных расходов, связанных с участием в судебном разбирательстве по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 мая 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 15 июля 2004 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-16002/03-С3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЮДИНА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок