Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 г. № А13-15191/2012

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 г. № А13-15191/2012

С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 г. №N 245-ФЗ, с 1 октября 2011 года порядок подтверждения налогоплательщиком обоснованности реализации своего права на применение 0 налоговой ставки изменился, обязанность по представлению в налоговый орган выписки банка, предусмотренная подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ исключена.

29.10.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17.10.2013 г. № А13-15191/2012

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Рубцовой В.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Осиповой О.В. (доверенность от 09.01.2013 N 10), рассмотрев 17.10.2013 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Вологодской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.04.2013 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А13-15191/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Север-Альянс", место нахождения: 160000, г. Вологда, Благовещенская ул., д. 21, ОГРН 1093525008390 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 1, ОГРН 1043500095737 (далее - Инспекция), от 14.08.2012 N 82 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и N 4371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

Податель жалобы ссылается на то, что порядок подтверждения нулевой ставки, действующий с 01.10.2011, не применяется к спорным правоотношениям, поскольку товар отгружен Обществом до 01.10.2011. Кроме того, Инспекция указывает, что в федеральном ресурсе отсутствуют сведения о представлении предпринимателем Макрушиной М.В. заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 03.10.2011 N 10 с отметкой N 00490.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 19.03.2012 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2011 года, в которой заявило о применении ставки 0 процентов к налоговой базе по операциям реализации на экспорт в Республику Казахстан сахара на сумму 57 922 684 руб. и исчислило сумму вычетов, относящихся к данным операциям, в размере 5 759 238 руб. Всего по декларации Обществом заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 2 766 895 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт от 03.07.2012 N 3748 и приняты решения от 14.08.2012 N 82 об отказе в возмещении НДС в сумме 2 766 895 руб. и N 4371 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 31 529 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить НДС в сумме 157 646 руб. и пени в сумме 7427 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 25.10.2012 N 07-09/013183@ указанные решения Инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.

Полагая решения Инспекции от 14.08.2012 N 82 и 4371 неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, поскольку пришли к выводу о том, что Общества подтвердило надлежащим образом право на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации на экспорт сахара-песка.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Как видно из материалов дела, Общество по договору от 04.04.2011 N 04-11 поставило в адрес ТОО "Алматинская продовольственная компания" (Республика Казахстан) сахар-песок на общую сумму 696 210,6 доллара США.

Пакет документов, представленный Обществом, содержал выписки банка на сумму только 682 883,7 доллара США, в связи с чем Инспекция сделала вывод о представлении неполного пакета документов и необоснованном применении налоговых вычетов, относящихся к реализации товара на сумму 13 326,9 доллара США.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 названной статьи, представляются контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации; таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

Таким образом, согласно ранее действовавшего порядка в соответствии со статьей 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик должен был одновременно с налоговой декларацией представлять банковские выписки о поступлении выручки от иностранного лица на его счет в российском банке за приобретаемый товар.

С вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 01.10.2011 порядок подтверждения налогоплательщиком обоснованности реализации своего права на применение 0 налоговой ставки изменился, обязанность по представлению в налоговый орган выписки банка, предусмотренная подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ исключена.

Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно применили в данном случае измененную редакцию статьи 165 НК РФ, согласно которой выписка банка не требовалась, поскольку правоотношения, связанные с представлением 19.03.2012 Обществом налоговой декларации за IV квартал 2011 года возникли после 01.10.2011, то к ним не подлежит применению закон, действовавший до указанной даты. Факт отгрузки товара на экспорт до 01.10.2011 в данном случае не имеет значения, поскольку сам по себе он не порождает правоотношений между налогоплательщиком и налоговым органом, связанным с реализацией права на применение налоговой ставки 0 процентов.

Указанная выше норма права регулирует порядок подачи документов для подтверждения ставки 0% и получения вычетов по НДС при экспортных операциях и ее новая редакция требование о предоставлении выписки банка не содержит.

Таким образом, вывод судов о том, что в данном случае Инспекция неправомерно отказала Обществу в подтверждении его права на применение ставки 0 процентов и в праве на налоговые вычеты по НДС, со ссылкой на непредставление банковской выписки, является правильным.

Из материалов дела также следует, что Инспекция признала необоснованным применение ставки 0 процентов к операциям Общества по реализации индивидуальному предпринимателю Маркушиной М.В. сахара на сумму 13 326,9 доллара США и соответствующих налоговых вычетов.

Как следует из материалов дела, по договору от 11.05.2011 N С-05-11 Общество осуществило поставку индивидуальному предпринимателю Маркушиной М.В. (Республика Казахстан) сахара-песка в количестве 1880,6 тонны.

Для подтверждения налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации сахара на сумму 30 609 509 руб. Общество в пакете документов представило заявление покупателя о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 10 с отметкой налоговых органов Республики Казахстан.

Вместе с тем Инспекция установила, что в федеральном информационном ресурсе "Таможенный союз-обмен" сведения о заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 10 отсутствуют.

Данное обстоятельство послужило основанием для вывода налогового органа о представлении неполного пакета документов для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов к операциям по реализации сахара предпринимателю Маркушиной М.В. на сумму 30 609 509 руб.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 165 НК РФ налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляет одновременно с налоговой декларацией по ставке 0 процентов, документы, предусмотренные пунктом 1 названной статьи.

Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные названным Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Согласно статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (в редакции Протокола от 11.12.2009) "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" при экспорте товаров применяется 0 ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.

В соответствии со статьей 1 протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" от 11.12.2009 (далее - Протокол, с изменениями от 18.06.2010), ратифицированного Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ, при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 165 НК РФ и статьей 1 упомянутого выше Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы: договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов; транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза; иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляется заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.

В соответствии с пунктом 6 Протокола, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Пунктом 5 Протокола установлено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае Инспекцией представлен акт от 02.05.2013 N 715 встречной налоговой проверки, проведенной налоговым управлением по городу Уральску, в отношении Маркушиной М.В.

Встречной налоговой проверкой установлено, что по договору от 11.05.2011 N С-05-11 Маркушина М.В. приобрела у Общества сахар-песок в количестве 1880,6 тонны на общую сумму 1 805 376 долларов США. За поставленный товар предприниматель произвела оплату в сумме 1 794 760 долларов США. Факт ввоза подтвержден заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: от 18.07.2011 N 009, от 16.09.2011 N 012, от 19.08.2011 N 010.

В качестве приложения к данному акту представлена копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.08.2011 N 010 с отметкой налогового органа 2718180112 N 00166.

Судом апелляционной инстанции установлено, что налоговые обязательства исполнены своевременно, оплата НДС за товары, ввозимые с территории Российской Федерации, произведена 19.08.2011 в размере 19 189 555 тенге.

Таким образом, принимая во внимание, что факт уплаты Маркушиной М.В. НДС по товару, полученному от Общества, подтвержден и подтверждена дата уплаты этого налога - 19.08.2011, суды пришли к правомерному выводу о том, что право Общества на применение налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации сахара-песка предпринимателю Маркушиной М.В. подтверждено.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций.

Суд кассационной инстанции не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов у кассационного суда не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А13-15191/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С.ВАСИЛЬЕВА

Судьи

О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Н.А.МОРОЗОВА

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Легкая судьба электронных документов в суде

Бухгалтерские документы отражают важную информацию о хозяйственной деятельности организации.