Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2022 г. № Ф02-5234/2022 по делу № А19-4498/2022

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.11.2022 г. № Ф02-5234/2022 по делу № А19-4498/2022

Оспариваемым решением налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа.

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представление налогоплательщиком выписки, в которой отсутствует информация о наименовании плательщика/получателя денежных средств, реквизитах банка и счета, с которого списываются (или на который поступают) денежные средства на счет (со счета) налогоплательщика не является надлежащим исполнением обязанности, предусмотренной законом.

30.11.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2022 г. по делу N А19-4498/2022

 

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рудых А.И.,

судей: Ананьиной Г.В., Шелеминой М.М.,

при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области и Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области - Болдыревой В.Г. (доверенности от 11.08.2022 N 05-13/17984, от 04.10.2022 N 08-11/017852, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Альфа-Банк" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июня 2022 года по делу N А19-4498/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года по тому же делу,

 

установил:

 

акционерное общество "Альфа-Банк" (ОГРН 1027700067328, ИНН 7728168971, далее - общество, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (ОГРН 1083808014377, ИНН 3808185774, далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения инспекции от 14.09.2021 N 12-32/2814 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022, в удовлетворении требования отказано.

Банк в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (статьи 86, 135.1 НК РФ, статьи 93.1 НК РФ, Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), приказ ФНС России от 31.12.2019 N ММВ-7-2/679@ "Об утверждении форм представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов" (далее - Приказ N ММВ-7-2/679@), Правила осуществления перевода денежных средств, утвержденные Положениями Банка России от 29.06.2021 N 762-П (далее - Правила N 762-П), Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" (далее - Положение N 266-П)), решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2020 года N АКПИ20-180, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.

По мнению заявителя кассационной жалобы: истребуемые сведения не могли быть представлены по запросу налогового органа в связи с их отсутствием, поскольку банк не запрашивает данные сведения у клиентов в силу требований законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

На дату судебного заседания отзывы на кассационную жалобу в канцелярию суда округа не поступили.

Банк о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 121 - 123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), письмом от 05.11.2022 ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Присутствовавший в судебном заседании представитель инспекции и Управления против доводов кассационной жалобы возразил, указывая на их несостоятельность, просил оставить решение и постановление в силе.

Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд округа приходит к следующим выводам.

09.07.2021 налоговым органом в адрес банка направлен запрос о представлении выписок о движении денежных средств по лицевым счетам физического лица Ефремова Максима Юрьевича за период с 01.01.2017 по 24.06.2021 (в рамках мероприятий налогового контроля).

09.07.2021 представлены файлы, из анализа которых инспекцией установлено частичное отсутствие в выписке сведений, позволяющих идентифицировать контрагентов Ефремова М.Ю. и их реквизиты (ИНН и наименование получателя/плательщика).

Решением инспекции от 14.09.2021 N 12-32/2814 общество привлечено ответственности по статье 135.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 2 500 рублей.

Полагая указанное решение незаконным, нарушающим его права и интересы, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, банк обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого решения инспекции.

Оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суд округа не усматривает исходя из следующего.

Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам, в том числе выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом Федеральной налоговой службы России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/520@).

Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/460@) утверждены формы и форматы направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме. Каких-либо иных форм и порядка направления налоговым органом в банк запросов о представлении выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.

Формы выписок и справок, в соответствии с которыми банк представляет информацию по запросам налоговых органов, утверждены Приказом N ММВ-7-2/679@.

В соответствии с положениями приложений N 2, N 3 к данному приказу представляемые банками выписки должны содержать, в том числе: ФИО лица, в отношении которого предоставляется выписка по операциям на счетах; ИНН лица; номер счета; реквизиты документа, на основании которого была совершена операция по счету (специальному банковскому счету); реквизиты банка плательщика/банка получателя средств; реквизиты плательщика/получателя денежных средств; сумма операции по счету; назначение платежа (в данную графу переносится без изменений вся информация из реквизитов, предназначенных для указания назначения платежа и дополнительной информации о платеже).

Таблица N 2 приложения N 3 к Приказу N ММВ-7-2/679@ составляется путем переноса информации, необходимой для заполнения данной таблицы, из реквизитов документов, являющихся основанием для проведения операций, в соответствующие графы таблицы.

Банком России утверждено Описание форматов электронных документов, направляемых банками (филиалами банков), подразделениями Банка России в налоговые органы, а также электронных сообщений, используемых при взаимодействии банков (филиалов банков), подразделений Банка России и налоговых органов (Описание форматов "Налог") (Версия от 25.09.2020) (далее - Описание).

Так, согласно пункту 5.4 Описания "Описание реквизитов дополнительного файла" обязательно указание следующих полей: 9.4.7. "НазПлат" - назначение платежа; 9.4.10. "РеквДок" - реквизиты документа, на основании которого совершена операция по счету, перевод электронных денежных средств; 9.4.12. "РеквПлат" - реквизиты плательщика (получателя) денежных средств; 9.4.12.1. "НаимПП" - наименование организации или ФИО плательщика (получателя); 9.4.12.2. "ИННПП" - ИНН/КИО плательщика (получателя), при отсутствии данных указывается "0"; 9.4.12.3. "КПППП" - КПП плательщика (получателя), при отсутствии данных указывается "0"; 9.4.12.4 "НомСЧПП" - номер счета (специального банковского счета), вклада (депозита), идентификатор (номер) ЭСП в российском банке или в банке-нерезиденте.

В соответствии с положениями статьи 135.1 НК РФ непредставление банком, кредитной организацией, в том числе выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ и (или) несообщение об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК РФ, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Налоговый кодекс Российской Федерации, регламентируя исполнение банком обязанности по представлению информации по запросам налоговых органов, предусматривает, что такая информация должна представляться по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Совокупность сведений, подлежащая отражению банком в выписке по операциям на счете, должна обеспечить возможность проведения налогового контроля.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ по общему правилу организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, и (или) выгодоприобретателя.

В силу пункта 4.2 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации-эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей.

Кроме того, согласно пункту 1.14 Положения N 266-П при выдаче платежной карты, совершении операций с использованием платежной карты кредитная организация обязана идентифицировать ее держателя в соответствии со статьей 7 Закона N 115-ФЗ.

Таким образом, при осуществлении перевода денежных средств с использованием банковской карты проводится идентификация клиента.

Согласно пункту 1.9 Правил N 383-П (утратили силу) и Правил N 762-П (действующие) перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях. Перечень и описание реквизитов распоряжений (платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера) определены в вышеуказанных Правилах.

В соответствии с пунктом 1.11 Правил N 762-П распоряжения, для которых не установлены перечень реквизитов и формы, составляются отправителями распоряжений с указанием установленных банком реквизитов, позволяющих банку осуществить перевод денежных средств, и по формам, установленным банком или получателем средств по согласованию банком.

Банк вправе согласно пунктам 1.22, 1.24 Правил N 762-П в целях осуществления перевода денежных средств составлять распоряжения электронном виде, на бумажных носителях на основании распоряжений в электронном виде, на бумажных носителях, принятых к исполнению от отправителей распоряжений.

При этом банк обеспечивает неизменность реквизитов распоряжений, указанных их отправителями, за исключением реквизитов банка плательщика (при составлении им распоряжения), банков-посредников, а также за исключением случая уточнения банком реквизитов распоряжений.

Таким образом, предоставление банком выписки, в которой отсутствует информация о наименовании плательщика/получателя денежных средств, реквизитах банка и счета, с которого списываются (или на который поступают) денежные средства на счет (со счета) налогоплательщика не является надлежащим исполнением обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 86 НК РФ.

Правильно применив положения данных норм права, установив изложенные выше обстоятельства, которые заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности наличия в действиях банка состава вменяемого ему налогового правонарушения; о законности и обоснованности оспариваемого решения и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Установленные судами по настоящему делу факты и выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, исследование и оценка которых и распределение между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств осуществлена судами с соблюдением требований главы 7, статей 189 и 200 АПК РФ.

Вопреки утверждению банка положения приведенных выше норм права, а также статей 86, 135.1 НК РФ, статьи 7 Закона N 115-ФЗ, приказа N ММВ-7-2/679@, Правил N 762-П, Положения N 266-П истолкованы и применены судами к установленным по настоящему делу фактам правильно.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущены опечатки: имеется в виду Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.06.2020 N АКПИ20-180 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3.2 Положения Банка России от 29.01.2018 N 630-П".

С учетом установленных по данному делу фактов ссылка банка на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2020 N АКПИ20-18 несостоятельна.

Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.

В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июня 2022 года по делу N А19-4498/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

А.И.РУДЫХ

 

Судьи

Г.В.АНАНЬИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Ответственность за нарушение налогового законодательства
  • 25.01.2023  

    Налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, так как им не был исчислен, удержан и перечислен в бюджетную систему РФ налог с доходов иностранной компании от источников в РФ.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций в рамках рассматриваемого агентского соглашения не подтверждена.

  • 25.01.2023  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены УСН, пени и штраф.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку занижение предпринимателем налоговой базы по УСН, повлекшее неуплату соответствующего налога в бюджет РФ, наносит существенный вред интересам государства, так как посягает на его экономическую стабильность в современных экономических условиях.

  • 18.12.2022  

    Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники случаях.

    Итог: требование удовлетворено в части: штраф заменен на предупреждение, поскольку установлено, что при осуществлении расчетов в торговом объекте предпринимателя чек на товар не был напечатан


Вся судебная практика по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
  • 30.01.2023  

    Определением удовлетворено заявление конкурсного управляющего о разрешении разногласий и установлении календарной очередности погашения текущих обязательств должника пятой очереди в соответствии с п. 2 ст. 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    Итог: определение отменено, поскольку между сторонами фактически отсутствуют разногласия по размеру и очередности погашения текущих платежей пятой очереди. Ук

  • 16.01.2023  

    Налогоплательщик уплатил земельный налог в сумме меньшей, чем указано в уведомлении об уплате налога, так как в отношении отдельных участков налоговый орган неверно рассчитал налог. В связи с неполной уплатой суммы земельного налога было сформировано оспариваемое требование.

    Итог: требование удовлетворено, так как налоговому органу было достоверно известно об изменении кадастровой стоимости спорных земель

  • 28.12.2022  

    Участник общества ссылается на то, что аудиторская проверка так и не была проведена.

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку законом не предусмотрено предоставление удаленного доступа к компьютерным программам общества.


Вся судебная практика по этой теме »