Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2019 г. № Ф06-45568/2019

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.04.2019 г. № Ф06-45568/2019

По мнению ИП, расчет и последующая уплата страховых взносов за 2014 г. является излишне уплаченной, так как начисление 1% страховых взносов, произошло из суммы выручки предпринимателя за указанный год, а не налоговой базы, полученной по результатам уменьшения полученного дохода на величину произведенных расходов. ИП в УПФР было подано заявление о проведении перерасчета суммы страховых взносов за 2014 г. с целью возврата излишне уплаченных страховых взносов. УПФР отказало предпринимателю в проведении перерасчета. Предприниматель обратился в суд.

Итог: удовлетворяя заявленные требования в части, суды пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты за 2014 год в размере 72 132 руб.

20.05.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09.04.2019 г. № Ф06-45568/2019

 

Дело N А57-8482/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Михайловой М.Д.,

при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Саратовской области:

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) - Новиковой Н.А., доверенность от 17.05.2018,

Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области - Ионцевой И.М., доверенность от 17.04.2018,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 (Михайлова А.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 (председательствующий судья Землянникова В.В., судей Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)

по делу N А57-8482/2018

по заявлению индивидуального предпринимателя Кулевацкого Геннадия Александровича, заинтересованные лица: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области о признании незаконным решения ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области от 13.04.2018 г. N 10-01/3794; об обязании произвести перерасчет с целью возврата уплаченного страхового взноса за 2014 г. в сумме 72 341 руб.

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Кулевацкий Геннадий Александрович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Кулевацкий Г.А.) обратился в Арбитражного суда Саратовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (далее - ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области, управление, УПФР) о признании незаконным решения ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области от 13.04.2018 N 10-01/3794 и об обязании произвести перерасчет с целью возврата уплаченного страхового взноса за 2014 в сумме 72 341 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 заявленные требования удовлетворены частично: суд признал недействительным Решение ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области, выраженное в письме от 13.04.2018 N 10-01/3794 и обязал ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области устранить нарушение прав и законных интересов ИП Кулевацкого Г.А. путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 72 132 руб. за 2014 год.

Также, суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области возвратить ИП Кулевацкому Г.А. излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в размере 72 132 руб. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 оставлено без изменения.

Управление, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Представители ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей ГУ-УПФР в Балашовском районе Саратовской области, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, оснований для удовлетворения жалобы не находит.

Как следует из материалов дела, ИП Кулевацкий Г.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2005 и применяет специальный режим налогообложения (упрощенную систему налогообложения (УСН)) с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Из платежного поручения от 22.04.2015 N 68 следует, что за 2014 г. предпринимателем уплачены страховые взносы в размере 75 662 руб., что не оспаривается Пенсионным фондом.

По мнению заявителя, расчет и последующая уплата страховых взносов в вышеприведенной сумме за 2014 г. является излишне уплаченной, так как начисление 1% страховых взносов, произошло из суммы выручки предпринимателя за указанный год, а не налоговой базы, полученной по результатам уменьшения полученного дохода на величину произведенных расходов.

Как указал заявитель в своем заявлении, за 2016 и 2017 г.г. перерасчет платежей ему произведен.

ИП Кулевацким Г.А. в УПФР в Балашовском районе Саратовской области было подано заявление о проведении перерасчета суммы страховых взносов за 2014 г. с целью возврата излишне уплаченных страховых взносов.

Управление Пенсионного фонда, рассмотрев заявление предпринимателя о перерасчете сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, в ответе от 13.04.2018 N 10-01/3794 сообщило заявителю, что обязательства по уплате страховых взносов в размере 1% от суммы дохода за 2014 г. по состоянию на 01.01.2017 г. исполнены в полном объеме, перерасчет обязательств индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов, сформированных до 02.12.2016 г. возможно произвести только на основании решения суда.

Таким образом, 13.04.2018 УПФР в Балашовском районе Саратовской области решением, выраженном в форме письма от 13.04.2018 N 10-01/3794, отказало Предпринимателю в проведении перерасчета оплаченных страховых взносов за 2014 год.

Не согласившись с ответом Управления Пенсионного фонда, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным, а также об обязании возвратить излишне оплаченные суммы страховых взносов.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суды пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа в осуществлении возврата заявителю имеющейся переплаты за 2014 год в размере 72 132 руб., при этом правомерно исходили из следующего.

Принимая во внимание особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также исходя из правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 01.01.2014 федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).

Пунктом 1.1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен следующий порядок определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

При взыскании с предпринимателя страховых взносов орган контроля исходил из того, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период.

Между тем, 30.11.2016 принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

В данном случае спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно положениям статьи 346.14 налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), - в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.

Суды обоснованно отметили, что страховые взносы следует исчислять с сумм, которые являются фактически полученным предпринимателем доходом в 2014 году.

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому и связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, ИП Кулевацкий Г.А. за налоговый период получен доход в сумме 7 866 154 руб., произведены расходы на сумму 7 213 154 руб.

За 2014 г. ИП Кулевацким Г.А. фактически были уплачены страховые взносы в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, исчисленные исходя из размера "дохода" индивидуального предпринимателя в размере - 75 662 рубля.

Указанная сумма была уплачена платежным поручением от 22.04.2015 N 68.

Фактически заявитель должен был оплатить страховые взносы за 2014 год в размере 3530 руб. (7 866 154 руб. (размер дохода по налоговой декларации) - 7 213 154 руб. (размер расходов по налоговой декларации) = 653 000 руб. (фактически полученный доход); 653 000 руб. - 300 000 руб. = 353 000 руб. x 1% = 3530 руб.

Таким образом, расчет облагаемого дохода с учетом специального режима налогообложения за 2014 год произведен предпринимателем на основании предъявленных сведений (налоговых деклараций), правильность данного расчета органом контроля не оспаривается, расчет проверен судами, оснований для признания расчета необоснованным не усмотрено.

Суд кассационной инстанции также соглашается с выводами судов о незаконности отказа в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, поскольку отказ в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов не имеет законного обоснования и нарушает права предпринимателя.

Довод управления о том, что заявителем не соблюден досудебный порядок, предусмотренный законодательством, был рассмотрен судами и ему дана надлежащая правовая оценка. При этом судами обоснованно указано, что предприниматель обращался с заявлением в Управление за проведением перерасчета сумм по уплаченным страховым взносам за 2014 год.

Управление Пенсионного фонда в ответе от 13.04.2018 N 10-01/3794 на названное обращение определенно выразило позицию о том, что перерасчет сумм страховых взносов за период 2014 год возможен только по решению суда.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что не подача заявления в "рекомендованной" форме на возврат излишне уплаченных взносов не может служит препятствием для защиты прав и интересов заявителя в судебном порядке.

Как верно указали суды, заявление ИП Кулевацкого Г.А. не подлежало оставлению без рассмотрения и в силу следующего.

В зависимости от вида правоотношений и избранного способа защиты судом определяется процедура рассмотрения дела: исковое производство по правилам раздела II АПК РФ (главы 13 - 21) или порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, предусмотренный разделом III Кодекса (главы 22 - 26).

Таким образом, из норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав в арбитражных судах обеспечивается путем административного и искового судопроизводства. В пункте 65 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, вынесенных налоговыми органами в соответствии со статьями 46 или 47 Налогового кодекса, судам необходимо исходить из того, что положения Кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Таким образом, законодательство о страховых взносах не содержит специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

В кассационной жалобе управление отмечает, что суды неправомерно одновременно обязали государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области (межрайонное) устранить нарушение прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Кулевацкого Геннадия Александровича, путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 72 132 руб. и Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Саратовской области возвратить ИП Кулевацкому Г.А. излишне уплаченные страховые взносы в размере 72 132 руб. за 2014 год.

Суд кассационной инстанции считает указанные доводы управления несостоятельными, поскольку согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно обязал УПФР в Балашовском районе (межрайонное) устранить нарушение прав и законных интересов ИП Кулевацкого Г.А. путем принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014 год в сумме 72 132 руб., а Межрайонную ИФНС России N 1 по Саратовской области - возвратить ИП Кулевацкому Г.А. излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в сумме 72 132 руб.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2018 по делу N А57-8482/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Р.Р.МУХАМЕТШИН

 

Судьи

М.В.ЕГОРОВА

О.В.ЛОГИНОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок