Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2018 г. № Ф06-38415/2018

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2018 г. № Ф06-38415/2018

ИП обратился в суд с заявлением к ПФР о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 380 145 руб. 24 коп.

Итог: арбитры поддержали позицию предпринимателя. Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Судами установлено, что страховые взносы за указанные периоды заявителем исчислялись с дохода без учета понесенных им расходов, в связи с чем, у предпринимателя возникла переплата.

28.01.2019Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08.11.2018 г. № Ф06-38415/2018

 

Дело N А65-41673/2017

 

Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,

при участии представителей:

индивидуального предпринимателя Дегтярева Олега Сергеевича - Лукояновой М.О., доверенность от 25.10.2018,

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан - Юскевич Е.В., доверенность от 03.10.2016,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - Исмагиловой Г.Ф., доверенность от 09.01.2018,

в отсутствие:

Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2018 (судья Минапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018

по делу N А65-41673/2017

по заявлению индивидуального предпринимателя Дегтярева Олега Сергеевича (ОГРН 314169022300056, ИНН 165506819789), г. Казань, к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064), г. Казань, третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, г. Казань, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 380 145,24 руб.,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Дегтярев Олег Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан (далее - пенсионный фонд) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 380 145 руб. 24 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан (далее по тексту - МРИ ФНС N 14 по РТ, инспекция), Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее о тексту - ОПФР по Республике Татарстан).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2018 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2018 оставлено без изменения.

Пенсионный фонд, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Представитель пенсионного фонда и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители заявителя, инспекции в судебном заседании отклонили кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения.

ОПФР по Республике Татарстан в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без его участия.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя, ответчика, третьего лица, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими изменению.

Как следует из материалов дела, согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2014 отчетный год доход заявителя составил 7 921 975 руб., а расходы составили 10 062 404 руб.

В соответствии с налоговой декларации за 2015 отчетный год доход заявителя составил 50 038 087 руб., а расходы составили 61 077 269 руб.

Согласно налоговой декларации за 2016 отчетный год доход заявителя составил 55 872 513 руб., а расходы составили 60 636 750 руб.

За 2014 отчетный год заявителем оплачено страховых взносов 76 407 руб., за 2015 отчетный год - 148 886 руб. 40 коп., за 2016 отчетный год - 154 851 руб. 84 коп. Указанные суммы составляют 1% от суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 000 рублей, без учета его расходов. Заявителем в адрес пенсионного фонда были направлены заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015 и 2016 годы.

Однако требования заявителя были оставлены пенсионным фондом без удовлетворения. Заявитель, не согласившись с таким отказом, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходили из наличия у заявителя подтвержденной переплаты по страховым взносам за 2014, 2015, 2016 годы, обращения заявителя в суд в пределах трехлетнего срока для подачи заявления. Суды взыскали сумму спорных страховых взносов с пенсионного фонда, ссылаясь на статью 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ).

Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П).

Судами установлено, что страховые взносы за указанные периоды заявителем исчислялись с дохода без учета понесенных им расходов, в связи с чем, у предпринимателя возникла переплата.

Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Таким образом, суды пришли к правильным выводам о наличии у предпринимателя переплаты по страховым взносам, право на возврат которых им не утрачено.

Между тем, суд кассационной инстанции считает, что в части указания в резолютивной части на взыскание с пенсионного фонда в пользу предпринимателя суммы страховых взносов, излишне уплаченных в общем размере 380 145 руб. 24 коп., из которых за 2014 г. в сумме 76 407 руб., за 2015 г. в сумме 148 886 руб. 40 коп., за 2016 г. в сумме 154 851 руб. 84 коп., судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат изменению исходя из нижеследующего.

По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2011 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 2.1 распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2011 N 490р "О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования", статей 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) взыскание излишне уплаченных страховых взносов с государственного учреждения, в данном случае с Управления Пенсионного фонда, означает исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований, предназначенных на осуществление его текущей деятельности и деятельности, направленной на выполнение (обеспечение) оказания соответствующих государственных услуг.

При этом в данном случае исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований вступает в противоречие с нормами статей 20, 21 Закона N 250-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 21 Закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.

Исходя из вышеуказанных правовых норм, взыскание судами с пенсионного фонда в пользу заявителя излишне уплаченных страховых взносов является неправомерным, поскольку пенсионный орган выносит решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, исполнение которого производится администратором страховых взносов (после 01.01.2017 таковыми являются налоговые органы), в связи чем, обжалуемые судебные акты подлежат изменению, в данном случае судам следовало обязать пенсионный фонд осуществить возврат предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов, что предполагает принятие пенсионным фондом соответствующего решения о возврате соответствующих излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Относительно взыскания с пенсионного фонда расходов по уплате государственной пошлины в размере 10 603 руб., суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Пунктом 21 Постановления от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" установлено, что если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.

Таким образом, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2018 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2018 по делу N А65-41673/2017 изменить в резолютивной части в части взыскания с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064), в пользу индивидуального предпринимателя Дегтярева Олега Сергеевича, г. Казань (ОГРНИП 314169022300056, ИНН 165506819789) суммы страховых взносов, излишне уплаченных в общем размере 380 145 руб. 24 коп., из которых за 2014 г. в сумме 76 407 руб., за 2015 г. в сумме 148 886 руб. 40 коп., за 2016 г. в сумме 154 851 руб. 84 коп.

В указанной части резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.04.2018 изложить в следующей редакции: "Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г. Казани Республики Татарстан, г. Казань (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064), осуществить возврат индивидуальному предпринимателю Дегтяреву Олегу Сергеевичу, г. Казань (ОГРНИП 314169022300056, ИНН 165506819789) излишне уплаченных сумм страховых взносов в общем размере 380 145 руб. 24 коп., из которых за 2014 г. в сумме 76 407 руб., за 2015 г. в сумме 148 886 руб. 40 коп., за 2016 г. в сумме 154 851 руб. 84 коп. в установленном законом порядке".

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий судья

Р.Р.МУХАМЕТШИН

 

Судьи

М.В.ЕГОРОВА

О.В.ЛОГИНОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок