Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2017 г. № А62-5934/2016

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2017 г. № А62-5934/2016

По мнению налогового органа, субсидии получаемые субъектами предпринимательства, применяющими УСН из бюджета в виде возмещения затрат, связанных с временным социально-бытовым обустройством лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, не указаны в перечне средств целевого финансирования (целевых поступлений) согласно ст. 251 НК РФ и должны учитываться получателями субсидий в составе доходов при определении налоговой базы. Действительно, в статье 251 НК РФ не поименованы средства, получаемые налогоплательщиками в рассматриваемом случае. Между тем, как установлено судами, спорные денежные средства, полученные предпринимателем на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 г. № 692, от 26.12.2014 г. № 1516 имеют строго целевое назначение, носят компенсационный характер и предоставлялись ИП только после подтверждения им понесенных затрат, что не противоречит подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

25.09.2017Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06.09.2017 г. № А62-5934/2016

 

Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2017 г.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего Чаусовой Е.Н.

Судей Радюгиной Е.А., Ермакова М.Н.

При участии в заседании:

от индивидуального предпринимателя Киселева Г.Г. (ОГРНИП 304672213900038, Смоленская область, г. Вязьма) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области (Смоленская область, г. Вязьма, ул. Космонавтов, 2) Трифоненковой Н.А. - представителя (доверен. от 28.11.2016 г.)

рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.02.2017 г. (судья Красильникова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 г. (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А62-5934/2016,

 

установил:

 

индивидуальный предприниматель Киселев Геннадий Геннадьевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области от 04.07.2016 г. N 8411.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 08.02.2017 г. заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 г. решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Смоленской области по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, представленной индивидуальным предпринимателем Киселевым Г.Г., принято решение от 04.07.2016 г. N 8411 о доначислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 776938 руб., пени в сумме 66534 руб. 30 коп., применении штрафа в сумме 7729 руб. 94 коп.

Решением Управления ФНС России по Смоленской области от 04.08.2016 г. N 107 апелляционная жалоба предпринимателя на решение инспекции оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции, Киселев Г.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

Статьей 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса; доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Абзацем 6 пункта 1 статьи 346.17 НК РФ предусмотрено, что средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Данный порядок применяется как налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, так и налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы.

Таким образом, для предпринимателей, получающих финансовую поддержку из бюджета по основаниям, указанным в абзацах 4 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Кодекса, доходом являются не собственно денежные средства, полученные из бюджета, а не использованные по целевому назначению суммы в течение определенного времени.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 г. N 692 "О предоставлении в 2014 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. N 1516 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения, и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 года N 692" предусмотрено предоставление в 2014, 2015 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 г. N 692 Администрацией Смоленской области вынесено Постановление от 03.07.2014 г. N 487 "О содействии размещению и социально-бытовому обустройству на территория Смоленской области граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и приехавших в Смоленскую область", которым установлено, что обеспечение питанием, проживанием и иными социально-бытовыми услугами лиц, прибывших в Смоленскую область, осуществляется пунктами временного размещения из расчета: не более 200 рублей в день на одного человека - на организацию питания; не более 600 рублей в день на одного человека - на иные расходы (приобретение средств личной гигиены; мягкого инвентаря, включая постельные принадлежности, одежду, обувь; медикаментов; иных предметов первой необходимости; транспортные расходы и иные расходы, необходимые для обеспечения социально-бытового обслуживания).

Пунктом 10 Постановления определено, что в 2015 году пункты временного размещения осуществляют финансирование расходных обязательств по обеспечению размещения, питания, иного социально-бытового обустройства и перевозки лиц, прибывших в Смоленскую область, из имеющихся в их распоряжении средств с последующим возмещением за счет средств федерального бюджета.

Судами установлено, что предпринимателем Киселевым Г.Г. применяется упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения - доходы.

В целях возмещения затрат по размещению в хостеле "Викинг" (пункт временного размещения) лиц, поименованных в Постановлениях Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 г. N 692, от 26.12.2014 г. N 1516, на основании постановления Администрации Смоленской области от 03.07.2014 г. N 487 Киселев Г.Г. получал государственные субсидии в 2015 году от Главного управления гражданской защиты и пожарной безопасности Смоленской области.

Все расходы компенсированы предпринимателю на основании отчета о целевом использовании денежных средств с приложением подтверждающих первичных документов. Отчеты по суммам субсидий, перечисленных в 2015 году, представлены в Межрайонную инспекцию ФНС России N 2 по Смоленской области в ходе рассмотрения возражения на акт камеральной проверки согласно описи от 08.06.2016 г. Данные расходы не были учтены при формировании налогооблагаемой базы.

Все расходы, отраженные в отчетах, подтверждены первичными документами, которые являются приложением в соответствии с договором, приняты и проверены Главным управлением гражданской защиты и пожарной безопасности Смоленской области, после проверки и утверждения перечня лиц в УФМС России по Смоленской области.

Денежные средства перечислялись только после проверки и утверждения отчета, авансирования не производилось, нецелевого использования данной субсидии за проверяемый период не установлено.

По мнению налогового органа, субсидии получаемые субъектами предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения из бюджета в виде возмещения затрат, связанных с временным социально-бытовым обустройством лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, не указаны в перечне средств целевого финансирования (целевых поступлений) согласно ст. 251 НК РФ и должны учитываться получателями субсидий в составе доходов при определении налоговой базы.

Действительно, в статье 251 НК РФ не поименованы средства, получаемые налогоплательщиками в рассматриваемом случае.

Между тем, как установлено судами, спорные денежные средства, полученные предпринимателем на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 г. N 692, от 26.12.2014 г. N 1516 имеют строго целевое назначение, носят компенсационный характер и предоставлялись Киселеву Г.Г. только после подтверждения им понесенных затрат, что не противоречит подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Тот факт, что эти средства были получены предпринимателем не в рамках Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", не опровергает вывод судов, что эти средства по сути являются субсидиями в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем по аналогии может быть применен абзац 6 пункта 1 статьи 346.17 Кодекса в совокупности с положениями статьи 346.15 Кодекса.

Доводы налогового органа о том, что из книги учета доходов и расходов предпринимателя не следует, что совершенные расходы и субсидии отражались им в соответствующим разделе, несостоятельны, поскольку материалы проверки, включая оспариваемое решение, не содержат выводов о нарушении Киселевым Г.Г. правил учета доходов и расходов.

Кроме того, этот довод инспекции был заявлен только в суде апелляционной инстанции.

Иные доводы налогового органа о включении налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, спорных субсидий в налоговую базу, повторяют доводы, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, которым судами дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального или процессуального права судами не допущено.

Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Смоленской области от 08.02.2017 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 г. по делу N А62-5934/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 291.1, ст. 291.2 АПК РФ.

 

Председательствующий

Е.Н.ЧАУСОВА

 

Судьи

Е.А.РАДЮГИНА

М.Н.ЕРМАКОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок