Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2019 г. № Ф07-15797/2019 по делу № А42-3735/2019

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2019 г. № Ф07-15797/2019 по делу № А42-3735/2019

Предпринимателю, применявшему УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", страховые взносы исчислены в размере 1 процента от суммы полученного плательщиком дохода, превышающего 300 000 руб.

Итог: требование удовлетворено, поскольку сумма страховых взносов исчислена с общей суммы дохода без учета произведенных расходов, доначисление страховых взносов сверх фиксированного платежа является неправомерным.

05.02.2020Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2019 г. по делу N А42-3735/2019

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А., при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску Тишининой Н.М. (доверенность от 18.12.2019 N 14-11/050187), рассмотрев 09.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А42-3735/2019,

 

установил:

 

Индивидуальный предприниматель Гоглев Александр Васильевич, ОГРНИП 304519026800214 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 4, ОГРН 1045100223850, ИНН 5190100360 (далее - Инспекция), от 09.07.2018 N 23566.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 19.06.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает на то, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П), не подлежит применению к настоящему спору. Инспекция полагает, что законодатель, устанавливая специальные правила исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от применяемого налогового режима, принимал во внимание существенное различие между общим и упрощенным режимом налогообложения, в связи с чем порядок определения доходов в целях уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), и индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), не тождественен, так как Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) прямо указывает индивидуальному предпринимателю, применяющему УСН, на необходимость определения доходов только в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Помимо прочего, Инспекция обращает внимание суда кассационной инстанции на письмо Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которому вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Отдельно податель жалобы отмечает, что Верховный Суд Российской Федерации решением от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании указанного письма Министерства финансов Российской Федерации недействующим.

В отзыве на кассационную жалобу Предприниматель просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Предприниматель о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Предприниматель зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304519026800214 и в спорный период (2017 год) находился на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Согласно представленной в Инспекцию налоговой декларации по УСН, сумма дохода Предпринимателя за 2017 год составила 38 177 289 руб., сумма фактически произведенных расходов - 35 618 127 руб., налоговая база для исчисления налога по УСН - 2 559 162 руб.

При определении размера подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, Предприниматель исходил из размера дохода, указанного в соответствующей налоговой декларации по УСН, уменьшенного на сумму произведенных расходов.

Также в спорный период Предприниматель являлся плательщиком патентной системы налогообложения по виду деятельности "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли", размер потенциального возможного к получению годового дохода составляет 600 000 руб. (патент от 22.12.2016 N 5190160002979).

Размер исчисленных Предпринимателем страховых взносов составил 51 992 руб. ((2 559 162 руб. + 600 000 руб.) - 300 000 руб.) х 1%) = 28 591 руб. 62 коп.; 28 591 руб. 62 коп. + 23 400 руб. (размер фиксированного платежа).

Страховые взносы уплачены Предпринимателем по платежным поручениям от 20.03.2017 N 46 на сумму 5850 руб., от 21.12.2017 N 242 на сумму 5850 руб., от 06.02.2018 N 19 на сумму 5850 руб., от 06.02.2018 N 21 на сумму 5850 руб., от 26.06.2018 N 286 на сумму 28 592 руб.

В результате проведения проверки своевременности и полноты уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, Инспекция установила занижение Предпринимателем суммы страховых взносов, поскольку по данным Инспекции доход от предпринимательской деятельности составил 38 177 289 руб., который должен быть учтен при исчислении страховых взносов.

Поскольку доход Предпринимателя за указанный период превысил 300 000 руб., Инспекция в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ исчислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 1% от суммы полученного плательщиком дохода, превышающего 300 000 руб., что составило 408 172 руб. 89 коп. ((38 177 289 руб. + 600 000 руб.) - 300 000 руб.) х 1% = 384 772 руб. 89 коп.; 384 772 руб. 89 коп. + 23 400 руб. (размер фиксированного платежа).

Поскольку сумма в размере 408 172 руб. 89 коп. превышает максимальную величину страхового взноса за 2017 год (187 200 руб.), размер подлежащих уплате страховых взносов за 2017 год составил 187 200 руб.

Размер подлежащих доплате страховых взносов за 2017 год с учетом фактически уплаченных страховых взносов в сумме 51 992 руб. и излишне уплаченных страховых взносов за предыдущие периоды в сумме 13 272 руб. 50 коп. составил 121 935 руб. 50 коп.

Позднее Инспекция выставила в адрес Предпринимателя требование от 09.07.2018 N 23566 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в сумме 121 935 руб. 5 коп. и пени в сумме 117 руб. 87 коп. в срок до 27.07.2018.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 18.01.2019 N 42 жалоба Предпринимателя на требование Инспекции от 09.07.2018 N 23566 оставлена без удовлетворения.

Полагая, что требование налогового органа незаконно и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции посчитал требования Предпринимателя обоснованными, в связи с чем заявление удовлетворил.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Удовлетворяя требования Предпринимателя, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

С 01.01.2017 данные правоотношения регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ Предприниматель отнесен к плательщикам страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

Пунктом 9 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса (подпункт 3); для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса (подпункт 4); для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются (подпункт 6).

Налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14 НК РФ).

Порядок учета доходов для определения объекта налогообложения установлен статьей 346.15 НК РФ.

Перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН содержится в статье 346.16 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.

Применительно к положениям пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 2 упомянутой статьи суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Материалами дела подтверждается, что в спорный период Предприниматель являлся плательщиком УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Согласно представленной в Инспекцию налоговой декларации по УСН, сумма дохода Предпринимателя за 2017 год составила 38 177 289 руб., сумма фактически произведенных расходов - 35 618 127 руб., налоговая база для исчисления налога по УСН - 2 559 162 руб.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция вопреки доводам Инспекции подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

Указанные разъяснения даны в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016 отражено, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Аналогичное толкование правовых норм содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу N А27-24987/2015, от 22.11.2017 N 303-КГ-8359 по делу N А51-8964/2016.

Поскольку в настоящем случае сумма страховых взносов исчислена Инспекцией с общей суммы дохода Предпринимателя без учета произведенных расходов, доначисление страховых взносов, подлежащих доплате за 2017 год, сверх фиксированного платежа является неправомерным.

Указания Инспекции на правовую позицию, отраженную в письме Министерства финансов России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, исследована подробно судами и последовательно отклонена в судебных актах.

При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали требование Инспекции от 09.07.2018 N 23566 неправомерным и в связи с его признанием таковым, правомерно обязали Инспекцию устранить допущенные нарушения прав Предпринимателя в установленном законом порядке.

Оснований не согласиться с выводами судов по настоящему делу у суда кассационной инстанции не имеется.

Приведенные в кассационной жалобе доводы Инспекции не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемых решения и постановления.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А42-3735/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Е.С.ВАСИЛЬЕВА

 

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

Ю.А.РОДИН

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок