Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2019 г. № Ф06-55401/2019 по делу № А12-17215/2019

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2019 г. № Ф06-55401/2019 по делу № А12-17215/2019

Плательщик страховых взносов ссылался на то, что с его счета незаконно списана сумма страховых взносов, оспариваемым решением в возврате указанной суммы отказано, поскольку переплата по страховым взносам не подтверждена.

Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате налогоплательщиком, произведен налоговым органом с нарушением норм действующего законодательства исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период, без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов.

08.04.2020Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2019 г. N Ф06-55401/2019

 

Дело N А12-17215/2019

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Ольховикова А.Н., Мухаметшина Р.Р.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019

по делу N А12-17215/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя Карпова Сергея Ивановича (ИНН 343301239063, ОГРНИП 316344300070481) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области о признании незаконными решений, возврате излишне уплаченных страховых взносов,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Карпов Сергей Иванович (далее - ИП Карпов С.И., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Волгоградской области (далее - инспекция, МИФНС России N 3 по Волгоградской области) о признании недействительными решения от 24.08.2018 N N 28318, 28319, 28320, 28321; обязании МИФНС России N 3 по Волгоградской области возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы в размере 24 067,62 руб.; признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 10.12.2018 N 1292.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2019 требования предпринимателя удовлетворены.

Суд признал недействительными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации решения инспекции об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора страховых взносов, пеней, штрафа) от 24.08.2018 N N 28318, 28319, 28320, 28321.

Кроме того, суд обязал МИФНС России N 3 по Волгоградской области возвратить ИП Карпову С.И. излишне уплаченные страховые взносы в размере 24 067,62 руб.

Суд также взыскал с инспекции в пользу предпринимателя расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 200 руб.

В остальной части требований суд отказал.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2019 оставлено без изменения.

Инспекция, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ИП Карпов С.И. состоит на учете в МИФНС России N 3 по Волгоградской области и применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

ИП Карпов С.И. состоит на учете в МИФНС России N 3 по Волгоградской области и применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2017 год предпринимателем получен доход в размере 3 605 862 руб. Расходы предпринимателя за 2017 год составили 2 406 783 руб.

Предпринимателем самостоятельно были исчислены страховые взносы, рассчитанные с разницы между полученными в 2017 году доходами и произведенными расходами за вычетом 300 000 руб., и уплачена сумма страховых взносов в размере 8 991 руб. по платежному поручению от 08.06.2018 N 125.

Кроме того, платежными поручениями от 20.03.2018 N 111 и от 13.06.2018 N 2 предпринимателем уплачены страховые взносы в сумме 13 272,48 руб.

06.07.2018 МИФНС России N 3 по Волгоградской области выставлено требование N 67745, согласно которому предпринимателю в срок до 30.07.2018 предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в сумме 10 795,14 руб., пени в размере 10,44 руб.

Указанная сумма страховых взносов списана со счета Предпринимателя, что подтверждается инкассовыми поручениями от 06.08.2018 N 219062, от 06.08.2018 N 219063.

14.08.2018 ИП Карпов С.И. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Инспекцией, по результатам рассмотрения заявления предпринимателя, 24.08.2018 года приняты решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) NN 28321, 38320, 28319, 28318, поскольку мероприятиями налогового контроля не подтверждена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.

Не согласившись с указанными решениями, ИП Карпов С.И. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области) с апелляционной жалобой. Решением УФНС России по Волгоградской области от 10.12.2018 N 1292, жалоба оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями об отказе в возврате страховых взносов и пени, ИП Карпов С.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования предпринимателя, суды правомерно руководствовались следующим.

Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Признание утратившим силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и введение в действие с 01.01.2017 главы 34 Кодекса не изменили ранее действовавший порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Судами установлено, что налоговый орган производил расчет страховых взносов за 2017 год от общей суммы дохода предпринимателя без учета фактически произведенных им расходов, в результате сумма страховых взносов за 2017 год составила 33 058,62 руб.

Как верно указали суды, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, экономическая обоснованность установления расчетной базы для обложения страховыми взносами предполагает установление расчетной базы в зависимости от размера дохода индивидуального предпринимателя и предполагает при определении размера дохода учет понесенных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет избыточное финансовое обременение индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8, часть 1 статьи 34 и часть 1 статьи 35).

В связи с этим при определении дохода индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, расчетная база подлежит определению с учетом требования пункта 2 статьи 346.18 НК РФ.

Таким образом, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017 год, подлежала учету информация о доходах предпринимателя за этот период, уменьшенных на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженных в налоговых декларациях.

В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Указанная позиция поддержана в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма недействующим.

Однако, налоговым органом не принята во внимание позиция Верховного Суда Российской Федерации, отраженная в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017. Согласно указанному пункту Обзора, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Кроме того, как верно указали суды, предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации по делу N АКПИ18-273 являлись не положения законодательных актов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а наличие у письма Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.18 N 03-15-07/8369 нормативных свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

На основании изложенного доводы налогового органа о том, что расчет размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с учетом произведенных расходов, должен производиться только индивидуальными предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения, являются не состоятельными.

При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

Эти доводы не опровергают сделанных судами первой и апелляционной инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены законных и обоснованных судебных актов по настоящему делу.

Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.

Переоценка выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Несмотря на то, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции инспекцией обжалуются в полном объеме, доводов об оспаривании указанных судебных актов в части пропуска предпринимателем срока на обжалование ненормативных актов налогового органа, а также отказа судом в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительным решения УФНС России по Волгоградской области от 10.12.2018 N 1292 кассационная жалоба не содержит, поэтому законность обжалованных судебных актов в указанной части судебной коллегией не проверяется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.08.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 в обжалуемой части по делу N А12-17215/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

М.В.ЕГОРОВА

 

Судьи

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Р.Р.МУХАМЕТШИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок