Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2007 по делу N А79-919/2007

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2007 по делу N А79-919/2007

Постановление налогового органа о привлечении к ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции правомерно признано незаконным, так как закусочная является предприятием общественного питания, поскольку в ней имеется специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также для проведения досуга.

12.07.2007  

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 мая 2007 года Дело N А79-919/2007

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.01.2007 N 15 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 19.02.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств дела.
Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что закусочная "Т регион" ООО не является предприятием общественного питания, поскольку в ней имеется специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также для проведения досуга.
В судебном заседании представители Управления подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Управления, указав на законность принятого судебного акта, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.05.2007.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 08.12.2006 Инспекция провела проверку в закусочной "Т регион" (далее - закусочная), принадлежащей ООО и расположенной по адресу: Чебоксарский район, автодорога возле деревни, и установила нарушения:
- статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившееся в реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности, а именно: закусочная находится возле автозаправочной станции N 138. Расстояние между закусочной и заправочными колонками определено проверяющими визуально и составляет 50 метров;
- пункта 141 названных Правил, выразившееся в указании цены алкогольной продукции за 100 граммов продукции, а не за 0,1 литра или 0,05 литра, как того требует данная норма.
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе от 23.01.2007 N 00004, на основании которого вынесено постановление от 30.01.2007 N 15 о привлечении ООО к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.
Общество обжаловало названное постановление в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктом 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции", Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о том, что Инспекция необоснованно привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Из указанной нормы следует, что перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).
В подпункте "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов.
Таким образом, автозаправочные станции относятся к источникам повышенной опасности.
В упомянутой ранее статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что прилегающие к местам нахождения источников повышенной опасности территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 "О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции" утвержден Порядок установления прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, согласно которому при определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, смешанным рынкам, автозаправочным станциям), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, необходимо учитывать удаленность объекта: от границ земельных участков мест массового скопления граждан (в том числе мест проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий) и нахождения источников повышенной опасности (в том числе вокзалов, аэропортов, оптовых продовольственных рынков, смешанных рынков, автозаправочных станций) согласно генеральным планам поселений и городских округов в радиусе не менее 100 метров.
Учитывая изложенное, является ошибочным вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о том, что названным постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики расширил понятие источников повышенной опасности, рекомендовав включить в него автозаправочные станции.
Постановлением главы администрации Чебоксарского района от 28.12.2004 N 1688 утвержден перечень территориально-обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата - ООО, согласно которому в закусочной разрешена реализация алкогольной продукции на вынос и в розлив круглосуточно без ограничения крепости. Местом расположения объекта указана, возле деревни.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Инспекция не проводила каких-либо измерений расстояния от закусочной до автозаправочной станции, она определила его визуально, то есть примерно. Данный факт ставит под сомнение вывод налогового органа о нарушении Обществом статьи 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и не может однозначно свидетельствовать о совершении Обществом административного правонарушения.
Иных данных о том, что закусочная находится возле автозаправочной станции N 138 или на прилегающей к ней территории, в материалах дела не имеется.
Согласно пункту 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указывается наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции, а также за 0,1 или 0,05 литра.
Из материалов дела видно, что, согласно пункту 3.2 Устава ООО, одним из видов деятельности Общества является деятельность ресторанов и кафе. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 15.12.2004 деятельность закусочной соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Закусочная имеет специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий, покупных товаров и для проведения досуга.
Данные факты дают основания признать, что закусочная является предприятием общественного питания.
Таким образом, ошибочным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о том, что закусочная является организацией розничной торговли.
Из представленной карты на алкогольную продукцию закусочной усматривается, что в ней указана цена не за 0,01 литра, а за 100 граммов алкогольной продукции, что формально не соответствует требования пункта 141 Правил. Однако в указанных действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указание цены за 100 граммов алкогольной продукции соответствует стоимости и объему алкогольной продукции - 0,1 литра.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики об удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 30.01.2007 N 15 о привлечении к административной ответственности.
Неправильное применение Арбитражным судом Чувашской Республики норм материального права не привело к принятию незаконного судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.02.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-919/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

12
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.