Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2013 г. № Ф09-8106/13

Постановление ФАС Уральского округа от 04.09.2013 г. № Ф09-8106/13

Уплата по решению пенсионного органа, которое в дальнейшем признано судом недействительным, является основанием для признания уплаченных по такому решению сумм излишне взысканными страховыми взносами, пенями и штрафами. Такие суммы возвращаются по заявлению плательщика.

18.09.2013Российский налоговый портал 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04.09.2013 г. № Ф09-8106/13

Дело N А60-1937/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2013 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Сухановой Н.Н.,

судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга (далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2013 по делу N А60-1937/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Завод Медсинтез" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения об отказе в осуществлении зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов от 17.12.2012 N 07503112РЗ0024178 и об обязании Пенсионного фонда возвратить обществу суммы излишне взысканных 22.03.2012 пеней и штрафов по страховым взносам в общем размере 1046,39 руб., об обязании начислить за период с 23.03.2012 по 17.04.2013 и далее по день фактического возврата излишне взысканных сумм пеней в общем размере 1046,39 руб. и уплатить проценты на суммы излишне взысканных пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в общем размере 30,85 руб.

Решением суда от 22.04.2013 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что излишне уплаченные суммы страховых взносов могут быть зачтены в счет предстоящих платежей либо зачтены в счет погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения только по заявлению общества. Кроме того выражает несогласие со взысканием с фонда государственной пошлины.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов предусмотрен ст. 27 Закона N 212-ФЗ.

В силу ч. 3 названной статьи решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов.

В силу ч. 7 упомянутой статьи в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном ч. 9 настоящей статьи, процентов на эту сумму.

Частью 9 этой статьи предусмотрено, что сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Проценты на сумму излишне взысканных страховых взносов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой действовавшей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ч. 14 данной статьи правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных пеней и штрафов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе выездной проверки общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, Пенсионным фондом составлен акт проверки от 21.03.2012 N 075/031/332-2012 и вынесено решение от 19.04.2012 N 075/031/332-2012.

Названным решением общество привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 983,80 руб., с предложением уплатить недоимку в сумме 4919 руб., пени в сумме 23,60 руб., которое обществом исполнено в полном объеме.

Впоследствии вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2012 по делу N А60-26122/2012 данное решение Пенсионного фонда признано недействительным, и это обстоятельство явилось основанием для обращения общества в Пенсионный фонд с заявлением о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов.

Оспариваемым решением фонд отказал заявителю в удовлетворении заявления, сославшись на то, что откорректированные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 3 месяца, полугодие, 9 месяцев, календарный год 2011 г. по результатам выездной проверки разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Между тем, уплата по решению пенсионного органа, которое в дальнейшем признано судом недействительным, является основанием для признания уплаченных по такому решению сумм излишне взысканными страховыми взносами, пенями и штрафами.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-0 и не возлагает на общество обязанности по корректировке индивидуальных лицевых счетов и представления заявления о зачете.

При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что основания для отказа в удовлетворении заявления о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пеней и штрафов у фонда отсутствовали, в связи с чем решение фонда об отказе правомерно признано судами недействительным.

Доводов относительно несогласия фонда со взысканием с него процентов в кассационной жалобе не приведено, соответственно суд кассационной инстанции в этой части законность и обоснованность судебных актов не проверяет.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод фонда о незаконном взыскании судами судебных расходов в части уплаченной по делу государственной пошлины ввиду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Т.е. расходы, понесенные обществом в связи с уплатой госпошлины при подаче искового заявления и апелляционной жалобы, подлежат возмещению ответчиком в составе судебных расходов на основании ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что управление по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влияет на порядок возмещения судебных расходов другому участнику процесса.

Ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации ни Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета, в случае если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.

Таким образом, судами правомерно судебные расходы общества в виде уплаты госпошлины отнесены на фонд.

Доводы кассационной жалобы учреждения об обратном основаны на ином толковании норм права, которое не следует из их содержания.

Всем конкретным обстоятельствам дела судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов (п. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не выявлено.

Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2013 по делу N А60-1937/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Н.СУХАНОВА

Судьи

А.В.КАНГИН

Е.О.ЧЕРКЕЗОВ

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок