Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2015 г. № Ф09-7303/15

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2015 г. № Ф09-7303/15

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная Постановлением № 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.

09.10.2015Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28.09.2015 г. № Ф09-7303/15

 

Дело N А47-13643/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Токмаковой А.Н., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Хлебопродукт-2" (далее - ЗАО "Хлебопродукт-2", общество, налогоплательщик) на "постановление" Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А47-13643/2014 Арбитражного суда Оренбургской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.

 

ЗАО "Хлебопродукт-2" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.10.2014 N 2894 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 21.04.2015 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены.

"Постановлением" Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит "постановление" апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Заявитель жалобы ссылается на то, что поскольку "постановление" Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п) опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214), с учетом положений "п. 6" данного постановления вступило в силу 28.12.2012 и в соответствии с "п. 1 ст. 391" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установленная им кадастровая стоимость земельного участка налогоплательщика подлежала применению для целей налогообложения с 01.01.2013.

Общество полагает, что "Постановление" N 1122-п улучшает положение налогоплательщика, поскольку утвержденная им кадастровая стоимость принадлежащих ЗАО "Хлебопродукт-2" земельных участков снижена по сравнению с ранее установленной, в связи с чем в силу "п. 3", "4 ст. 5" Кодекса вступает в силу после его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.

Налоговый орган в представленном отзыве указывает на отсутствие оснований для отмены "постановления" апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы общества.

Инспекция считает, что "Постановление" N 1122-п не относится к нормативным актам законодательства о налогах и сборах, в связи с чем положения "ст. 5" Кодекса на него не распространяются.

Налоговый орган указывает на то, что "Постановление" N 1122-п не улучшило положения налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков.

 

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком декларации по земельному налогу за 2013 г. принято решение от 10.10.2014 N 2894, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 889 813 руб.

Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о неверном исчислении обществом земельного налога в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами 56:44:0345004:2, 56:44:0347001:4, исходя из кадастровой стоимости этих участков, установленной "Постановлением" N 1122-п.

Инспекция сочла, что "Постановление" N 1122-п в силу положений "ст. 5" Кодекса может быть применено лишь к налоговому периоду, наступающему после окончания месячного срока со дня его опубликования, т.е. в 2014 году.

Решение налогового органа от 10.10.2014 N 2894 было обжаловано налогоплательщиком в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, которым принято решение от 18.12.2014 N 16-15/15278 об оставлении жалобы общества без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная "Постановлением" N 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым "актом" предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд указал на отсутствие оснований для применения в 2013 году для целей налогообложения "Постановления" N 1122-п.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены "Правила" проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу "п. 10" которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Апелляционным судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области утверждены "Постановлением" N 1122-п, "п. 2" которого эти результаты рекомендованы к применению, в том числе для целей налогообложения.

"Пунктом 5" Постановления N 1122-п в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что "постановление" вступает в силу после его опубликования.

Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что "Постановление" N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214).

"Статьей 390" Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно "п. 1 ст. 393" Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с "п. 5 ст. 65" Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным "кодексом" и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу "ст. 66" Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно "абз. 1 п. 1 ст. 5" Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В "п. 3" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании "п. 1 ст. 5" Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Согласно правовой позиции, содержащейся в "постановлении" Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений "п. 1 ст. 5" и "ст. 391" Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из "Конституции" Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами "ст. 390" и "п. 1 ст. 391" Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в "Кодексе". Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, "ст. 15 (часть 3)" Конституции Российской Федерации и "ст. 8" Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Из взаимосвязанных положений "ст. 1", "2", "6 (часть 2)", "8", "17 (часть 1)", "18", "19", "34", "35", "55 (часть 3)" и "57" Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании "ст. 5" Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Руководствуясь положениями "ст. 5" Кодекса, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в "п. 3" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в "постановлении" Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы апелляционного суда в части, касающейся действия "Постановления" N 1122-п во времени.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это ("п. 4 ст. 5" Кодекса).

В силу "п. 5 ст. 5" Кодекса положения, предусмотренные этой "статьей", распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Изданное Правительством Оренбургской области "Постановление" N 1122-п об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении спорных земельных участков не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная "Постановления" N 1122-п, в связи с чем апелляционный суд признал правомерным оспариваемое решение налогового органа и отказал в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, кроме того, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебного "акта" в соответствии со "ст. 288" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного "постановление" суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь "ст. 286", "287", "289" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

постановил:

 

"постановление" Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу N А47-13643/2014 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Хлебопродукт-2" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном "ст. 291.1" Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председательствующий

О.Г.ГУСЕВ

 

Судьи

А.Н.ТОКМАКОВА

Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Как открыть для себя «Личный кабинет налогоплательщика»?

Если у вас нет еще доступа в ваш «Личный кабинет», то советую сделать