Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2007 по делу N А79-919/2007

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2007 по делу N А79-919/2007

Постановление налогового органа о привлечении к ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции правомерно признано незаконным, так как закусочная является предприятием общественного питания, поскольку в ней имеется специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также для проведения досуга.

12.07.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 мая 2007 года Дело N А79-919/2007

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.01.2007 N 15 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 19.02.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств дела.
Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что закусочная "Т регион" ООО не является предприятием общественного питания, поскольку в ней имеется специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также для проведения досуга.
В судебном заседании представители Управления подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Управления, указав на законность принятого судебного акта, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.05.2007.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 08.12.2006 Инспекция провела проверку в закусочной "Т регион" (далее - закусочная), принадлежащей ООО и расположенной по адресу: Чебоксарский район, автодорога возле деревни, и установила нарушения:
- статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившееся в реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности, а именно: закусочная находится возле автозаправочной станции N 138. Расстояние между закусочной и заправочными колонками определено проверяющими визуально и составляет 50 метров;
- пункта 141 названных Правил, выразившееся в указании цены алкогольной продукции за 100 граммов продукции, а не за 0,1 литра или 0,05 литра, как того требует данная норма.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе от 23.01.2007 N 00004, на основании которого вынесено постановление от 30.01.2007 N 15 о привлечении ООО к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.
Общество обжаловало названное постановление в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктом 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции", Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о том, что Инспекция необоснованно привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Из указанной нормы следует, что перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).
В подпункте "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов.
Таким образом, автозаправочные станции относятся к источникам повышенной опасности.
В упомянутой ранее статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что прилегающие к местам нахождения источников повышенной опасности территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции" утвержден Порядок установления прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, согласно которому при определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, смешанным рынкам, автозаправочным станциям), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, необходимо учитывать удаленность объекта: от границ земельных участков мест массового скопления граждан (в том числе мест проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий) и нахождения источников повышенной опасности (в том числе вокзалов, аэропортов, оптовых продовольственных рынков, смешанных рынков, автозаправочных станций) согласно генеральным планам поселений и городских округов в радиусе не менее 100 метров.
Учитывая изложенное, является ошибочным вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о том, что названным постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики расширил понятие источников повышенной опасности, рекомендовав включить в него автозаправочные станции.
Постановлением главы администрации Чебоксарского района от 28.12.2004 N 1688 утвержден перечень территориально-обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата - ООО, согласно которому в закусочной разрешена реализация алкогольной продукции на вынос и в розлив круглосуточно без ограничения крепости. Местом расположения объекта указана, возле деревни.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Инспекция не проводила каких-либо измерений расстояния от закусочной до автозаправочной станции, она определила его визуально, то есть примерно. Данный факт ставит под сомнение вывод налогового органа о нарушении Обществом статьи 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и не может однозначно свидетельствовать о совершении Обществом административного правонарушения.
Иных данных о том, что закусочная находится возле автозаправочной станции N 138 или на прилегающей к ней территории, в материалах дела не имеется.
Согласно пункту 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указывается наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции, а также за 0,1 или 0,05 литра.
Из материалов дела видно, что, согласно пункту 3.2 Устава ООО, одним из видов деятельности Общества является деятельность ресторанов и кафе. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 15.12.2004 деятельность закусочной соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Закусочная имеет специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий, покупных товаров и для проведения досуга.
Данные факты дают основания признать, что закусочная является предприятием общественного питания.
Таким образом, ошибочным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о том, что закусочная является организацией розничной торговли.
Из представленной карты на алкогольную продукцию закусочной усматривается, что в ней указана цена не за 0,01 литра, а за 100 граммов алкогольной продукции, что формально не соответствует требования пункта 141 Правил. Однако в указанных действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указание цены за 100 граммов алкогольной продукции соответствует стоимости и объему алкогольной продукции - 0,1 литра.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики об удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 30.01.2007 N 15 о привлечении к административной ответственности.
Неправильное применение Арбитражным судом Чувашской Республики норм материального права не привело к принятию незаконного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.02.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-919/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок