Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Определения / Определение ВАС РФ от 29.04.2013 г. № ВАС-1541/13

Определение ВАС РФ от 29.04.2013 г. № ВАС-1541/13

Суды пришли к выводу, что плата за подключение и надбавка к тарифу установлены и могут быть использованы организациями коммунального комплекса исключительно в целях финансирования инвестиционной программы, а, следовательно, полученные от потребителей денежные средства являются целевыми и имеют инвестиционный характер. Поскольку, спорные денежные средства от потребителей были получены предприятием в целях реализации инвестиционной программы, суды признали такую передачу имущества инвестиционной, которая в силу положений подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается операцией по реализации товаров (работ, услуг).

19.07.2013Российский налоговый портал 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-1541/13

Москва                                                                                                       29 апреля 2013 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Бациева В.В., судей Завьяловой Т.В., Поповченко А.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 1 по Вологодской области (ул. Герцена, д. 1, г. Вологда, 160000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.2012 по делу № А13-16621/2011, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2012 по тому же делу

по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно­коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» (Советский пр-т, д. 128, г. Вологда) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области о признании недействительным решения от 15.09.2011 № 1239 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 07.11.2011 № 14­ 09/012885@.

Суд установил:

в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Вологодская городская Дума решением от 24.09.2009 № 134 утвердила программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Город Вологда» на 2010 - 2012 годы.

На основании названного решения Вологодская городская Дума 29.12.2009 утвердила для муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводо канал» (далее - предприятие) инвестиционную программу на 2010 - 2012 годы по развитию систем коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - инвестиционная программа), установив в качестве источников финансирования заемные средства в размере 340 000 000 рублей и средства предприятия в размере 505 438 000 рублей.

Согласно указанной программе предприятие обязалось в соответствии с заключенным с Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды договором от 20.08.2010 № 296Д осуществлять строительство и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.1 договора было предусмотрено, что финансовые потребности предприятия, необходимые для реализации инвестиционной программы, обеспечиваются за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение), а также за счет привлеченных и собственных средств. Согласно пункту 3.5 договора источником для обеспечения заемных средств предприятия служит надбавка к тарифу на холодную воду (далее - надбавка к тарифу).

Постановлением Главы города Вологды от 19.11.2009 № 6239 установлены тарифы на холодную воду.

Размер надбавки к тарифу для потребителей предприятия на 2010 - 2012 годы установлен решением Вологодской городской Думы от 29.12.2009 № 245, а постановлением Администрации города Вологды от 01.02.2010 № 10 установлены тарифы на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения.

Полученные от потребителей денежные средства в виде платы за подключение и надбавки к тарифу предприятие направляло в 2010 году на реализацию инвестиционной программы. Полагая, что данные средства являются целевыми, носят инвестиционный характер и в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются доходом, подлежащим учету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, предприятие 21.04.2011 представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее - инспекция) уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2010 год. В данной декларации предприятие исключило указанные средства из налогооблагаемой базы, в связи с чем сумма налога на прибыль была уменьшена на 17 594 816 рублей по сравнению с предыдущей декларацией за названный период.

По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации инспекцией принято решение от 15.09.2011 № 1239, которым отказано в привлечении предприятия к налоговой ответственности и предложено уплатить 17 594 816 рублей недоимки по налогу на прибыль. По мнению инспекции, полученные от потребителей денежные средства в виде платы за подключение и надбавки к тарифу не могу быть признаны инвестиционными, поскольку сами потребители не являются участниками инвестиционной программы и не могут быть признаны инвесторами в соответствии с положениями Федерального закона от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон № 39-Ф3). Также названные средства не могут быть признаны средствами целевого финансирования, закрытый перечень которых установлен подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Спорные средства являются выручкой предприятия от реализации и признаются в соответствии с положениями статьи 249 Кодекса доходом, учитываемым при исчислении налога на прибыль.

На основании изложенного инспекция пришла к выводу о неправомерном исключении предприятием из налоговой базы по налогу на прибыль 96 365 117 рублей надбавки к тарифу и платы за подключение, а из внереализационных расходов - 8 391 041 рублей, в том числе 5 971 111 рублей расходов в виде процентов по долговым обязательствам, уплаченным за счет спорных денежных средств.

Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 07.11.2011 № 14-09/012885@ изменила решение инспекции в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль, изложив эту часть в следующей редакции: «начислить налог на прибыль организаций за 2010 год в сумме 17 594 816 рублей; уплатить сумму доначисленного налога на прибыль организаций за 2010 год с учетом состояния расчетов с бюджетом на дату вступления решения в законную силу». В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением инспекции, предприятие оспорило его в Арбитражный суд Вологодской области.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.04.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012, заявление предприятия удовлетворено, оспариваемое решение инспекции признано недействительным.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 30.10.2012 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм материального права, инспекция просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении его заявления.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Признавая недействительным оспариваемое решение инспекции, суды исходили из следующего.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ).

Законом № 210-ФЗ предусмотрены положения, направленные на регулирование инвестиционных программ по развитию систем коммунальной инфраструктуры (установлен порядок их утверждения представительными органами муниципального образования, участия в них организаций коммунального комплекса, определены источники финансирования таких организаций).

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, участвующей в реализации    программы комплексного развития инфраструктуры,

обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (работ, услуг) - в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, а также за счет платы за подключение к сетям инженерно­технического обеспечения. Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, осуществляется представительным органом муниципального образования (пункт 2 статьи 10 Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 2 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за подключение и надбавка к тарифу устанавливаются в целях финансирования инвестиционных программ и учитываются при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса.

На основании указанных норм Закона № 210-ФЗ суды пришли к выводу, что плата за подключение и надбавка к тарифу установлены и могут быть использованы организациями коммунального комплекса исключительно в целях финансирования инвестиционной программы, а, следовательно, полученные от потребителей денежные средства являются целевыми и имеют инвестиционный характер.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

Поскольку, спорные денежные средства от потребителей были получены предприятием в целях реализации инвестиционной программы, суды признали такую передачу имущества инвестиционной, которая в силу положений подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса не признается операцией по реализации товаров (работ, услуг).

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 247, 248, 249 Кодекса, суды пришли к выводу, что полученные от потребителей спорные денежные средства не являются доходом предприятия, подлежащим учету при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, и признали недействительным оспариваемое решение инспекции.

Оспаривая принятые по делу судебные акты, инспекция в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора приводит следующие доводы.

Все полученные от потребителей денежные средства являются выручкой от реализации, которая признается доходом и подлежит учету при определении налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль. По мнению инспекции, суды неправомерно квалифицировали спорные денежные средства как инвестиционные и применили положения подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 6 Закона № 39-ФЗ инвесторы имеют право на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.

Потребители участия в инвестиционной программе предприятия не принимают, а лишь оплачивают услуги по установленному тарифу, определенному регулирующим органом с учетом необходимости осуществления модернизации системы коммунальной инфраструктуры. Созданные в результате строительства и модернизации объекты коммунальной инфраструктуры в рамках инвестиционной программы переходят в муниципальную собственность, а предприятие обладает правом хозяйственного ведения в отношении данных объектов.

Спорные денежные средства не могут быть признаны и средствами целевого финансирования, не учитываемыми при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлен закрытый перечень средств целевого финансирования, в котором спорные средства не поименованы.

Таким образом, по мнению инспекции, потребители товаров (работ, услуг) не являются инвесторами, а полученные предприятием денежные

средства за эти услуги не могут расцениваться как инвестиционные, несмотря на то, что часть из них направляется предприятием на исполнение своих обязательств по реализации инвестиционной программы.

Учитывая изложенное в целях обеспечения единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права коллегия судей усматривает основания для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по указанному эпизоду.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело № А13-16621/2011 Арбитражного суда Вологодской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 26.04.2012, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.10.2012 по тому же делу.

2. Предложить муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Вологдагорводоканал» представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 15 июня 2013 года.

Председательствующий судья В.В.Бациев

Судья Т.В.Завьялова

Судья А.А.Поповченко

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок