Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2020 г. № Ф08-8903/2020 по делу № А20-5385/2019

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2020 г. № Ф08-8903/2020 по делу № А20-5385/2019

Налоговый орган начислил НДС, ссылаясь на неправомерное применение обществом налоговых вычетов по операциям, связанным с приобретением и реализацией имущества контрагента, признанного несостоятельным (банкротом).

Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при заключении с контрагентом договора поставки нефтепродуктов общество не могло не знать о том, что он находится в стадии банкротства, а реализованные товары им не произведены и не облагаются НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

11.11.2020Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2020 г. по делу N А20-5385/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2020 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725000015, ОГРН 1090721002360) - Слоновой Е.Х. (доверенность от 30.12.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эльбруспойнт" (ИНН 0725012211, ОГРН 1130725001648), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "НК Роснефть" - Кабардино-Балкарская топливная компания", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эльбруспойнт" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу N А20-5385/2019, установил следующее.

ООО "Эльбруспойнт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по городу Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - инспекция) от 01.08.2019 N 442 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании инспекции устранить нарушения прав и законных интересов общества, допущенные принятием решения 01.08.2019 N 442 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением от 12.12.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ПАО "НК Роснефть" - Кабардино-Балкарская топливная компания" (далее - поставщик).

Решение от 01.04.2020 требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 01.08.2019 N 442. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества. Судебный акт мотивирован отсутствием доказательств прекращения поставщиком хозяйственной деятельности, что послужило основанием для вывода о праве общества на налоговый вычет.

Постановлением от 09.07.2020 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 01.04.2020, в удовлетворении требований общества отказал.

Судебный акт мотивирован тем, что выставление счета-фактуры с выделением НДС организацией, признанной решением арбитражного суда несостоятельным (банкротом), не является основанием для применения налогового вычета для ее контрагента.

Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 09.07.2020, оставить в силе решение суда от 01.04.2020. Заявитель жалобы указал, что нефтепродукты, реализованные обществу, не включены в конкурсную массу и реализованы в рамках текущей хозяйственной деятельности поставщика с выставлением соответствующих счетов-фактур с выделенной суммой НДС. Указанные суммы НДС отражены в налоговых декларациях поставщика за 4 квартал 2018 года и уплачены в бюджет в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Представитель инспекции в судебном заседании просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной обществом налоговой декларации от 09.04.2019 по НДС за 4 квартал 2018 года, в ходе которой установила, что общество в нарушение подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса неправомерно приняло к вычету 1 642 055 рублей НДС, по счетам-фактурам, выставленным поставщиком, признанным решением суда от 20.03.2017 (резолютивная часть от 14.03.2017) по делу N А20-90/2015 несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

По результатам проверки инспекция составила акт от 10.05.2018 N 17144 и вынесла решение от 01.08.2019 N 442 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде 656 822 рублей штрафа. Обществу предложено уплатить 1 642 055 рублей недоимки по НДС.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17.09.2019 N 03/1-03/09901@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции от 01.08.2019 N 442 - без изменения.

Не согласившись с решением инспекции от 01.08.2019 N 442, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно статье 143 Кодекса плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Операции, не признаваемые объектом обложения НДС, указаны в пункте 2 статьи 146 Кодекса.

Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен подпунктом 15, действующим с 01.01.2015, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Таким образом, с 01.01.2015 в силу подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должника, признанного в соответствии с российским законодательством несостоятельным (банкротом), не являются объектом обложения НДС.

Продажа имущества (товаров) организации-банкрота с 01.01.2015 должна осуществляться без НДС и без выделения его в продажной стоимости в первичных и платежных документах и без выставления счета-фактуры (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2017 N 309-КГ17-8703). Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 по делу N АКПИ17-1162.

Судебные инстанции установили, что поставщик решением суда 20.03.2017 по делу N А20-90/2015 признан несостоятельным (банкротом), следовательно, реализация им имущества, в том числе приобретенного для последующей реализации, в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса не облагается НДС.

Суды учли, что Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.12.2019 N 41-П (далее - постановление N 41-П) исходит из того, что покупатель вправе принять к вычету НДС, который ему предъявила организация-банкрот при реализации продукции, произведенной в текущей деятельности.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, поставщик самостоятельно не изготавливал нефтепродукты, реализованные обществу, а приобрел их у сторонних организаций для последующей реализации. Более того, в проверяемый период поставщик не осуществлял производственной деятельности. Доказательства обратного общество в материалы дела не представило.

Как следует из положений статей 2, 126, 129, 139 и 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" основной задачей конкурсного производства является реализация конкурсной массы должника для целей наиболее полного и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, приобретение поставщиком нефтепродуктов с целью их дальнейшей перепродажи не относится к задачам и целям конкурсного производства и не может, в рассматриваемом случае, признаваться деятельностью по производству товаров в процессе хозяйственной деятельности, указанной в постановлении N 41-П. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт производства нефтепродуктов самим поставщиком.

Суды также указали, что при заключении с поставщиком договора на поставку нефтепродуктов от 09.06.2018 общество не могло не знать о том, что поставщик с 2015 года находится в стадии банкротства, а реализованные обществу товары им не произведены и не изготовлены.

С учетом изложенного доводы общества о том, что подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусматривает исключение из объекта налогообложения только операций по реализации должником-банкротом имущества, включенного в конкурсную массу, а приобретенная для последующей реализации продукция подлежит налогообложению по НДС, основаны на неверном толковании норм права.

Выставление счета-фактуры с выделением НДС организацией, признанной решением арбитражного суда несостоятельным (банкротом), равно как и уплата поставщиком (банкротом) в бюджет НДС по такому счету-фактуре не является основанием для ее контрагента на применение налогового вычета.

С учетом пункта 2.3 постановления N 41-П, положения пункта 5 статьи 173 Кодекса не применяются в отношении товаров, операции по реализации которых не признаются объектом обложения НДС.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по операциям, связанным с приобретением и реализацией имущества поставщика, не произведенной последним, и признанного несостоятельным (банкротом).

Вывод суда апелляционной инстанции об обоснованности оспариваемого решения инспекции основан на полном и всестороннем исследовании представленных в дело доказательств и правильном применении норм права.

Судебные инстанции установили, что инспекцией обеспечена возможность участия общества в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки в соответствии с требованиями статей 100 и 101 Кодекса. Доказательства обратного общество не представило.

Ссылка общества на судебную практику по другим делам отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не совпадающих с обстоятельствами данного дела.

Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают.

Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2020 по делу N А20-5385/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

 

Судьи

Т.Н.ДРАБО

Л.А.ЧЕРНЫХ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок