Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.11.2023 г. № Ф08-10928/2023 по делу № А20-4871/2022

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.11.2023 г. № Ф08-10928/2023 по делу № А20-4871/2022

Фонд пенсионного и социального страхования указывал на неисполнение обществом требований об оплате в добровольном порядке штрафа, начисленного в соответствии со ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования".

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество самостоятельно выявило и устранило ошибки в отчетности путем представления дополнительных сведений, в связи с чем основания для взыскания штрафа отсутствуют.

20.03.2024Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2023 г. по делу N А20-4871/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "МЗС-Профит", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А20-4871/2022, установил следующее.

Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отделение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МЗС-Профит" (далее - общество) о взыскании штрафов за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования за январь, май, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года на общую сумму 115 тыс. рублей.

Определением суда произведена процессуальная замена государственного учреждения - отделения Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - отделение, фонд).

Решением от 18.05.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2023, в удовлетворении требования отказано.

Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку общество самостоятельно выявило ошибки и скорректировало отчетность по форме СЗВ-М до обнаружения ошибок фондом.

В кассационной жалобе и дополнении к ней отделение просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требования. Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов противоречат Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н), согласно которой в случае предоставления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены, и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок. Податель кассационной жалобы считает, что поскольку форма СЗВ-М "исходная" представлена на 1 застрахованное лицо своевременно, у отделения не возникало обязанности направления уведомления о выявлении ошибок, в связи с чем, последующее представление формы СЗВ-М "дополняющая" на 231 застрахованное лицо не может рассматриваться как основание для освобождения общества от ответственности в связи с самостоятельным исправлением ошибки.

Отзыв на кассационную жалобу в суд кассационной инстанции не поступил.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с дополнением, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество 17.11.2021 зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1210700005482 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Отделение провело проверку общества по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за ноябрь, декабрь 2021 года, за январь, февраль, март, апрель, май 2022 года, в ходе которой установило, что общество 13.07.2022 и 14.07.2022 представило сведения по форме СЗВ-М, тип формы "дополняющая" за ноябрь 2021 года на 20 и 13 застрахованных лиц, за декабрь 2021 года на 20 и 13 застрахованный лиц, за январь 2022 года на 20 и 13 застрахованных лиц, за февраль 2022 года на 20 и 13 застрахованных лиц, за март 2022 года на 20 и 13 застрахованных лиц, за апрель 2022 года на 20 и 13 застрахованных лиц, за май 2022 года на 20 и 13 застрахованных лиц с нарушением установленных сроков и составило акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.07.2022 N 005S18220001804, N 005S18220001805, N 005S18220001806, N 005S18220001807, N 005S18220001808, N 005S18220001809, N 005S18220001810, N 005S18220001811, N 005S18220001812, N 005S18220001813, N 005S18220001814, N 005S18220001815, N 005S18220001816, N 005S18220001817.

По результатам проверки фонд принял решения от 26.08.2022 N 005S19220001911, N 005S19220001912, N 005S19220001913, N 005S19220001914, N 005S19220001915, N 005S19220001917, N 005S19220001918, N 005S19220001919, N 005S19220001920, N 005S19220001921, N 005S19220001923, N 005S19220001924, N 005S19220001928, N 005S19220001931 о привлечении общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа на общую сумму 115 тыс. рублей.

Направленные обществу требования от 19.09.2022 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке общество не исполнило, что послужило основанием для обращения отделения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Фонда Российской Федерации сведения о работающих у него по трудовому договору лицах, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Данной норме корреспондирует обязанность органов фонда обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные Законом N 27-ФЗ и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также праву требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным (статья 16 Закона N 27-ФЗ).

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н) предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц в определенном Инструкцией N 211н порядке.

Согласно абзацу 4 пункта 40 Инструкции N 211н, действовавшей в спорном периоде, в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

Судебные инстанции установили и исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 1, 11, 15, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцией N 211н, пунктом 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, пунктом 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного отделением требования.

Судебные инстанции установили, что первоначально общество представило учреждению сведения по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года на одно застрахованное лицо.

13 и 14 июля 2022 года общество представило форму СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года на 231 застрахованное лицо, при этом, как установили судебные инстанции, отделение не направляло обществу уведомления о наличии ошибок при представлении сведений по форме СЗВ-М "исходная" за указанные периоды. Доказательства обратного отделение не представило. Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о самостоятельном обнаружении обществом и исправлении им ошибок, допущенных при представлении сведений по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года путем направления формы СЗВ-М "дополняющая", а, следовательно, реализации им права, предусмотренного статьей 15 Закона N 27-ФЗ, путем предоставления учреждению сведений по форме СЗВ-М "дополняющая".

Положения абзаца четвертого пункта 40 Инструкции N 211н, на которые ссылается отделение, подлежат применению с учетом предусмотренного Законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений, поскольку цель законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц, что правомерно учтено судебными инстанциями.

Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения отделением, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май 2022 года, скорректировав их путем представления дополнительных сведений за указанные периоды, что позволяет не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, тогда как избранный отделением подход лишает страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не включенных в первоначальные сведения застрахованных лиц, что нельзя признать правомерным.

Указанный правовой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, от 01.04.2021 N 308-ЭС21-2363, от 15.10.2021 N 302-ЭС21-18239.

С учетом изложенного, судебные инстанции обоснованно отказали учреждению в удовлетворении требования о взыскании с общества финансовых санкций на общую сумму 115 тыс. рублей по решениям от 26.08.2022 N 005S19220001911, N 005S19220001912, N 005S19220001913, N 005S19220001914, N 005S19220001915, N 005S19220001917, N 005S19220001918, N 005S19220001919, N 005S19220001920, N 005S19220001921, N 005S19220001923, N 005S19220001924, N 005S19220001928, N 005S19220001931 за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ на общую сумму 115 тыс. рублей.

Доводы фонда, в том числе о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего учредителя общества Михайленко Залины Сефовны, исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды не установили.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 по делу N А20-4871/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

Л.Н.ВОЛОВИК

 

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Л.А.ЧЕРНЫХ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок