Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.01.2020 г. № Ф09-8663/19 по делу № А76-43075/2018

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.01.2020 г. № Ф09-8663/19 по делу № А76-43075/2018

Органом со счета предпринимателя, применявшего УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", списаны страховые взносы, пени.

Итог: требование удовлетворено, поскольку размер взносов подлежал определению с учетом доходов предпринимателя, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, предприниматель на момент направления ему органом требования полностью уплатил взносы в соответствующем размере.

10.01.2022Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2020 г. N Ф09-8663/19

 

Дело N А76-43075/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2020 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.07.2019 по делу N А76-43075/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:

индивидуального предпринимателя Клементьева Дмитрия Владимировича (далее - предприниматель) - Тимофеев С.К. (доверенность от 07.07.2017);

инспекции - Удовицкая С.А. (доверенность от 09.01.2020), Чечеткина А.В. (доверенность от 09.01.2020).

 

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции по списанию с расчетного счета денежных средств в сумме 135 013 руб. 69 коп. мемориальным ордером от 28.08.2018 N 17379 и просил обязать инспекцию возвратить на расчетный счет предпринимателя денежные средства в сумме 135 013 руб. 69 коп. (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 05.07.2019 (судья Кунышева Н.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 (судьи Киреев П.Н., Плаксина Н.Г., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Заявитель жалобы полагает, что из системного толкования положений подпункта 3 пункта 9 статьи 430, пункта 1 статьи 41, статьи 346.15, статей 248, 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходом для целей расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), является конкретная экономическая выгода от сделки или совокупности сделок индивидуального предпринимателя, выраженная в суммовом выражении без учета расходов. При этом, к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, не подлежит применению, поскольку выводы Конституционного Суда Российской Федерации в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода; законодатель целенаправленно разделил порядок исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения (подпункт 1 пункта 9 статьи 430 НК РФ), и порядок исчисления такого дохода для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, в частности, УСН (подпункт 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ).

По мнению заявителя жалобы, судами не принята во внимание позиция, изложенная в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц; решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 отказано в удовлетворении заявления гражданина о признании недействующим письма Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, определением апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 указанное решение оставлено без изменений.

Инспекция указывает на то, что функции по ведению разъяснительной деятельности по законодательству о налогах и сборах закреплены в статье 32 НК РФ, где определено, что налоговым органам необходимо руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; письменные разъяснения Минфина России по законодательству о налогах и сборах относятся к официальному толкованию; по своей природе это легальное толкование, поскольку предполагает разъяснение нормативных правовых актов, изданных другими органами, оно основано на прямом указании закона, определяющего компетенцию соответствующего государственного органа.

Заявитель жалобы считает, что поскольку величина полученного предпринимателем за 2017 год дохода превысила 300 000 руб., налоговым органом в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в фиксированном размере: 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб., из них плательщиком страховые взносы уплачены полностью на общую сумму 23 400 руб.; 1% от суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 000 руб. за расчетный период (17 846 840 - 300 000) x 1%) = 175 468 руб. 40 коп. Страховые взносы плательщиком уплачены частично (уплачены с дохода свыше 300 000 руб. с учетом расходов в размере 15 168 руб. 60 коп.).

Таким образом, учитывая, что в целях определения размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период, а расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются, следовательно, налоговым органом правомерно начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 в размере 198 868 руб. 40 коп. (175 468 руб. 40 коп. + 23 400 руб.), соответственно, по состоянию на 24.08.2018 с учетом произведенной оплаты у предпринимателя образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в сумме 135 013 руб. 69 коп. Учитывая изложенное, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии исходя из суммы дохода, превышающей 300 000 руб., и пени начислены инспекцией предпринимателю правомерно.

 

Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель начиная с 01.01.2007, применял УСН с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов"; предпринимателем 14.03.2018 представлена первичная налоговая декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, согласно которой сумма полученных доходов за 2017 год составила 17 812 315 руб.

С 14.02.2017 предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД). Из налоговых деклараций по ЕНВД за I - IV кварталы 2017 года, представленных предпринимателем в налоговый орган, следует, что налоговая база по ЕНВД за 2017 год составила 34 525 руб.

Налоговым органом на основании указанных деклараций определена сумма доходов в 2017 году, которая составила 17 846 840 руб.

Налоговый орган, руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, исчислил страховые взносы исходя из суммы дохода, полученного предпринимателем в соответствии со следующим расчетом: 23 400 руб. (7500 x 26% x 12 месяцев) (до 31.12.2017), из них плательщиком уплачены страховые взносы на общую сумму 23 400 руб.; 175 468 руб. 40 коп. ((17 846 840 - 300 000) x 1%) (1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя за 2017 год, превышающего 300 000 руб.).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ принимается фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленный в сумме 163 800 руб. (8 x 7500 x 26% x 12 мес. - 23 400) (до 01.07.2018), из них плательщиком не уплачены страховые взносы на общую сумму 135 358 руб. 90 коп.

Налоговым органом выставлено требование от 03.08.2018 N 6418 об уплате страховых взносов в сумме 135 358 руб. 90 коп. в срок до 24.08.2018.

Поскольку в срок, установленный в требовании, обязанность по уплате страховых взносов не исполнена, инспекцией принято решение от 27.08.2018 N 10078 о взыскании страховых взносов, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в сумме 136 372 руб. 96 коп.; страховые взносы в сумме 135 358 руб. 90 коп. и пени в сумме 1014 руб. 06 коп. списаны с расчетного счета налогоплательщика 28.08.2018.

Полагая, что действия инспекции по списанию с расчетного счета денежных средств нарушают его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что размер подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов за 2017 г., подлежал определению с учетом доходов предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 утратил силу. С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ.

В соответствии со статьей 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 названной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 указанного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено названной статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 НК РФ.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

В соответствии со статьей 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Такой вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 27 Обзора судебной практики N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017.

С учетом указанных разъяснений высших судов при разрешении возникшего между сторонами спора суды правомерно руководствовались тем, что в целях определения размера подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов за 2017 г. следовало учитывать доходы предпринимателя за этот период, уменьшенные на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Судами установлено, что предприниматель в спорный период применял УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Общий доход предпринимателя за 2017 год составил 17 846 840 руб., расходы по УСН - 15 995 459 руб., сумма уплаченных и взысканных страховых взносов составила - 173 927 руб. 50 коп., сумма страховых взносов, подлежащая уплате в фиксированном размере и с дохода свыше 300 000 руб. с учетом расходов, составила 38 513 руб. 81 коп.

Таким образом, предприниматель на момент направления ему требования от 03.08.2018 N 6418 полностью исполнил свои обязательства по уплате страховых взносов в фиксированном размере и переменную часть страховых взносов (1% от дохода, превышающего 300 000 руб.), соответственно, сумма излишне взысканных страховых взносов составила 135 013 руб. 69 коп.

При указанных обстоятельствах суды правомерно признали незаконными действия инспекции по взысканию страховых взносов за 2017 года сумме 135 013 руб. 69 коп. по мемориальному ордеру от 27.08.2018 N 17379 и обязали налоговый орган восстановить нарушенное право предпринимателя путем возврата ему излишне взысканных страховых взносов и пени в сумме 135 013 руб. 69 коп., поскольку с учетом документально подтвержденных доходов и расходов предпринимателя за спорный период, оснований для взыскания страховых взносов у налогового органа не имелось.

Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.07.2019 по делу N А76-43075/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

О.Г.ГУСЕВ

 

Судьи

Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Е.А.ПОРОТНИКОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок