Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Московского округа от 20 июля 2005 г. Дело N КА-А40/6598-05-П

Постановление ФАС Московского округа от 20 июля 2005 г. Дело N КА-А40/6598-05-П

Ст. 78 НК РФ не ставит право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового или отчетного периода. Основанием для подачи заявления является наличие переплаты, которая устанавливается в результате сверки.

17.10.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 июля 2005 г. Дело N КА-А40/6598-05-П

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи К., судей Т., Р., при участии в заседании от истца (заявителя): Х. - дов. от 29.04.2005 N 12-07/409-406-6; от ответчика: П. - дов. от 01.07.2005 N 07-14465, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу МИФНС РФ N 6 по Московской области на решение от 13.04.2005 Арбитражного суда Московской области, принятое В. по иску (заявлению) ОАО "Мосэнерго" о признании незаконным бездействия и о взыскании процентов к МРИ МНС РФ N 6 по Московской области,

УСТАНОВИЛ:

решением от 13.04.2005 с учетом указаний ФАС МО, изложенных в постановлении от 26.08.2004, удовлетворено требование Открытого акционерного общества "Мосэнерго" к МРИ ФНС РФ N 6 по Московской области о признании незаконным бездействия МРИ ФНС РФ N 6 по Московской области, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченного налога на прибыль, и обязании возместить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 25337 руб. 72 коп.

В части возмещения процентов в сумме 3167 руб. 22 коп. в иске отказано со ссылкой на необоснованность заявленной суммы.

Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяются в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, в иске отказать, поскольку выводы суда о нарушении срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль и возмещения процентов не основаны на материалах дела.

Отзыв на кассационную жалобу Общество не представило, просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения, поскольку выводы суда основаны на п. п. 7, 9 ст. 78, ст. ст. 52 - 55, 285 НК РФ, материалах дела.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку суд первой инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции полно и всесторонне исследовал все юридически значимые обстоятельства, правильно применил ст. 78 НК РФ, дал оценку доводам сторон и принял законное и обоснованное решение.

Выводы суда о нарушении срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль основаны на совокупности доказательств, в том числе актах сверки расчетов по платежам в бюджет л. д. 35 - 38 по состоянию на 31.12.2003, согласно которым переплата налога на прибыль по авансовым платежам, которые практически переросли в обычные налоговые платежи по налогу на прибыль, сохранилась по окончании налогового периода.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен платить.

Факт наличия переплаты по авансовым платежам по налогу на прибыль в указанной истцом сумме налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ авансовые платежи по налогу на прибыль, уплачиваемые по итогам отчетного периода, не являются налогом на прибыль и наличие переплаты можно определить только по итогам налогового периода, не может служить основанием для отказа в возврате суммы излишне уплаченных авансовых платежей.

В соответствии с положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода, а в случаях, установленных законом, - отчетного периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу пункта 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В соответствии со ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль налоговым периодом является год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, по окончании которых плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

Сумма налога на прибыль формируется не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода, а уплата налога до окончания налогового периода является способом уплаты налога и не противоречит общим принципам налогового законодательства.

Квартальные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со статьей 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.

Законодатель признает авансовые платежи налогом на прибыль, т.к. статья 287 НК РФ в своем названии указывает на сроки уплаты налога и налога в виде авансовых платежей. Таким образом, законодатель авансовые платежи приравнивает к налогу.

Из Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ "Об авансовых платежах налога на прибыль" также следует, что авансовые платежи по налогу на прибыль являются налогом и за их несвоевременную уплату производится начисление пени.

Таким образом, авансовые платежи по налогу на прибыль следует с учетом вышеизложенного признать налогом на прибыль.

Ст. 78 НК РФ не ставит право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового или отчетного периода. Основанием для подачи заявления является наличие переплаты, которая устанавливается в результате сверки. Такая сверка расчетов сторонами была проведена и налоговый орган подтвердил наличие переплаты по налогу на прибыль у налогоплательщика по окончании налогового периода.

Таким образом, у налогового органа не было законных оснований для отказа налогоплательщику в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, а за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога налоговый орган в соответствии с требованиями закона обязан уплатить истцу проценты в указанном выше размере.

Размер процентов налоговый орган не оспорил и не представил контррасчет.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.04.2005 по делу N А41-К2-23539/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС РФ N 6 по Московской области - без удовлетворения.

Произвести замену ОАО "Мосэнерго" в лице филиала "Подольские электрические сети" на правопреемника - ОАО "Московская областная электросетевая компания".

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок