Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Решения / Решение Верховного Суда России от 29 января 2018 г. № АКПИ17-1010

Решение Верховного Суда России от 29 января 2018 г. № АКПИ17-1010

О признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н

14.03.2018  

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Сибиле Г.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженерная группа ПЛАНА" о признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99), утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, установил:

приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н утверждено Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 августа 1998 г., регистрационный номер 1598, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 сентября 1998 г., N 23, в "Российской газете" ("Ведомственное приложение") 31 октября 1998 г., N 208.

Согласно пункту 29 названного положения организация должна составлять бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчётного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчётность является промежуточной.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43 н утверждено Положение по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99). По заключению Министерства юстиции Российской Федерации нормативный правовой акт признан не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 6 августа 1999 г. N 6417-ПК). Приказ опубликован в печатных изданиях "Финансовая газета" 1999 г., N 34, "Экономика и жизнь" 1999 г., N 35.

Пунктом 48 данного положения предусмотрено, что организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчётного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью "Инженерная группа ПЛАНА" (далее - ООО "Инженерная группа ПЛАНА") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 48 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99) и пункта 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, ссылаясь на их противоречие частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте".

Требование мотивировано тем, что по смыслу части 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", составление организациями промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности является исключением из общего правила (составление годовой отчётности) и применяется только в определённых случаях. При этом данная норма ограничивает круг лиц и разновидность нормативных и локальных актов, которыми может вводиться обязанность по ведению подобной отчётности. Пункт 48 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99) и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, устанавливающие обязанность по ведению промежуточной отчётности для всех организаций без указания конкретных случаев и ситуаций, в которых действует это правило, по своему содержанию оказываются шире, чем часть 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учёте".

Оспариваемые нормативные положения нельзя рассматривать как частный случай применения части 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", поскольку при таком ошибочном (расширительном) толковании все организации без исключения должны составлять промежуточную отчётность, что лишает норму закона всякого смысла. Кроме того, внесённые в Федеральный закон "О бухгалтерском учёте" изменения свидетельствуют о том, что законодатель не рассматривает применение промежуточной отчётности в качестве обязательного условия для всех экономических субъектов.

По мнению административного истца, оспариваемые нормативные положения создают неопределённость для правоприменителя, затрагивают права и законные интересы общества, так как от квалификации понятия "отчётный период" в том числе зависит размер действительной стоимости доли, подлежащей выплате участнику, вышедшему из общества.

Министерство финансов Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указали, что оспариваемые в части положения изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают прав административного истца.

Представитель ООО "Инженерная группа ПЛАНА", извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, письменно заявил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации Шиляев А.П. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Попова Н.И. не признали административный иск.

Выслушав возражения представителя Министерства финансов Российской Федерации Шиляева А.П., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Поповой Н.И., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым удовлетворить заявленное требование, Верховный Суд Российской Федерации считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 278 "О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности.

В целях выполнения мероприятий по реализации этой программы разработка новых и уточнение ранее утверждённых положений (стандартов) по бухгалтерскому учёту к 2000 г. были поручены в том числе Министерству финансов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N 382-р Министерству финансов Российской Федерации предписано разработать и утвердить положение о ведении бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, распространив его на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Центрального банка Российской Федерации и кредитных организаций (пункт 1).

Одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, обеспечивавшего проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координировавшего деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, являлось обеспечение методологического руководства бухгалтерским учётом и отчётностью (кроме бухгалтерского учёта и отчётности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе). К числу основных функций министерства относились подготовка предложений и реализация мер по методологическому руководству бухгалтерским учётом и отчётностью в Российской Федерации; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учёта и отчётности, инструкций по их применению и порядку составления отчётности (кроме бухгалтерского учёта и отчётности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); установление порядка ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций (пункт 1, подпункт 10 пункта 5, подпункты 52-54 пункта 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273).

Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации и Положение по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99) утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Установление единых требований к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта относятся к предмету регулирования Федерального закона "О бухгалтерском учёте", вступившего в силу с 1 января 2013 г.

Действие названного федерального закона распространяется на следующих лиц (экономические субъекты): коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации; индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", введённой в действие Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учёте", Положения по бухгалтерскому учёту, утверждённые Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 г. до дня вступления в силу данного федерального закона, признаются для его целей федеральными стандартами. При этом в силу части 15 статьи 21 указанного федерального закона федеральные стандарты не должны ему противоречить.

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учёте", если иное не установлено этим законом (часть 1 статьи 6).

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчётности предусмотрены статьёй 13 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", согласно которой она должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений, должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1). Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта (часть 2). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный год (часть 3).

Частью 4 этой же статьи определено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность её представления.

Исходя из приведённых законоположений составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности, во-первых, не является обязанностью каждого экономического субъекта, во-вторых, она должна составляться экономическим субъектом только в том случае, когда обязанность её представления установлена законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта.

Однако пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации и пункт 48Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99), используя для обозначения субъектов, на которых распространяется действие нормативного правового акта, термин "организация", предусматривают для таких лиц в качестве общего правила обязанность составления организацией промежуточной бухгалтерской отчётности за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчётного года, в том числе независимо от наличия или отсутствия у такого лица обязанности её представления.

Таким образом, оспариваемые нормативные положения противоречат части 4 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учёте", устанавливая иное правовое регулирование, а доводы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации о соответствии таких норм требованиям действующего законодательства лишены правовых оснований.

При изложенных обстоятельствах в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пункт 48 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99) и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО "Инженерная группа ПЛАНА" уплатило государственную пошлину в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей согласно платёжному поручению от 19 октября 2017 г. N 3664. Данные судебные расходы подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Инженерная группа ПЛАНА" удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 48 Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99), утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, и пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальных печатных изданиях, в которых были опубликованы оспоренные в части нормативные правовые акты.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Инженерная группа ПЛАНА" расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырёх тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок