Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2019 г. № Ф06-42205/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.01.2019 г. № Ф06-42205/2018

Органом Фонда обязательного медицинского страхования в ходе проверки был сделан вывод о нецелевом использовании учреждением здравоохранения средств, которые были перечислены по договору обязательного медицинского страхования.

Итог: в удовлетворении заявленных требований было отказано. Факт нецелового использования средств был подтвержден.

03.04.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.01.2019 г. № Ф06-42205/2018

 

Дело N А55-1096/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 января 2019 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,

при участии представителей:

заявителя - Зуйкова И.В., доверенность от 09.01.2019,

ответчика - Сомова А.Б., доверенность от 09.01.2019 N 11/05, Гришаковой О.В., доверенность от 09.01.2019 N 11/11,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7"

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018 (судья Мешкова О.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 (председательствующий судья Попов Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)

по делу N А55-1096/2018

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" (ОГРН 1056313004065, ИНН 6313132655), г. Самара, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области, г. Самара, о признании недействительным в части требования, и встречному исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области, г. Самара к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7", г. Самара, о взыскании денежных средств,

 

установил:

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" (далее - ГБУЗ СО "СГБ N 7", медицинское учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области, Фонд обязательного медстрахования, Фонд), в котором, с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило признать недействительным в части требование, изложенное в Акте проверки от 16.10.2017 (с учетом Сообщения о результатах рассмотрения возражений на Акт проверки) о возложении обязанности на ГБУЗ СО "СГБ N 7" по возврату в бюджет ТФОМС Самарской области использованных не по целевому назначению средств ОМС, в сумме 4 000 292 руб., включая:

- 3 004 300 руб. оплата учреждением общехозяйственных и накладных расходов;

- 641 836 руб. начисления заработной платы за оказанные медицинские услуги при отсутствии сертификата специалиста;

- 196 757 руб. произведенные сотрудникам доплаты за работу с вредными условиями труда;

- 132 700 руб. выплаты заработной платы с начислениями сотрудникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала;

- 24 699 руб. оплата услуг ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" по договору N 10015, признать недействительным в части требование, изложенное в Акте проверки от 16.10.2017 (с учетом Сообщения о результатах рассмотрения возражений на Акт проверки) об уплате в бюджет ТФОМС Самарской области штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), в сумме 400 029,2 руб., признать частично недействительным Сообщение о результатах рассмотрения возражений Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" на Акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 16.10.2017, о возложении обязанности на ГБУЗ СО "СГБ N 7 по возврату в бюджет ТФОМС Самарской области использованных по нецелевому назначению средств ОМС, на сумму 4 000 292 руб. (стр. 10 Сообщения), признать частично недействительным Сообщение о результатах рассмотрения возражений Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская больница N 7" на Акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 16.10.2017 г., о возложении обязанности на ГБУЗ СО "СГБ N 7" по уплате штрафа за использование по нецелевому назначению средств ОМС, на сумму 400 029,2 руб. (стр. 10 Сообщения).

От ТФОМС Самарской области 13.04.2018 поступило встречное исковое заявление о взыскании с ГБУЗ СО "СГБ N 7" 4 580 699 руб., из которых: 4 164 272 руб. - средства, перечисленные по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованные не по целевому назначению, 416 427 руб. - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, которое было принято судом первой инстанции к рассмотрению совместно с первоначальным.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018, заявленные ГБУЗ СО "СГБ N 7" требования удовлетворены частично, признано недействительным Сообщение ТФОМС Самарской области о результатах рассмотрения возражений медицинского учреждения, направленное письмом Фонда обязательного медстрахования от 27.10.2017 N 2939 в части возложения на заявителя обязанности по возврату в бюджет ТФОМС Самарской области признанных использованными не по нецелевому назначению средств обязательного медицинского страхования в сумме 24 699 руб., и штрафа в размере 2469,9 руб., Фонду обязательного медстрахования вменено в обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя применительно к той части, в которой Сообщение Фонда о результатах рассмотрения возражений ГБУЗ СО "СГБ N 7" признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Встречное исковое заявление Фонда обязательного медстрахования удовлетворено частично, с ГБУЗ СО "СГБ N 7" в пользу Фонда взыскано 4 553 530 руб. 30 коп., из них:

- средства в размере 4 139 573 руб., перечисленные по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованные не по целевому назначению;

- штраф в размере 413 957 руб. 30 коп. за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. В удовлетворении остальной части встречного искового заявления отказано.

ГБУЗ СО "СГБ N 7" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части неудовлетворенных первоначальных требований заявителя, в данной части принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Кроме этого, медицинское учреждение просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части удовлетворенных встречных требований Фонда, в данной части принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Фонда обязательного медстрахования отказать.

В отзыве ТФОМС Самарской области, полагая решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, просит оставить их без изменений, а кассационную жалобу медицинского учреждения - без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ТФОМС Самарской области, проверив законность судебных актов в обжалуемой части в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, на основании приказа ТФОМС Самарской области от 11.09.2017 N 372 сотрудниками Фонда проведена плановая комплексная проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗ СО "СГБ N 7" за период с 01.07.2015 по 30.06.2017.

По итогам проверки 16.10.2017 комиссией ТФОМС Самарской области был составлен Акт плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств ОМС в СГБ N 7, в котором отражено использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 4 164 272 рубля.

В данном акте было изложено ТФОМС Самарской области требование в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации":

- возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области средства ОМС, использованные по нецелевому назначению, в сумме 4164,272 тыс. рублей (сумма уточнена Сообщением на Возражения) в течение 10 рабочих дней со дня подписания настоящего акта проверки;

- за использование по нецелевому назначению средств ОМС уплатить в бюджет ТФОМС Самарской области штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в сумме 416,427 тыс. рублей (сумма уточнена Сообщением на Возражения) в течение 10 рабочих дней со дня подписания настоящего акта проверки по указанным в акте реквизитам.

Не согласившись с требованиями Фонда о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 4 164 272 рубля, считая их незаконными и необоснованными, ГБУЗ СО "СГБ N 7" 24.10.2017 письмом N 1324 предоставило в Фонд обязательного медстрахования свои возражения на вышеназванный Акт в досудебном порядке.

ТФОМС Самарской области направил в адрес заявителя письменное сообщение N 2939 от 27.10.2017 о результатах рассмотрения возражений на Акт проверки, согласно которому возражения заявителя приняты не были, вместе с тем, сумма средств, использованная не по целевому назначению, подлежащая возврату в бюджет ТФОМС Самарской области, и сумма штрафа были скорректированы в данном сообщении. В связи с чем Фонд в названном сообщении указал на обязанность заявителя на основании пункта 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ): возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области средства ОМС, использованные по нецелевому назначению, в сумме 4 164,272 тыс. рублей в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Самарской области соответствующего требования, за использование по нецелевому назначению средств ОМС уплатить в бюджет ТФОМС Самарской области штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 416,427 тыс. рублей в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ТФОМС Самарской области соответствующего требования.

ГБУЗ СО "СГБ N 7", считая, что оспариваемый Акт проверки от 16.10.2017 в указанной выше части и письменное сообщение ТФОМС N 2939 от 27.10.2017 с требованием о возвращении в бюджет ТФОМС Самарской области средств ОМС, использованных по нецелевому назначению, которые указаны во встречном исковом заявлении в сумме 4 580 699 руб., из которых: 4 164 272 руб. - средства, перечисленные по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованные не по целевому назначению, 416 427 руб. - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию не соответствуют закону и нарушают права учреждения самостоятельно распоряжаться денежными средствами, направив их согласно потребностям учреждения, а также нарушают законные интересы учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на медицинское учреждение обязанности по возмещению денежных средств и уплате штрафа, создают препятствия для осуществления экономической деятельности учреждения, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, учитывая, что итоговые требования Фонда сформулированы и итоговая сумма нецелевого использования средств ОМС, подлежащая уплате в Фонд обязательного медстрахования, а также окончательная сумма штрафа, были определены и предъявлены к уплате заявителю именно в письменном сообщении N 2939 от 27.10.2017 о результатах рассмотрения возражений на Акт проверки, направленном в адрес заявителя письмом ТФОМС Самарской области от 27.10.2017 N 2939, указал, что правовые основания для признания Акта плановой комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования от 16.10.2017 недействительными отсутствуют, поскольку данным Актом не нарушаются права и законные интересы заявителя.

По смыслу статьей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 147 БК расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ).

Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Сумма средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению в размере 4 164 272 рубля, сложилась из следующих:

- 3 004 300 рублей - в 2016 г. и 2017 г. неверно распределены общехозяйственные и накладные расходы между источниками финансирования.

- 641 836 рублей - в 2015 г., 2016 г. и 2017 г. 19-тью сотрудниками оказывались медицинские услуги при отсутствии сертификата специалиста.

- 196 757 рублей - в 2016 г. и 2017 г. без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест 26 сотрудникам производились доплаты за работу с вредными условиями труда.

- 132 700 рублей - в 1 полугодии 2017 г. произведена выплата заработной платы (с начислениями) работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала.

- 24 699 рублей - в 2016 г. дважды произведена оплата в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Самарской области" за выдачу заключений по санитарно-эпидемиологической экспертизе.

- 77 248 рублей - в 2015 г. и 2016 г. использованы медикаменты и оплачено питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС.

- 32 726 рублей - в 2015 г. и 2016 г. на пациентов, проходивших лечение за счет средств от приносящей доход деятельности и пациентов, не являющихся застрахованными лицами в системе ОМС, использованы металлофиксаторы, приобретенные за счет средств ОМС.

- 10 000 рублей - в 2015 г. оплачено за повышение квалификации сотрудника Петряхиной О.В. по специальности "Основы профпатологии".

- 27 254 рублей - в 2016 г. и 2017 г. произведена оплата налога на землю за земельный участок площадью 1644,0 кв. м, на котором расположено здание наркологического диспансера.

- 10 000 рублей - в 2016 г. оплачено за ремонт прибора Алкотестер-01 MARK, который используется при оказании наркологической медицинской помощи.

- 6752 рублей - в 2015 г., в 2016 г. и в 2017 г. излишне списано с подотчета водителя автомобиля Nissan Qashqai бензина в количестве 204,56 л.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, вероятно, допущена опечатка: приказ Минфина России N 157н, которым утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти..., имеет дату 01.12.2010, а не 11.12.2010.

Судом первой инстанции установлено, что требования Учетной политики ГБУЗ СО "СГБ N 7" соответствуют требованиям пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пунктов 134, 135 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Инструкция по применению ЕПС) (утв. приказом Минфина РФ от 11.12.2010 N 157н).

По эпизоду оплаты учреждением общехозяйственных и накладных расходов в сумме 3 004 300 руб. (п. 1.1 раздела 13 Акта проверки) судом первой инстанции установлено следующее:

Нарушений в правильности и обоснованности распределения медучреждением накладных и общехозяйственных расходах между источниками финансирования во 2 полугодии 2015 года не установлено.

Общая сумма доходов учреждения за 2016 год составила 401 616,8 тыс. рублей, в том числе:

- ОМС - 342 964,7 тыс. рублей, что оставляет 85,4% от общей доходов;

- приносящая доход деятельность - 37 282,3 тыс. рублей - 9,28%;

- областной бюджет (субсидии на госзадание) - 21 369,8 тыс. рублей - 5,32%.

Общехозяйственные и накладные расходы за 2016 год составили 90 760,3 тыс. рублей, которые распределены по источникам финансирования в следующей пропорции:

- ОМС - 78 101,9 тыс. рублей, что оставляет 86,05% от общей суммы общехозяйственных и накладных расходов;

- приносящая доход деятельность - 8972,7 тыс. рублей - 9,89%;

- областной бюджет (субсидии на госзадание) - 3685,7 тыс. рублей - 4,06%.

Таким образом, указал суд первой инстанции, в нарушение пункта 1 статьи 272 НК РФ, пунктов 134, 135 Инструкции по применению ЕПС, пункта 12 Учетной политики на 2016 год, утвержденной приказом главного врача медучреждения от 31.12.2015 N 326, в результате необоснованного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования, в 2016 году за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств областного бюджета на общую сумму 592,6 тыс. рублей (90 760 348,69 x 85,4% - 78 101 939,55). Данные расходы не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Общая сумма доходов ГБУЗ СО "СГБ N 7" в 1 полугодии 2017 года составила 175 598,8 тыс. рублей, в том числе:

- ОМС - 144 203,2 тыс. рублей, что оставляет 82,12% от общей суммы доходов;

- приносящая доход деятельность - 21 437,3 тыс. рублей - 12,21%;

- областной бюджет (субсидии на госзадание) - 9958,3 тыс. рублей - 5,67%. Общехозяйственные и накладные расходы за 1 полугодие 2017 года составили 49 100,4 тыс. рублей, которые распределены по источникам финансирования в следующей пропорции:

- ОМС - 42 732,9 тыс. рублей, что оставляет 87,03% от общей суммы общехозяйственных и накладных расходов;

- приносящая доход деятельность - 4497,9 тыс. рублей - 9,16%;

- областной бюджет (субсидии на госзадание) - 1869,6 тыс. рублей - 3,81%.

Таким образом, указал суд первой инстанции, в нарушение пункта 1 статьи 272 НК РФ, пунктов 134, 135 Инструкции по применению ЕПС, пункта 12 Учетной политики на 2017 год, утвержденной приказом главного врача медучреждения от 30.12.2016 N 307, в результате необоснованного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования, в первом полугодии 2017 года за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств областного бюджета на общую сумму 2411,7 тыс. рублей, (49 100 360,78 x 82,12% - 42 732 898,78). Суд первой инстанции счел обоснованными доводы Фонда о том, что данные расходы не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Руководствуясь положениями подпункта 5 пункта 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, пункта 5.10 Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (форма типового договора утверждена приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.12.2012 N 1355н), пунктов 3.2 и 3.5 Тарифных соглашений на 2016 г. и на 2017 год, указав, что структура тарифов по ОМС, которая содержится в Территориальных программах ОМС на 2016 г. и на 2017 г., не предусматривает использование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, суд первой инстанции пришел к выводу, что средства ОМС в сумме 3 004 300 рублей были использованы ГБУЗ СО "СГБ N 7" на оплату общехозяйственных и накладных расходов, которые не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, что является использованием средств ОМС не по целевому назначению, и отказал в удовлетворении требований заявителя в данной части, удовлетворив встречные исковые требования Фонда в данной части.

Судом первой инстанции отмечено, что Территориальные программы ОМС на 2015 г., на 2016 г. и на 2017 г., являются составными частями Территориальных программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи 2015 г., на 2016 г. и на 2017 год, утверждены, соответственно, постановлениями Правительства Самарской области от 25.12.2014 N 828, от 24.12.2015 N 880, от 27.12.2016 N 827).

По вопросу начисления заработной платы за оказанные медицинские услуги при отсутствии сертификата специалиста в сумме 641 836 руб. судом первой инстанции установлено, что 19-ю сотрудниками медучреждения оказывалась медицинская помощь без сертификата специалиста, при этом сумма начисленной заработной платы из средств ОМС составила 641,836 тыс. рублей, с учетом начислений на фонд оплаты труда (ФОТ) (2015 год - 211 432 рублей; 2016 год - 178 786 рублей; 2017 года - 251 618 рублей).

Суд первой инстанции, сославшись на положения пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 5.6 Приложения N 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230), Территориальных программ ОМС на 2015 г., на 2016 г. и на 2017 г., пришел к выводу, что выплата заработной платы (с начислениями) медицинским работниками, оказывающим медицинскую помощь без сертификата специалиста, относится к расходам, которые не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, встречные исковые требования Фонда в данной части удовлетворил, а в удовлетворении требований заявителя по данному эпизоду отказал.

По вопросу о произведенных сотрудникам доплатах за работу с вредными условиями труда в сумме 196 757 руб. (по п. 1.3 раздела 13 Акта проверки) судом первой инстанции установлено, что без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест 26 сотрудникам производились доплаты за работу с вредными условиями труда на сумму 196 757 тыс. рублей, с учетом начислений на фонд оплаты труда (ФОТ) (2016 год - 161 317 тыс. рублей, 2017 год - 35 440 тыс. рублей). Руководствуясь статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", пунктом 13 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 N 45н, пунктом 3.3 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденного. постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 N 416 (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28.12.2015 N 891), суд первой инстанции, указав, что выплата доплат без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест не связана с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, и не может оплачиваться за счет средств ОМС, встречные исковые требования Фонда в данной части удовлетворил, а в удовлетворении требований заявителя по данному эпизоду отказал.

Согласно доводам Фонда в 1 полугодии 2017 г. за счет средств ОМС необоснованно была произведена выплата заработной платы (с начислениями) в сумме 132 700 руб. работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала.

Расходы по оплате труда персонала патологоанатомического отделения за 1 полугодие 2017 года за счет средств бюджета, средств ОМС составили 891,0 тыс. рублей (оплата труда - 713,1 тыс. рублей; страховые взносы на оплату труда - 177,9 тыс. рублей)

Суд первой инстанции, отметив, что в случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в отношении этого застрахованного лица прекращаются в момент смерти застрахованного лица, расходы по исследованию аутопсийного материала (т.е. материала трупов) счел не связанными с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, не подлежащими оплате за счет средств ОМС, указав, что в соответствии с Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403) и Разделом 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 год (утв. постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2016 N 827) иные государственные и муниципальные услуги (работы), в том числе, в патологоанатомических бюро, оказываются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.

Судом первой инстанции установлено, что для ГБУЗ СО "СГБ N 7" на 2017 год Министерством здравоохранения Самарской области из бюджета субъекта выделены денежные средства в размере 758 394 рубля на осуществление патологоанатомических работ, включая и заработную плату (с начислениями).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции удовлетворил заявленные Фондом требования в вышеуказанной части.

Также Фондом установлено, что в 2016 г. и 2017 г. медучреждением произведена оплата налога на землю за земельный участок площадью 1644,0 кв. м, на котором расположено здание наркологического диспансера в размере 27 254 рублей.

В ходе проверки Фондом установлено, что в 2016 году на земельном участке, расположенном по адресу г. Самара, ул. Крайняя, д. 17, занимаемом стационаром медучреждения, было осуществлено возведение здания (модуля) под размещение подразделения наркологического диспансера для медицинского освидетельствования и оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Указанный модуль был возведен в рамках областной целевой программы "Развитие здравоохранения Самарской области на 2014 - 2018 годы". Для данного модуля был осуществлен раздел существующего земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, ул. Крайняя, д. 17 общей площадью 63 202,20 кв. м с кадастровым номером 63:01:0320002:1226. Земельный участок был разделен на два земельных участка: земельный участок площадью 61 558,0 кв. м с условным номером 63:01:0320002:1226:ЗУ1 и земельный участок площадью 1644,0 кв. м с условным номером 63:01:0320002:1226:ЗУ2. Необходимый пакет документов по разделению участков находится в стадии оформления.

Однако за счет средств ОМС ГБУЗ СО "СГБ N 7" оплачен налог на землю за земельный участок площадью 1644,0 кв. м с условным номером 63:01:0320002:1226:ЗУ2, на котором расположено здание наркологического диспансера в общей сумме 27,254 тыс. рублей (2016 год - 21,803 тыс. рублей; 1 полугодие 2017 года - 5,451 тыс. рублей).

Суд первой инстанции, придя к выводу, что средства ОМС в сумме 27 254 рублей, в нарушение Федерального закона N 326-ФЗ, Территориальных программ ОМС на 2016 г. и на 2017 г., Тарифных соглашений на 2016 г. и на 2017 год, Договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, были использованы медучреждением на оплату земельного налога за здание, которое не участвует в оказании медицинской помощи по ОМС, данные расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, счел использование средств ОМС в данном случае не по целевому назначению и удовлетворил требования Фонда.

Суд первой инстанции также дал мотивированную оценку и другим доводам сторон (по иным эпизодам), однако, поскольку в кассационной жалобе медучреждением они не обжалуются, суд кассационной инстанции в силу положений части 1 статьи 286 АПК РФ их не проверяет.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе ГБУЗ СО "СГБ N 7" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.

В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, в связи с чем медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.

Все доводы кассационной жалобы ГБУЗ СО "СГБ N 7", по которым оно не согласно с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами в обжалуемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).

Доводы медучреждения, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, повторяют ранее заявленные доводы, направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.

Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 по делу N А55-1096/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

 

Председательствующий судья

С.В.МОСУНОВ

 

Судьи

А.В.ТОПОРОВ

И.Ш.ЗАКИРОВА

 

 

 

 

 

 

 

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок