Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2019 г. № Ф06-51213/2019 по делу № А55-26336/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2019 г. № Ф06-51213/2019 по делу № А55-26336/2018

Налоговый орган начислил пени и отказал обществу в зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и материнству в счет недоимки, сославшись на отсутствие правовых оснований.

Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету по соответствующему бюджету в силу прямого указания закона.

04.11.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2019 г. N Ф06-51213/2019

 

Дело N А55-26336/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Егоровой М.В.,

судей Хабибуллина Л.Ф., Ольховикова А.Н.,

при участии представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области - Рекун И.В. (доверенность от 22.04.2019),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области

на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Сергеева Н.В., Попова Е.Г.)

по делу N А55-26336/2018

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дженерал Сервис" (ОГРН 1116382004045, ИНН 6382062991) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, с участием третьих лиц: Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Самарской области в лице филиала N 9, Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Самарской области в лице филиала N 13, о признании незаконными действий,

 

установил:

 

общество с ограниченной ответственностью "Дженерал Сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Дженерал Сервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - инспекция, налоговый орган, МИФНС России N 15 по Самарской области) по начислению пени и отказу в зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 1079,03 руб., осуществленную после 01.01.2017 года в счет недоимки, образовавшейся до 01.01.2017 года.

Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования изменил и просит суд признать незаконными действия МИФНС России N 15 по Самарской области по отказу в зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 1079,03 руб., осуществленную после 01.01.2017 года в счет недоимки, образовавшейся до 01.01.2017 года и об обязании МИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан возвратить заявителю незаконно удержанную сумму пени в размере 169,43 руб.

Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарской области в лице филиала N 9, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарской области в лице филиала N 13.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 решение Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2019 отменено. По делу принят новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены частично. Действия МИФНС России N 15 по Самарской области по отказу в зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование по временной нетрудоспособности и материнству в размере 1079,03 руб., осуществленной после 01.01.2017 в счет недоимки, образовавшейся до 01.01.2017 признаны незаконными. На Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан возложена обязанность возвратить обществу пени в размере 164,03 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Инспекция, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

ООО "Дженерал Сервис", Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарской области в лице филиала N 9, Государственное учреждение - Региональное отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарской области в лице филиала N 13 своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

До судебного заседания от Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарской области в лице филиала N 9 поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя инспекции, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, приходит к нижеследующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, у заявителя имелась переплата по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1079,03 руб., которая образовалась после 01.01.2017.

22.05.2018 заявитель обратился с заявлением в МИФНС России N 15 по Самарской области о проведении зачета указанной переплаты в счет недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, образовавшейся до 01.01.2017.

Письмом МИФНС России N 15 по Самарской области от 01.06.2018 N 18-20/10982 заявителю отказано в проведения вышеуказанного зачета в связи с отсутствием правовых оснований для проведения налоговыми органами зачетов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные периоды в счет погашения недоимки, образовавшейся до 01.01.2017.

Общество не согласилось с ответом налоговой инспекции, обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области).

Решением УФНС России по Самарской области от 26.07.2018 отказано в удовлетворении жалобы.

Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Федеральными законами от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) и от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) не предусмотрена процедура и не определены полномочия налоговых органов по принятию решений о проведении зачетов излишне уплаченных страховых взносов за расчетные периоды до 01.01.2017.

Суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам, при этом правомерно руководствовался следующим.

КонсультантПлюс: примечание.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации...".

В соответствии с Законом N 243-ФЗ с 01.01.2017 Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".

На основании изменений, внесенных в НК РФ Законом N 243-ФЗ, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба.

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

С 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) утратил силу в связи с принятием Закона N 250-ФЗ.

Из приведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.

На основании пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Судом установлено, что органом ФСС РФ в утвержденном порядке в адрес МИФНС России N 15 по Самарской области была передана информация о суммах сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в отношении ООО "Дженерал Сервис".

Недоимка по страховым взносам общества на указанную дату составляет 1079,03 руб. Данная сумма до настоящего времени не погашена.

Общество платежным поручением от 16.01.2017 N 1770 в добровольном порядке уплатило страховые взносы за январь 2017 года, в которых присутствовала переплата в сумме 1079,03 руб. Именно указанную сумму общество просило налоговый орган учесть в качестве оплаты задолженности по страховым взносам, образовавшейся на 01.01.2017.

Однако, в нарушение требований статьи 78 НК РФ, налоговый орган не произвел зачет недоимки в счет переплаты.

В нарушение пункта 3 статьи 78 НК РФ налоговый орган не сообщил налогоплательщику о наличии излишней уплаты в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Также заявитель был лишен возможности предоставить заявление на возврат указанной суммы, так как согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

Доводы инспекции не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, сделанных на основании совокупности обстоятельств и представленных доказательств.

Иных доводов кассационная жалоба инспекции не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2019 по делу N А55-26336/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

М.В.ЕГОРОВА

 

Судьи

Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок